Урок русского языка в 6-м классе, разработанный на основе нейролингвистического программирования

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии


Тип урока: урок формирования новых знаний и умений.

Цель: знакомство с правописанием букв О и А в корне – КОС - - - КАС -.

Учебно-методический комплекс: опорная схема, карточки со словарными словами, мяч, карточки с текстами для приёма “Корректирующая проба”,

Эпиграф урока: “Всё в твоих руках”.

Структура урока

Структурный элемент урока Содержание элемента урока Применяемый приём НЛП

(См. в приложении)

I. Начало урока 1. Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Организация внимания.

3.1. “Дождь” (Настрой на аудиально-кинестетическое восприятие информации.

Тренировка переключения внимания. Повышение эмоционального настроя (эмоциональная “зарядка”)).

II. Подготовка учащихся к изучению нового материала. 1. Сообщение темы.

2. Мотивация.

3. Целевая установка.

3.1.“Корректирующая проба”.

Увеличение работоспособности. Тренировка переключения внимания. Тренировка свойств внимания (возбуждения и торможения), влияние на их силу, уравновешенность, подвижность.

III. Сообщение учебного материала учителем. 1. Объяснение нового материала в соответствии с типами восприятия (Использование во время объяснения опорных схем) 1.1. “Трёхканальное объяснение” (Передача учебной информации в визуальном, аудиальном и кинестетическом режиме.

Развитие репрезентативных систем).

IV. Физкультминутка.    
V. Закрепление, тренировка, отработка умений. 1. Беседа.

2. Работа с карточками- заданиями, с учебником.

3. Решение познавательных и практических задач

1.1. “Игра с мячом”.

(Ускорение процесса запоминания. Влияние на сознательные и бессознательные психические процессы).

VI. Домашнее задание. 1. Подведение итогов урока.

2. Мотивировка домашнего задания.

3. Инструктаж по его выполнению.

1.1. “Оценка себя и своей деятельности” (Развитие рефлексии).

2.1. “Трёхканальная информация” (Передача учебной информации в визуальном, аудиальном и кинестетическом режиме.

Развитие репрезентативных систем).

VII. Финал урока.   1. “Прослушивание метафоры”. (Создание “эффекта края”)

Ход урока

I. Начало урока:

1.Приветствие.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Организация внимания. Приём “Дождь” (Приложение 1).

II. Подготовка учащихся к изучению нового материала.

1. Сообщение темы.

2. Мотивация.

3. Целевая установка. “Корректирующая проба” (Приложение 1).

Даётся текст на карточках. Задание: зачеркнуть во всём тексте букву “е” и подчеркнуть букву “и”.

Текст.

Алтай – красивейшая горная страна, протянувшаяся длинной грядой в центре Азиипо территориям России, Казахстана, Монголии и Китая. Многотысячелетняя его история тесно связана с событиями, происходившими на огромных пространствах Азии и Восточной Европы. В древних курганах Алтая сохранились ремесленные изделия из Китая, раковины с берегов Индийского океана, переднеазиатские ковры и ткани.

III. Сообщение учебного материала учителем.

1. Объяснение нового материала в соответствии с типами восприятия “Трёхканальное объяснение” (Использование во время объяснения опорной схемы)

Опорная схема.

КАС или КОС?

Чередование гласных

А пишется перед суффиксом – А - О пишется перед Н

(нет суффикса А)

касательная

прикасаться

прикосновение

коснуться

2. Работа с учебником (чтение правила п. 21, страница 46); запись опорной схемы и её озвучивание.

3. Следует не путать их с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Проверяемые безударные гласные в словах: коса (косы), косить (косит), косолапый (косо), косой (вкось).

Непроверяемые безударные гласные в словах: касатка (ласточка), косатка (морское животное семейства дельфиновых), кастрюля.

4. “Метод Цицерона”. (Слова записаны на доске).(Приложение 1).

IV. Физкультминутка.

V. Закрепление, тренировка, отработка умений.

1. Беседа.

- Когда в корнях с чередованием гласных – КОС - - КАС – пишется буква А? Когда – О?

2. “Игра с мячом”. Назвать гласную в корне слова – О или А. (Примеры из упражнения № 109)

3. Упражнение № 110.

4. Решение познавательных и практических задач.

Найти в ряду однокоренных слов лишнее слово:

а) касание, косить, коснуться;

б) прикосновение, коса, косой;

в) прикасаться, коснуться, касаться.

VI. Домашнее задание.

1.Подведение итогов урока. “Оценка себя и своей деятельности”

Начни со слов:

“Я видел...”

“Я слышал...”

“Я делал...”

“Я чувствовал...”

“Я научился...”

2. Мотивировка домашнего задания. “Трёхканальная информация”

(Трёхканальная информация с использованием визуальных, аудиальных, кинестетических предикатов – посмотрите, послушайте, запишите).

Задание: параграф 21, № 111;

Дополнительно (на выбор): составить текст, используя слова № 111 (по возможности - все) или сочинить лингвистическую сказку о корнях – КОС - - КАС, включив в неё диалог.

3. Инструктаж по его выполнению домашнего задания.

VII. Финал урока. “Прослушивание метафоры”. (Приложение 1). (Создание “эффекта края”).

В конце знакомства с метафорой обратить внимание детей на эпиграф к уроку.

Метафора “Всё в твоих руках”.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу - ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее!”

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у него: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?” И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал: “Всё в твоих руках…”