В обучении правописанию современная школа достигла значительных успехов, однако проблема повышения орфографической грамотности наших выпускников ещё продолжает существовать.
Поиски рациональной методики школьной орфографии на современном этапе связаны со стремлением учесть основные научные положения теории русского правописания, важнейшие достижения педагогической психологии и дидактики, а также лучший опыт преподавания.
В 2000 году автор настоящего УМК по русскому языку предложила, по словам рецензента, “уникальную систему повышения орфографической грамотности учащихся в русле современных педагогических технологий через творческое отношение к сложной методической проблеме и индивидуальный подход к учащимся”, написав работу “Система повышения орфографической грамотности учащихся. Обобщение и анализ практического опыта”. Предложенная система включает следующие компоненты:
- мотивацию формирования орфографической грамотности;
- воспитание познавательного интереса учащихся к русскому языку;
- приёмы изучения новых орфографических правил;
- прогнозирование и предупреждение наиболее распространённых орфографических ошибок;
- систематизацию и обобщение изученного материала;
- определение относительной грамотности учащихся и совершенствование их орфографического навыка;
- контроль и оценку уровня орфографической грамотности учащихся.
Теоретическая база опыта реализуется на основе теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.
Новизна опыта – в модернизации, адаптации к конкретным условиям уже известных средств и методов, проводимых в системе с использованием авторского дидактического материала.
Ведущая педагогическая идея – идея сотрудничества, учения с увлечением.
Теория показала и практика подтвердила, что для успешного обучения в школе русскому языку, для качественного усвоения материала, для самообразования детей с разным уровнем подготовки использование целостной системы по повышению орфографической грамотности учащихся является наиболее приемлемым.
Для целостного систематического использования авторского дидактического материала, который, как показала практика, может быть применён в любой школе, разработан УМК по русскому языку, состоящий из шести рабочих тетрадей с печатной основой:
- Рабочая тетрадь по русскому языку (ребусы, 5 класс);
- Рабочая тетрадь по русскому языку (ребусы, 6 класс);
- Рабочая тетрадь по русскому языку (ребусы, 7 класс);
- Рабочая тетрадь по русскому языку (ребусы, 8 класс);
- Рабочая тетрадь по русскому языку (ребусы, 9 класс);
- Рабочая тетрадь по русскому языку (кроссворды, 5-9 классы).
Настоящий УМК представляет собой систематизированный, сгруппированный в соответствии с разделами и параграфами стабильных учебников по русскому языку набор карточек с ребусами и кроссвордами, основное назначение которых – дополнить практическую часть учебника, помочь учителю в поисках и выборе методических путей решения проблемы орфографической грамотности, обеспечив его занимательным материалом для ведения систематической и планомерной работы, а ученику – помочь в усвоении того или иного программного материала в необычной форме, повысить общую культуру.
В УМК отражён многолетний личный опыт работы автора в школе, а также результат обобщений, сделанных на основе достижений современной методики и в ходе наблюдений за процессом преподавания русского языка.
Количество разделов и порядок их следования в пособии определяется структурой учебника.
Автор УМК убеждён в том, что значительные трудности, связанные с изучением непроверяемых написаний слов, могут быть успешно преодолены лишь при условии правильной в методическом отношении организации этой работы на протяжении всех лет пребывания ученика в школе.
Методика обучения непроверяемым написаниям определила структуру и содержание карточек в пособиях. Построение карточек таково: справа от ребуса после порядкового номера раздела, обозначенного римской цифрой, арабской цифрой указан порядковый номер словарного слова. Такая структура карточки облегчает учителю проверку выполненной учеником работы.
Работа над словом с непроверяемой орфограммой организуется по следующему плану:
Расшифруй слово, чётко произнеси его по слогам, поставь в нём ударение, подчеркни орфограммы. Проверь написание этого слова по орфографическому словарю. Определи, к какой части речи относится зашифрованное слово. Для имени существительного укажи род и склонение, для глагола – спряжение. Уточни лексическое значение слова по толковому словарю.
Подбери однокоренные слова, обозначь корень в записанных словах, подчеркни орфограмму.
Составь словосочетание с одним из однокоренных слов.
Запиши предложение с одним из однокоренных слов.
Предлагаемая автором система работы с ребусами не только формирует навыки грамотного письма, но и способствует увеличению словарного запаса учащихся, развитию как лингвистической зоркости, так и связной речи школьников, повышает их активность.
В тетрадях имеются памятки: “План работы с предлагаемыми ребусами”, “Образец записи”, “Принципы составления и решения ребусов”, - которые помогут ученику быстро и легко разобраться в пособии.
Рабочая тетрадь по русскому языку (кроссворды, 5-9 классы) состоит из пяти разделов, в которых содержится 63 кроссворда:
- Раздел 1. Кроссворды для 5 класса (№1 - №23);
- Раздел 2. Кроссворды для 6 класса (№24 - № 43);
- Раздел 3. Кроссворды для 7 класса (№44 - №53);
- Раздел 4. Кроссворды для 8 класса (№54 - №58);
- Раздел 5. Кроссворды для 9 класса (№59 - №63).
Предлагаемое пособие является органической частью УМК по русскому языку, позволяющее развить любознательность, стремление к познанию, которые заложены в каждом человеке.
Учитывая преимущества кроссворда перед всеми остальными и интеллектуальными играми, автор УМК на своих уроках использует настоящую рабочую тетрадь по каждой орфографической теме (в качестве домашнего задания для желающих). Кроссворды по орфографическим темам ученики сдают на проверку учителю, когда тема изучена полностью, т.е. ребёнок имеет возможность поработать над выполнением такого домашнего задания несколько дней. Хотя кроссворды предлагается заполнить желающим, выполняют это задание все. Те кроссворды, которые по какой-либо причине не были использованы при изучении данной орфографической темы, автор предлагает этим же детям в старших классах при повторении материала, но в качестве обязательного домашнего задания.
Кроссворды, составленные на основе списка слов “Пиши правильно”, рекомендуется использовать на уроках обобщающего повторения по каждой грамматической теме для написания словарного диктанта. Учащиеся к такому словарному диктанту готовятся дома, работая со словарями, а на уроке кто-то из учеников читает вопрос, отвечает на него, после чего все заполняют кроссворд. Такая форма работы со словами с непроверяемыми написаниями нравится детям, времени на неё затрачивается столько же, что и на обычный словарный диктант.
В предлагаемых кроссвордах слова не пересекаются, а только образуют какую-либо фигуру, так как горизонтальное положение слова для русского школьника более привычно.
Для кроссвордов использованы слова, которые учащиеся должны уметь писать правильно, зная соответствующие орфограммы. Заполняя кроссворды, они закрепляют полученные на уроках по орфографии знания в необычной форме, что, несомненно, вызывает у них интерес. Кроме того, ученики узнают правильное толкование слов, что очень важно, так как без понимания смысла слов невозможно ясно излагать свои мысли. Таким образом, как усвоение словарного запаса, так и умение грамотно писать слова – необходимые условия для заполнения предлагаемых кроссвордов.
В тетради имеются интересные сведения из истории кроссворда.
Понимая значимость кроссворда в воспитании познавательных интересов учащихся, во внеурочное время автор знакомит ребят с правилами решения и методикой составления кроссвордов. Материал для бесед можно взять из книги Н.Д. Лопатина “Мир кроссворда”. Очень скоро кроссворд, который делает наш досуг радостным и интересным, расширяет кругозор, тренирует память, оттачивает сообразительность, учит настойчивости, умению работать со справочной литературой, способствует активизации общения людей, становится любимой игрой учеников и их родителей.
Задания занимательного характера вызывают интерес учащихся ещё и потому, что они знают: это творчество самого учителя. Когда ребята видят, что учитель пытается что-то создать сам, то у них появляется желание творить, которое потом переносится на любые формы творческих работ и на уроках, и во внеурочное время.
Помня, что только в игре ребёнок раскрепощается, а, раскрепостившись, он может и творить, и познавать в творчестве, автор настоящего УМК не забывает о том, что игра не должна уводить от усвоения трудных вопросов грамматики, а делать это усвоение прочным и интересным.
В связи с тем что информационные и коммуникационные технологии (НИКТ и ИКТ) становятся проводниками и инструментами получения нового знания, предлагается электронная версия авторского УМК, состоящая из 2 частей:
-“Кроссворды приходят на урок” (5 презентаций);
-“Ребусы приходят на урок” (36 презентаций)
Авторский УМК и его электронная версия (см. Приложение 1, Приложение 2) позволяют в занимательной форме на каждом уроке русского языка по всем грамматическим темам систематически проводить работу по повышению орфографической грамотности учащихся как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, обобщении его. Методика использования авторского УМК изложена в методических рекомендациях.
Предлагаемые пособия созданы с учётом действующей школьной программы по русскому языку под редакцией Н. М. Шанского и ориентированы на методическую систему стабильных учебников*, но также могут быть использованы как в общеобразовательных учебных заведениях, где учителя работают по параллельным учебным комплектам, так и в школах и классах с углублённым изучением предмета, гимназиях и лицеях.
* Ладыженская Т. А., Баранов М. Т. и др. “Русский язык. 5 класс”;
Баранов М. Т., Григорян Л. Т. и др. “Русский язык. 6 класс”;
Баранов М. Т., Григорян Л. Т. и др. “Русский язык. 7 класс”;
Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. “Русский язык. 8 класс”;
Бархударов С. Г., Крючков С. Е. и др. “Русский язык. 9 класс”.
Автор надеется, что учителя творчески подойдут к советам и рекомендациям, исходя из конкретных условий, в которых они работают, чтобы получить больший педагогический эффект.
Предложенная автором система работы по развитию повышения грамотности учащихся, стимулированию самостоятельной деятельности, познавательного интереса, усилению учебной мотивации прошла апробацию не только на школьном и городском, но районном и межрайонным уровнях и получила высокую оценку Экспертного совета Всероссийского открытого конкурса "Педагогические инновации - 2004", награждена дипломом Оргкомитета и Научного Совета конкурса.
Практическая ценность пособия состоит в том, что позволяет решить такие противоречия, как коллективное обучение – индивидуальное развитие личности, программные требования – реальный уровень обученности учащихся.
Удобное тиражирование пособия и простота использования позволяют говорить о возможности широкого распространения и внедрения его в практику школ любого типа.