Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.
Цель: знакомство с правописанием букв О и А в корне – КОС - - - КАС -.
Учебно-методический комплекс: опорная схема, карточки со словарными словами, мяч, карточки с текстами для приёма “Корректирующая проба”,
Эпиграф урока: “Всё в твоих руках”.
Структура урока
№ | Структурный элемент урока | Содержание элемента урока | Применяемый приём НЛП (См. в приложении) |
I. | Начало урока | 1. Приветствие. 2. Проверка готовности к уроку. 3. Организация внимания. |
3.1. “Дождь” (Настрой на
аудиально-кинестетическое восприятие
информации. Тренировка переключения внимания. Повышение эмоционального настроя (эмоциональная “зарядка”)). |
II. | Подготовка учащихся к изучению нового материала. | 1. Сообщение темы. 2. Мотивация. 3. Целевая установка. |
3.1.“Корректирующая проба”. Увеличение работоспособности. Тренировка переключения внимания. Тренировка свойств внимания (возбуждения и торможения), влияние на их силу, уравновешенность, подвижность. |
III. | Сообщение учебного материала учителем. | 1. Объяснение нового материала в соответствии с типами восприятия (Использование во время объяснения опорных схем) | 1.1. “Трёхканальное объяснение”
(Передача учебной информации в визуальном,
аудиальном и кинестетическом режиме. Развитие репрезентативных систем). |
IV. | Физкультминутка. | ||
V. | Закрепление, тренировка, отработка умений. | 1. Беседа. 2. Работа с карточками- заданиями, с учебником. 3. Решение познавательных и практических задач |
1.1. “Игра с мячом”. (Ускорение процесса запоминания. Влияние на сознательные и бессознательные психические процессы). |
VI. | Домашнее задание. | 1. Подведение итогов урока. 2. Мотивировка домашнего задания. 3. Инструктаж по его выполнению. |
1.1. “Оценка себя и своей
деятельности” (Развитие рефлексии). 2.1. “Трёхканальная информация” (Передача учебной информации в визуальном, аудиальном и кинестетическом режиме. Развитие репрезентативных систем). |
VII. | Финал урока. | 1. “Прослушивание метафоры”. (Создание “эффекта края”) |
Ход урока
I. Начало урока:
1.Приветствие.
2. Проверка готовности к уроку.
3. Организация внимания. Приём “Дождь” (Приложение 1).
II. Подготовка учащихся к изучению нового материала.
1. Сообщение темы.
2. Мотивация.
3. Целевая установка. “Корректирующая проба” (Приложение 1).
Даётся текст на карточках. Задание: зачеркнуть во всём тексте букву “е” и подчеркнуть букву “и”.
Текст.
Алтай – красивейшая горная страна, протянувшаяся длинной грядой в центре Азиипо территориям России, Казахстана, Монголии и Китая. Многотысячелетняя его история тесно связана с событиями, происходившими на огромных пространствах Азии и Восточной Европы. В древних курганах Алтая сохранились ремесленные изделия из Китая, раковины с берегов Индийского океана, переднеазиатские ковры и ткани.
III. Сообщение учебного материала учителем.
1. Объяснение нового материала в соответствии с типами восприятия “Трёхканальное объяснение” (Использование во время объяснения опорной схемы)
Опорная схема.
КАС или КОС?
Чередование гласных |
|
А пишется перед суффиксом – А - | О пишется перед Н (нет суффикса А) |
касательная прикасаться |
прикосновение коснуться |
2. Работа с учебником (чтение правила п. 21, страница 46); запись опорной схемы и её озвучивание.
3. Следует не путать их с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.
Проверяемые безударные гласные в словах: коса (косы), косить (косит), косолапый (косо), косой (вкось).
Непроверяемые безударные гласные в словах: касатка (ласточка), косатка (морское животное семейства дельфиновых), кастрюля.
4. “Метод Цицерона”. (Слова записаны на доске).(Приложение 1).
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление, тренировка, отработка умений.
1. Беседа.
- Когда в корнях с чередованием гласных – КОС - - КАС – пишется буква А? Когда – О?
2. “Игра с мячом”. Назвать гласную в корне слова – О или А. (Примеры из упражнения № 109)
3. Упражнение № 110.
4. Решение познавательных и практических задач.
Найти в ряду однокоренных слов лишнее слово:
а) касание, косить, коснуться;
б) прикосновение, коса, косой;
в) прикасаться, коснуться, касаться.
VI. Домашнее задание.
1.Подведение итогов урока. “Оценка себя и своей деятельности”
Начни со слов:
“Я видел...”
“Я слышал...”
“Я делал...”
“Я чувствовал...”
“Я научился...”
2. Мотивировка домашнего задания. “Трёхканальная информация”
(Трёхканальная информация с использованием визуальных, аудиальных, кинестетических предикатов – посмотрите, послушайте, запишите).
Задание: параграф 21, № 111;
Дополнительно (на выбор): составить текст, используя слова № 111 (по возможности - все) или сочинить лингвистическую сказку о корнях – КОС - - КАС, включив в неё диалог.
3. Инструктаж по его выполнению домашнего задания.
VII. Финал урока. “Прослушивание метафоры”. (Приложение 1). (Создание “эффекта края”).
В конце знакомства с метафорой обратить внимание детей на эпиграф к уроку.
Метафора “Всё в твоих руках”.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу - ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее!”
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у него: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках…”