Относительные местоимения. Виртуальная экскурсия в казачью станицу

Разделы: Русский язык


Приветствие, сообщение целей и задач урока, знакомство с ассистентами-помощниками учителя из числа учащихся параллельного класса. См. Приложение 1, слайд1

Фронтальный опрос по изученному материалу о местоимениях.

Приложение 1.

Работа с доской при ответе на вопрос “Почему А.С.Пушкин вычеркнул местоимения в следующих предложениях. (1.Отвечал Андрей Гаврилович сурово: “Нет, псарня (ваша) чудная, вряд ли людям вашим житьё такое же, как вашим собакам.” и т.д.) СМ. Приложение 1, слайд2

3. Запись высказывания А.А.Реформатского о местоимении, работа с ОК “Местоимение”. См. Приложение 1, слайд3Дверь в “Казачью станицу” открыта!

4. Сообщение ассистентов об особенностях кубанской диалектной речи. Нахождение соответствий между местоимениями диалектной кубанской речи и русским литературным языком с записью в тетрадь и самопроверкой. (Скилько – сколько (вопр.), який – какой (вопр.) и т.д.) См. Приложение 1, слайд4,5

5. Творческий диктант с расстановкой ударения в словах и взаимопроверкой. (Название жилища казаков – хата; корнеплод, из которого делают сахар – свёкла и т.д.)

Какая тема объединяет эти слова? Чтение стихотворения В.Подкопаева “Край наш тополиный”.См. Приложение 1, слайд6,7,8,9,10

6. Сценка “Разговор казаков”. (Определение знания местного диалекта.)

Рассказывал мне дед, а ему его дед. Как-то собрались в старину казаки в казённый лес на работу. Один казак сумку с харчами потерял, а другой нашёл. И между ними такой разговор состоялся:

- Сосед, а сосед, ты не находил моей сумки?

- А яка вона? Що там було?

- Холщовая. В сумке той-сумочка, а в энтой сумочке пирог, соль и кусок зайчатины

- Ни, хлопче, найшов я торбу, та в ней булла торбыночка, паляница и шматок вытрищакы. И силь булла. Но я взяв и зъив…

- Нет, это не моя.

- Какие местоимения были употреблены в беседе казаков? См. Приложение 1, слайд11,12

7. Работа с последними предложениями диалога. Новая тема.

“Хтось там?” - “Я знаю, кто там!” См. Приложение 1, слайд13

Как долго пришлось бы нам перебирать, угадывать имена пришедших, если б не было МЕСТОИМЕНИЙ! В этом коротеньком КТО “сидят” имена всех людей на свете. КТО – это местоимение. В первом предложении оно является вопросительным, а во втором оно служит средством связи, выступая в роли союзного слова, присоединяет придаточную часть СПП… См. Приложение 1, слайд14

8. Чтение материала учебника об относительных местоимениях, работа с ОК.

9. Составление схем предложений, спроецированных на доску, объяснение смысла пословицы “Иван не выучит, чему Ваня не научился”.

10. ФИЗМИНУТКА. См Приложение 1, слайд7

11. Индивидуальная работа по карточкам (Вставить пропущенные слова, подчеркнуть местоимения) и одновременно групповая работа (Указать пословицу, в которой есть относительное местоимение, и объяснить её смысл). См. Приложение 1, слайд15

12. Индивидуальные карточки озвучиваются – совершается виртуальная экскурсия в казачью станицу, находятся старинные предметы казачьего быта, демонстрируется их применение.

13. Устный ответ на вопрос: “Чем казак силён и крепок?”

Чтение отрывка из повести “Кто такие казаки?” А.Е.Пивень.

14. Сценка “Почему конь казака слушается?” См. Приложение 1, слайд16

15. Письменный ответ на вопрос “ А как вы считаете, почему конь казаку подчиняется? Страх или привязанность, любовь заставляют коня казака слушаться?”

16. Чтение работ. См. Приложение1, слайд11

17. Подведение итогов, выставление оценок, дифференцированное домашнее задание.

Цель: продолжить работу по дальнейшему совершенствованию навыков грамотного письма, закрепить знания о разрядах местоимений, познакомить с относительными местоимениями, их употреблением в речи, учить отличать относительные и вопросительные местоимения, находить относительные местоимения в СП, формировать навык осмысленного использования относительных местоимений в речи, воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному краю, интерес к его истории.

Вид: виртуальная экскурсия в казачью станицу.

Оборудование: предметы казачьего быта (кувшин, рубель, стремя), ОК “Местоимения”, плакат “Казак на коне”, таблица “СП”, жетоны, портрет А.С.Пушкина, учебники, “Наш словарь диалектных слов”, “Литература Кубани,5-6 кл.”, подписанные листочки.

 - Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит совершить виртуальное путешествие в прошлое нашего края: мы побываем в старинной казачьей станице и узнаем, какими ремёслами владели казаки, как удалось им приручить коней, своих верных помощников, а также познакомимся с новым разрядом местоимений – с относительными местоимениями, вспомним структуру СП, напишем творческую работу. Вместе с нами путешествовать будут и пришедшие гости. Поприветствуем их! А помогут мне сегодня ваши сверстники. Итак, все готовы?

Вы сидите на своих привычных местах, образуя сегодня команды, так как задания, которые мы будем выполнять, предполагают и групповую работу. Её оценивать будут гости, жюри. Итоги за групповую работу вы узнаете сразу, а за индивидуальные задания – на следующем уроке.

Приложение 1.

Что ж, в путь! См. Приложение 1, слайд1

Работаем мы в разделе “ Морфология ” и изучаем самостоятельные именные части речи.

- Что известно вам о местоимении?

- Какие разряды местоимений уже знакомы?

- Приведите примеры.

Надо вам сказать, что местоимение по частоте употребления в речи стоит на третьем месте после существительных и глаголов и является лучшим помощником писателям. В чём? А давайте обратимся к самому известному поэту и писателю, написавшему:

“Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный,…”

Да, это А.С.Пушкин. И я вижу, что вы уже не дремлете. Так вот вы на уроках литературы в этом году читали и обсуждали повесть “Дубровский”. А знаете ли вы, что Александр Сергеевич, работая

над этим произведением помногу раз исправлял свои черновики?

Почему? Ответив на этот вопрос, мы приоткроем дверь в прошлое.

Итак, почему А.С.Пушкин вычеркнул местоимения в предложениях? См. Приложение 1, слайд2

- Какая схема соответствует 1предл., какая 2 предл.?

(схемы на доске)

Мы установили, что мест. в речи позволяют избегать повторов и указывают на предмет, не называя его. Используются же они вместо сущ., прил. и числительных. А личные местоимения могут в речи заменить практически любое существительное. См. Приложение 1, слайд3

Вот что говорит о местоимении известный лингвист, учёный, занимающийся изучением частей речи, Реформатский А.А.:

“ Местоимение – удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании…Их назначение – указание”.

Обратимся к ОК “ Местоимения”.

Вы назвали разряды, с которыми уже знакомы и дверь для совершения путешествия открыта.

Мы с вами в старинной казачьей станице, где также как и сейчас употреблялись местоимения. Но только они немного непривычны для нашего слуха. Сложившиеся на Кубани говоры настолько своеобразны, что скорее напоминают уникальный язык, способный обслуживать и русское, и украинское население. Так два истока формирования казачества на Кубани отразились в языке: казаки Черноморского войска несли украинскую языковую стихию, а казаки Линейного войска – русскую языковую стихию, пронизанную южнорусскими говорами. Давайте определим, что это за мест. и к какому разряду их надо отнести. См. Приложение 1, слайд4: скилько, який, хтось,вона, чому, цэй…

(время на запись и указание разряда)

См. Приложение 1, слайд5 скилько – сколько (вопр.), який – какой (вопр.)…

(самопроверка по слайду5 и листочки сдаются в жюри )

Мы продолжаем путешествие, и я предлагаю написать небольшой творческий диктант. Я буду называть ЛЗ слова, а вы записывайте это слово, ставя ударение.

  1. Название жилища казаков (хата)
  2. Корнеплод, из которого делают сахар (свёкла)
  3. Высокое растение с крупным жёлтым цветком, выращиваемое для получения масла (подсолнух)…

(взаимопроверка, листочки в жюри)

Эти слова объединены одной темой. Какой? (Родная Кубань)

Многие поэты посвящали свои стихи родной земле, родному краю. Давайте послушаем одно из таких стихотворений, написанных нашим кубанским поэтом В. Подкопаевым См. Приложение1, слайд6,7,8,9,10

Вскинет сокол крыло -
Станет жарко в груди:
Ох, былинная ширь необъятная!
Сколько бурь у родимой земли позади,
Но всё та же она, благодатная!
Посмотрите вокруг – зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба, зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена!

Так поэтично говорит поэт о любимой Кубани. О плодородии, благодатной земле эти строки. Но не только земледелием славна Кубань. Ремёсла – вот ещё одна гордость нашего края. А давайте заглянем в хату казачью и послушаем. Слушая разговор, обратите внимание на местоимения, которые будут употреблены в речи казаков.

СЦЕНКА “Разговор между казаками” См. Приложение 1, слайд11,12

Спасибо , казаки . Я хочу проверить вашу наблюдательность .

-Кто запомнил, какие местоимения были употреблены в разговоре? См. Приложение 1, слайд13

Ты, моей, вона – личные

Що, хтось – вопросит.

Кто – относит.

(угадавшим – жетоны )

Раздаётся стук. См. Приложение 1, слайд14:

- Хтось там?

- Я знаю, кто там.

Итак, последними предложениями в диалоге являются эти предложения. Как долго пришлось бы нам перебирать, угадывать имена пришедших, если б не было МЕСТОИМЕНИЙ! В этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. КТО – это местоимение. В первом предложении оно является вопросительным, а во втором предложении оно служит средством связи, выступает в роли союзного слова, присоединяет придаточную часть СПП.

Давайте откроем учебники и прочтём правило на с. 166.

Обратите внимание, на ОК дана схема СПП с относительным местоимением. Давайте составим схемы следующих предложений.

На доске записаны предложения:

Мы вошли в хату и увидели, кто сидит за столом.

Мы ещё узнаем, какие ремёсла есть на Кубани.

Иван не выучит, чему Ваня не научился.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

А теперь давайте немного отдохнём и выполним несколько упражнений. Физминутка. См. Приложение 1, слайд7

Теперь мы можем идти дальше. И я прошу по 2 человека от команды для выполнения заданий.

(Карточки с пропущенными словами)

А в это время команды получают задания. См. Приложение 1, слайд15:

1. Составить 3 СП, употребляя в них относительные местоимения.

2. Выберите пословицы, в которых есть относительные местоимения.

3. Подчеркните относительные местоимения. Объясните смысл пословицы.

(Карточки озвучиваются и передаются в жюри.)

(Опрос вызванных к доске.)

- А теперь найдите те предметы, о которых вы говорили. Покажите, как ими пользовались.

- Но чем казак силён и крепок? Он крепок своей вековой дружбой с конём. Сильней этой дружбы на всём свете дружбы нет. Лучше всех об этом написал А.Е.Пивень.

(Чтение отрывка из “ Литературы Кубани”, 5-6 кл.)

- Как же зародилась эта дружба?

СЦЕНКА “Почему конь казака слушается”

- А как вы считаете, почему конь казаку подчиняется? Страх или привязанность, любовь заставляет коня подчиняться?

(Устные ответы.) См. Приложение 1, слайд16:

- Посмотри, какой у меня конь. Если б ты знал, сколько раз он меня выручал!.....

- Выпишите предложения с относительными местоимениями и ответьте на вопрос “Почему конь казака слушается?” в 2-3 предложениях.

(Чтение 2-3 работ)

Итак, сегодня на уроке мы расширили свои знания об истории кубанской станицы, совершив виртуальное путешествие в прошлое. Мы открыли новый разряд местоимений. Какой? А в чём отличие от вопросительных? Мы узнали, почему конь казака слушается. Также мы вспомнили диалектные слова – местоимения и нашли им соответствия в современном русском языке. Мы узнали, что даже А.С.Пушкин, работая над своими произведениями, допускал речевые ошибки, но в отличие от некоторых исправлял их самостоятельно. Знаете, мне кажется, самое главное, что мы сегодня не только русским языком занимались, а говорили о родном крае. См. Приложение 1, слайд11

Я опять обращусь к поэзии В.Подкопаева

Вспыхнет зорька в горах –
Брызнет радость на глаз,
Словно к счастью душа прикасается.
А какие сады на Кубани у нас!
А какие девчата красавицы!
Здесь и в песнях
Казачий размах и полёт
И в свершеньях масштабы российские.
На Кубани живёт богатырский народ,
И дела у него богатырские!

Я благодарю всех за участие в уроке, за активную работу, помощь и с большим удовольствием ставлю пятёрки той команде, которая набрала большее количество жетонов.

Домашнее задание: упр. 412 – “5”, Упр.411 – “4”.

Записать 5-6 слов, которые употребляются на Кубани, но отсутствуют в литературном языке.

Большое спасибо всем ещё раз!