Цели:
- закрепление умений и навыков нахождения в слове приставки и ее правильного правописания,
- развитие речи, памяти, мышления учащихся,
- воспитание любви к родному языку.
Оборудование:
- наглядность,
- дидактический раздаточный материал,
- сигнальные карточки с буквами “з” и “с”.
Ход урока
I. Организационный момент.
-Ребята, что нового узнали вы на прошедшем уроке? (Дети вспоминают орфограмму №10: “Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з- и с-, пишутся одинаково, независимо от произношения”, приводят свои примеры).
II. Повторение изученного материала:
Работа над текстом.
- Ребята, перед вами (на доске) слова:
зачерпнул, взял, поставил, увидел, прорубил, слез.
- Какой частью речи являются данные слова? Почему? (Это глаголы, т.к. обозначают действия предмета).
- Что вы можете сказать об их грамматическом значении? (Это глаголы с нулевым окончанием, обозначающие 3-е лицо единственного числа мужского рода прошедшего времени.)
(У ребят на партах карточки:
Емеля____с печки,_____ведра и топор. Вот и речка. Емеля _____лед,_______ ведра и _____ их, а сам глядит в прорубь. _______Емеля в проруби щуку. |
- Ребята, перед вами карточка. Можно то, что в ней представлено, назвать текстом? Почему?
- Вставьте глаголы (с доски) так, чтобы получился текст.
- Проверка. (Ребята читают получившиеся у них предложения).
- Найдите среди этих глаголов слова с приставками. Обозначьте их.
- Что вы можете сказать об их правописании? (Это одновариантные приставки: гласные и согласные в них пишутся независимо от произношения: зачерпнул, прорубил, поставил; слез – приставки з не бывает!).
- Из какой сказки взят этот отрывок?
(“По щучьему велению...”).
- Почему она так называется? Кто знает, что было дальше? (Изловчился Емеля и ухватил щуку. А она просит его человеческим голосом отпустить ее, говорит, что исполнит все его желания, надо только сказать: “По щучьему велению, по моему хотению...” - эти слова написаны у ребят на другой стороне их карточек).
III. Объяснение нового материала: “Правописание приставок на з- (с-)”.
- Найдите в данном отрывке слова с приставками. Почему в слове “изловчился” пишется з, а “исполнит” - с – это и будет основной задачей нашего урока.
А сейчас внимание: перед вами (на доске) слова, в котором пропущена буква.
и_давала З и_писала ра_грузила или ра_пустила во_двигала С во_пела
- Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопрос: “Когда в приставках на з- и с- пишется з, а когда с”?
- Слушайте, слушайте да внимайте,
Да на ус мотайте:
Двери открываются,
Сказка начинается!
Будет сказка занимательна,
Слушайте, дети, ее внимательно!
Кто уши хорошо раскроет,
Тот правильно все усвоит,
А кто невзначай уснет,
Тот ничего не поймет.
Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З <рисунок 1>. И были у нее прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ <рисунок 2>. Были они звонкие и дружили только со звонкими: Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З. Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. И вот однажды ранним утром, когда все еще спали, они потихоньку выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго шли они, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сестры очень обрадовались. В этом городе жили глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ во главе с королевой С. <рисунок 3>. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:
- Что вам угодно?
- Мы пришли посмотреть, как вы живете, - ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.
- Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии ...
- Ребята, как вы думаете: что это за условие? (Они должны поменять свою звонкую согласную З на С. Учитель переворачивает сумочки у принцесс, где вместо “без” написано “бес” и т.д.).
- Как вы думаете, что было дальше? (Ребята высказывают свое мнение.) Конечно, когда сестры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.
С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.
- Итак, ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? ( В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – с).
- Знакомство с орфограммой №11 (с. 171 учебника “Русский язык” 5 класс. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др.)
- Вернемся теперь к словам (см. выше) и попробуем правильно вставить пропущенную букву з или с.
IV. Закрепление нового материала:
1. Работа с учебником: выполнение упражнения №409 (выпишите слова с изученной орфограммой и обозначьте ее). Проверка.
2. Творческий диктант:
- Замените существительные с предлогом однокоренными прилагательными с приставкой, оканчивающейся на з- или с-.
Например: ночь без сна – бессонная ночь.
- жидкость без цвета (бесцветная),
- даль без предела (беспредельная),
- небо без звезд (беззвездное),
- труд без пользы – бесполезный,
- рыцарь без страха – бесстрашный,
- малыш без защиты – беззащитный.
- Выделите приставку в этих словах, объясните ее правописание.
Разберите по составу.
- Проверка.
- Ребята, что вы можете сказать о значении приставок без-/бес-? (Они подчеркивают отсутствие чего-либо).
3. Работа с сигнальными карточками: З/С.
- А теперь, ребята, вставьте пропущенные буквы в данных словах (на доске):
Бе_толковый, бе_лунный, ра_гореться, ра_сказать, и_следовать, ра_будить, и_колесить, и_жарить, и_жога, ра_писаться, ра_делить, бе_крайний, ра_валиться, и_править.
4. Восстановительный диктант (на доске – текст):
За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали снежные узоры на стекле. Вот распушилась красивая ветвь. А вот чудесный цветок. Какой это мастер исписал все стекла такими чудесными узорами?
- Выпишите из текста глаголы, выделите приставки, объясните их правописание. (У доски один ученик выполняет работу).
-Как можно озаглавить данный текст?
- Конечно, это мороз, а он бывает зимой. Давайте отгадаем “зимние” загадки и тем самым заполним кроссворд.
По вертикали:
№1
- Покружились звездочки в воздухе немножко,
Сели и растаяли на моей ладошке. (Снежинки).
№5
- Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу. (Лыжи)
По горизонтали:
№1
- Он слетает белой стаей
И сверкает на лету,
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег)
№2
- Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега -
То бураны и метели
На деревню налетели,
По ночам мороз силен -
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно.
Ну, так что за месяц это? (Февраль)
№3
- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
№4
- И не снег, и не лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)
- Итак, ребята, мы с вами разгадали кроссворд. Как можно его назвать? Почему?
- Напишите небольшое сочинение о зиме.
VI. Обобщение по теме урока:
1. Проверка работы ученика у доски. (Затем текст на доске закрывается и ребятам предлагается по глаголам, которые выписал из текста ученик, восстановить текст.)
- Проверка.
2. Подберите к следующим словам антонимы и запишите их:
Ра_гибать –
Ра_двигать –
Ра_бежаться –
- Выделите в словах приставки, объясните их правописание. Составьте с одним из слов предложение, выделите грамматическую основу. (При проверке данной работы еще раз обратить внимание учащихся: не путать приставки на з- и с- приставку с-!)
- Сделайте вывод о правописании гласных и согласных в приставках, в том числе на з- и с-.
VII. Домашнее задание: орфограмма №11, упр. 414 (распределите слова в три группы: 1) с приставкой с-, 2) с приставкой на з- и с-, 3) без приставки - в этих словах з входит в корень – см. слова на полях: здесь, здание, здоровье).