Цели:
- Обобщение и систематизация знаний по теме “односоставные предложения”;
- Aормирование умений различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам;
- Закрепление навыков использования односоставных предложений в речи.
- Развитие навыков самостоятельной работы на уроке, навыков частично-исследовательской познавательной деятельности, творческих способностей учащихся.
- Закрепление умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы, оценивать результаты своей работы.
- Воспитание любви к своей малой родине через знакомство с творчеством поэта-земляка М.Мокшина.
- Развитие интереса к жизни и творчеству М.Мокшина.
Тип урока: повторение и обобщение изученного.
Оборудование:
- мультимедийный проектор с презентацией,
- сигнальные карточки,
- тексты стихотворений М.Мокшина,
- карточки для редактирования текстов.
Ход урока
1. Лирическое вступление.
Учитель: Урок сегодня мы начинаем с прослушивания замечательного стихотворения, которое поможет определить нам тему урока.
Чтение подготовленным учеником наизусть стихотворения “Милая родина” М. Мокшина.
На экране мультимедийного проектора слайды с фотографиями родного посёлка.
Учитель: - Понравилось ли вам стихотворение? Какова его тема, идея?
- А в чем особенность построения предложений, используемых автором в этом стихотворении?
(наличие односоставных назывных предложений.)
- Какое предложение называется односоставным?
- Я думаю, вы еще больше будете гордиться своей малой родиной, если узнаете, что это стихотворение написал наш земляк, проживающий в нашем районе в селе Буланиха, Михаил Михайлович Мокшин.
Его же строки вы видите на экране. Именно со стихотворениями Мокшина будем работать сегодня на уроке русского языка.
2. Разминка “ 3-е лишнее”.
Учитель: Найдите среди перечисленных предложений одно лишнее, по своему строению не похожее на остальные. (слайд с предложениями на экране)
* Мне с Шукшиным необходимо
Побыть в его родном селе.* Иду тропой заброшенной
В заречной стороне.* Росой умытые цветы
Дню лучезарному смеются.
Учитель: - Какое предложение вы посчитали “лишним”? Почему?
- Дать определение двусоставному предложению.
3. Определение темы и целей урока.
Учитель: - Какова же, по-вашему, тема сегодняшнего урока?
(односоставные предложения.)
- А именно, что мы должны повторить об односоставных предложениях? Каковы цели нашего урока?
(повторить и обобщить знания о видах односоставных предложений, способах выражения в этих предложениях главных членов, употребление таких предложений в речи.)
Все цели урока вывешиваются на магнитной доске.
4. Виды односоставных предложений, способы выражения главных членов.
а) Теория.
- Итак, приступаем к достижению поставленных целей:
- На какие группы и по какому принципу делятся односоставные предложения? Восстановите схему на экране.
Слайд-схема видов односоставных предложений.
б) Практика. Работа с сигнальными карточками.
Запись под диктовку. Ученики поднимают сигнальные карточки с видом предложения. Учитель следит за правильностью выполнения, заслушивает объяснения.
Ученики объясняют орфограммы.
1. Не завидуй модницам нарядным.
2. Радуются солнцу и цветам.
3. О черемухе песен поется немало.
4. Вьюжные ночи.
5. Помнишь школу окнами на тракт?
6. Жизнь хочется сделать нам солнечным раем
в) По цепочке вспоминаем правило о каждом из видов односоставных предложений и способах выражения главных членов.
5. Роль односоставных предложений в речи.
а) Михаил Мокшин – наш земляк. Слово о человеке и писателе.
Учитель: - Напоминаю, что предложения, над которыми мы работаем, взяты из стихотворений М.Мокшина. И нам, конечно же, необходимо знать биографию нашего земляка.
слайд – фотография поэта-земляка.
Выступление ученика.
(биографическая справка с использованием односоставных предложений.)
Учитель: Вы прослушали краткую биографическую справку. Попробуйте сказать о М.М. Мокшине, не используя ни одного глагола. Мокшин - это кто?
(поэт, земляк, сельский учитель, политик и т.д.)
Выступление ученика.
(исследование текста биографической справки на наличие односоставных предложений).
слайды с односоставными предложениями из текста-исследования.
Физминутка.
Мы поставили пластинку и выходим на разминку.
Посмотрите влево,
посмотрите вправо.
Поднимите голову
Гордо и упрямо.
И еще раз влево,
И еще раз вправо.
И представьте будто вы
Идете величаво.
Плечи заиграли
Весело и живо.
Повторим же все вперед
Раз, два, три, четыре.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
Мы кистями потрясем,
И немного отдохнем.
Носом вдох,
А выдох ртом.
Дышите глубже.
А потом
Марш на месте, не спеша.
Как погода хороша!
Какие предложения чаще всего использовались в тексте физминутки. Почему?
б) Творческо-иссследовательская самостоятельная работа.
Учитель: - А теперь мы поработаем с часто встречающимися нам текстами художественного стиля. Во-первых, это, конечно же, стихотворения.
Группа ребят работает сейчас над исследованием стихотворения М.Мокшина “Душа и память”, текст которого мы услышим чуть позже. Обратите внимание, какие односоставные предложения использует Михаил Михайлович и почему. Вам помогут наводящие вопросы.
Назовем эту группу ИССЛЕДОВАТЕЛИ
- Михаил Михайлович – творческий человек. Когда его спрашивают: откуда у него такой талант – писать стихи, он отвечает: “От природы, которая меня окружала в детстве, потому что будучи мальчиком, исходил всё вокруг Буланихи”. Родная природа всегда волнует и вдохновляет человека. Попробуем и мы, глядя на фотографии нашего зимнего села создать зарисовку “Наше село зимой”.
(Слайды-фотографии зимнего посёлка)
Это задание для самостоятельной работы ребят второго ряда.
Назовем их ПИСАТЕЛЯМИ. Но обязательно включите в свой текст односоставные предложения.
- Третий ряд превратится у нас в РЕДАКТОРОВ.
Мы с ними будем редактировать текст, заменяя двусоставные предложения на односоставные, определяя их вид и значение в тексте.
Наступило утро. Я выглядываю в окно и не узнаю леса. Снег засыпал тропинки. Кругом царит великолепие и спокойствие. Я вижу свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. Душа радуется наступлению зимы.
(Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса. Тропинки замело снегом. Какое великолепие и спокойствие Свежий снег, зеленый бор, первые лучи солнца. На душе радостно от наступления зимы.
- Заслушать 2-3 получившихся сочинения. Вначале все ученики пытаются определить виды используемых односоставных предложений. Затем заслушиваем комментарии написавшего ученика.
- Выразительное чтение стихотворения, данного для исследования группе исследователей.
Заслушать ответы – исследования.
- Обратить внимание на цели, поставленные в начале урока. Удалось ли нам достигнуть поставленных целей? Что осталось непонятным?
6. Проверка усвоенных знаний.
Графический диктант с проверкой на проекторе.
У:- Для графического диктанта, который подведет итог нашего урока, я использовала также стихотворные строки Михаила Мокшина. Но мне так не хочется эти строчки вырывать из контекста хороших, имеющих глубокий смысл Мокшинских стихотворений. Я сейчас вам буду зачитывать отрывки из стих. М.Мокшина, а вы должны определить вид односоставных предложений, появляющихся на экране, отмечая его сокращенными буквами, после чего проверить задание с помощью экрана.
(На экране появляются только выделенные предложения.)
1.
К нам на крылечко листьев намело, б
Они блестят, как золотые свитки.
Солнечно, приветливо, тепло,
А на рассвете ветер рвал калитки.
2.
На прошлое смотрю издалека, о-л
С вершины лет, что как ступени в небо.
И вспомню вкус парного молока,
И запах остывающего хлеба.
3.
Хотят прорваться к тайнам звезд, н-л
Чтоб жизнь познать иного склада.
Но мир земной не так-то прост:
Его открыть сначала надо.
4.
Больше нет сердитой стужи, б.
Вьюга не метет.
Март, разбрызгивая лужи,
По селу идет.
5.
Живешь под небом голубым о-л
В селе среди лугов и пашен,
Где каждый уголок любим,
Что был, и ест, и будет нашим.
6 .
Сорок пятый. Погасла война. н
Май парадом пришел на планету.
Из руин и окопов весна
Пробивалась стремительно к свету.
7.
Отдай другому деньги, хлеб и воду, о-л
Отдай больному плоть свою и кровь.
Но всем пророкам и друзьям в угоду
Не отдавай Отчизну и Любовь.
Проверьте свою работу при помощи мультимедийного экрана. Оцените.
нет ошибок - 5
1-2 ошибки - 4
3 ошибки - 3
более 3 - плохо, тему не усвоили.
Итог: у кого 5, 4, 3, а кто плохо усвоил тему?
7. Выставление оценок за урок.
8. Домашнее задание.
Выписать из стихотворения М.Мокшина “Иду дорогой зим и лет” односоставные предложения. Определить их вид.
9. Лирический конец урока.
Чтение учеником наизусть стихотворения “Иду дорогой зим и лет”.