Урок русского языка по теме "Односоставные предложения" (повторение и обобщение)

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщение и систематизация знаний по теме “односоставные предложения”;
  2. Aормирование умений различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
  3. Закрепление навыков использования односоставных предложений в речи.
  4. Развитие навыков самостоятельной работы на уроке, навыков частично-исследовательской познавательной деятельности, творческих способностей учащихся.
  5. Закрепление умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы, оценивать результаты своей работы.
  6. Воспитание любви к своей малой родине через знакомство с творчеством поэта-земляка М.Мокшина.
  7. Развитие интереса к жизни и творчеству М.Мокшина.

Тип урока: повторение и обобщение изученного.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор с презентацией,
  • сигнальные карточки,
  • тексты стихотворений М.Мокшина,
  • карточки для редактирования текстов.

Ход урока

1. Лирическое вступление.

Учитель: Урок сегодня мы начинаем с прослушивания замечательного стихотворения, которое поможет определить нам тему урока.

Чтение подготовленным учеником наизусть стихотворения “Милая родина” М. Мокшина.

приложение №1

На экране мультимедийного проектора слайды с фотографиями родного посёлка.

Учитель: - Понравилось ли вам стихотворение? Какова его тема, идея?

- А в чем особенность построения предложений, используемых автором в этом стихотворении?

(наличие односоставных назывных предложений.)

- Какое предложение называется односоставным?

- Я думаю, вы еще больше будете гордиться своей малой родиной, если узнаете, что это стихотворение написал наш земляк, проживающий в нашем районе в селе Буланиха, Михаил Михайлович Мокшин.

Его же строки вы видите на экране. Именно со стихотворениями Мокшина будем работать сегодня на уроке русского языка.

2. Разминка “ 3-е лишнее”.

Учитель: Найдите среди перечисленных предложений одно лишнее, по своему строению не похожее на остальные. (слайд с предложениями на экране)

* Мне с Шукшиным необходимо
Побыть в его родном селе.

* Иду тропой заброшенной
В заречной стороне.

* Росой умытые цветы
Дню лучезарному смеются.

Учитель: - Какое предложение вы посчитали “лишним”? Почему?

- Дать определение двусоставному предложению.

3. Определение темы и целей урока.

Учитель: - Какова же, по-вашему, тема сегодняшнего урока?

(односоставные предложения.)

- А именно, что мы должны повторить об односоставных предложениях? Каковы цели нашего урока?

(повторить и обобщить знания о видах односоставных предложений, способах выражения в этих предложениях главных членов, употребление таких предложений в речи.)

Все цели урока вывешиваются на магнитной доске.

4. Виды односоставных предложений, способы выражения главных членов.

а) Теория.

- Итак, приступаем к достижению поставленных целей:

- На какие группы и по какому принципу делятся односоставные предложения? Восстановите схему на экране.

Слайд-схема видов односоставных предложений.

б) Практика. Работа с сигнальными карточками.

Запись под диктовку. Ученики поднимают сигнальные карточки с видом предложения. Учитель следит за правильностью выполнения, заслушивает объяснения.

Ученики объясняют орфограммы.

1. Не завидуй модницам нарядным.

2. Радуются солнцу и цветам.

3. О черемухе песен поется немало.

4. Вьюжные ночи.

5. Помнишь школу окнами на тракт?

6. Жизнь хочется сделать нам солнечным раем

в) По цепочке вспоминаем правило о каждом из видов односоставных предложений и способах выражения главных членов.

5. Роль односоставных предложений в речи.

а) Михаил Мокшин – наш земляк. Слово о человеке и писателе.

Учитель: - Напоминаю, что предложения, над которыми мы работаем, взяты из стихотворений М.Мокшина. И нам, конечно же, необходимо знать биографию нашего земляка.

слайд – фотография поэта-земляка.

Выступление ученика.

(биографическая справка с использованием односоставных предложений.)

приложение 2.

Учитель: Вы прослушали краткую биографическую справку. Попробуйте сказать о М.М. Мокшине, не используя ни одного глагола. Мокшин - это кто?

(поэт, земляк, сельский учитель, политик и т.д.)

Выступление ученика.

(исследование текста биографической справки на наличие односоставных предложений).

приложение № 3.

слайды с односоставными предложениями из текста-исследования.

Физминутка.

Мы поставили пластинку и выходим на разминку.

Посмотрите влево,
посмотрите вправо.
Поднимите голову
Гордо и упрямо.
И еще раз влево,
И еще раз вправо.
И представьте будто вы
Идете величаво.
Плечи заиграли
Весело и живо.
Повторим же все вперед
Раз, два, три, четыре.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
Мы кистями потрясем,
И немного отдохнем.
Носом вдох,
А выдох ртом.
Дышите глубже.
А потом
Марш на месте, не спеша.
Как погода хороша!

Какие предложения чаще всего использовались в тексте физминутки. Почему?

б) Творческо-иссследовательская самостоятельная работа.

Учитель: - А теперь мы поработаем с часто встречающимися нам текстами художественного стиля. Во-первых, это, конечно же, стихотворения.

Группа ребят работает сейчас над исследованием стихотворения М.Мокшина “Душа и память”, текст которого мы услышим чуть позже. Обратите внимание, какие односоставные предложения использует Михаил Михайлович и почему. Вам помогут наводящие вопросы.

приложение №4.

Назовем эту группу ИССЛЕДОВАТЕЛИ

- Михаил Михайлович – творческий человек. Когда его спрашивают: откуда у него такой талант – писать стихи, он отвечает: “От природы, которая меня окружала в детстве, потому что будучи мальчиком, исходил всё вокруг Буланихи”. Родная природа всегда волнует и вдохновляет человека. Попробуем и мы, глядя на фотографии нашего зимнего села создать зарисовку “Наше село зимой”.

(Слайды-фотографии зимнего посёлка)

Это задание для самостоятельной работы ребят второго ряда.

Назовем их ПИСАТЕЛЯМИ. Но обязательно включите в свой текст односоставные предложения.

- Третий ряд превратится у нас в РЕДАКТОРОВ.

Мы с ними будем редактировать текст, заменяя двусоставные предложения на односоставные, определяя их вид и значение в тексте.

Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.

(Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.

- Заслушать 2-3 получившихся сочинения. Вначале все ученики пытаются определить виды используемых односоставных предложений. Затем заслушиваем комментарии написавшего ученика.

- Выразительное чтение стихотворения, данного для исследования группе исследователей.

Заслушать ответы – исследования.

- Обратить внимание на цели, поставленные в начале урока. Удалось ли нам достигнуть поставленных целей? Что осталось непонятным?

6. Проверка усвоенных знаний.

Графический диктант с проверкой на проекторе.

У:- Для графического диктанта, который подведет итог нашего урока, я использовала также стихотворные строки Михаила Мокшина. Но мне так не хочется эти строчки вырывать из контекста хороших, имеющих глубокий смысл Мокшинских стихотворений. Я сейчас вам буду зачитывать отрывки из стих. М.Мокшина, а вы должны определить вид односоставных предложений, появляющихся на экране, отмечая его сокращенными буквами, после чего проверить задание с помощью экрана.

(На экране появляются только выделенные предложения.)

1.

К нам на крылечко листьев намело, б
Они блестят, как золотые свитки.
Солнечно, приветливо, тепло,
А на рассвете ветер рвал калитки.

2.

На прошлое смотрю издалека, о-л
С вершины лет, что как ступени в небо.
И вспомню вкус парного молока,
И запах остывающего хлеба.

3.

Хотят прорваться к тайнам звезд, н-л
Чтоб жизнь познать иного склада.
Но мир земной не так-то прост:
Его открыть сначала надо.

4.

Больше нет сердитой стужи, б.
Вьюга не метет.
Март, разбрызгивая лужи,
По селу идет.

5.

Живешь под небом голубым о-л
В селе среди лугов и пашен,
Где каждый уголок любим,
Что был, и ест, и будет нашим.

6 .

Сорок пятый. Погасла война. н
Май парадом пришел на планету.
Из руин и окопов весна
Пробивалась стремительно к свету.

7.

Отдай другому деньги, хлеб и воду, о-л
Отдай больному плоть свою и кровь.
Но всем пророкам и друзьям в угоду
Не отдавай Отчизну и Любовь.

Проверьте свою работу при помощи мультимедийного экрана. Оцените.

нет ошибок - 5

1-2 ошибки - 4

3 ошибки - 3

более 3 - плохо, тему не усвоили.

Итог: у кого 5, 4, 3, а кто плохо усвоил тему?

7. Выставление оценок за урок.

8. Домашнее задание.

Выписать из стихотворения М.Мокшина “Иду дорогой зим и лет” односоставные предложения. Определить их вид.

9. Лирический конец урока.

Чтение учеником наизусть стихотворения “Иду дорогой зим и лет”.

приложений №5.