Обобщающий урок по теме "Однородные члены предложения, или Уроки творческих взлетов"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • обучающая: обобщить знания учащихся о признаках однородных членов предложения, о правилах постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами и обобщающими словами при них;
  • развивающая: развивать у школьников умение анализировать текст в единстве содержания и формы, умение «проникать» в творческую лабораторию писателя;
  • воспитательная: включить учащихся в размышления о творческих возможностях человека, о жизни как творчестве, о слагаемых гармонии (в том числе – гармонии слова).

Ход урока.

1.Осмысление темы урока.

Учитель: Ребята, что такое, по вашему мнению, творчество? Приведите примеры ситуаций, в которых вы проявили творческий подход к делу.

Ученики: Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Мы творим, когда пишем стихи, сочиняем музыку, рисуем картины, танцуем. Творчество – это особое состояние души.

Учитель: Спасибо. А Марина Москвина, автор произведений для детей и взрослых, публицист, ведущая творческих мастерских на факультете журналистики в Институте Современного Искусства, открывает свою книгу «Учись видеть» таким определением творчества:

Творчество – это потрясающий способ существования – страстный, глубокий, только любовь может сравниться с творчеством, но ведь одно не исключает другого! Лишь медитация и молитва превосходят его, однако ни в коей мере не упраздняют.[1](Эти слова выписаны на доску.)

Учитель: Как вы понимаете эти слова?

Ученики: Творчество – это образ жизни, сравнимый с любовью, которая окрыляет человека, дарует ему ощущение полета, способ существования, наполненный чувствами, смыслом.

Учитель: Что может быть выше творчества и любви, по мнению Марины Москвиной?

Ученики: Только медитация и молитва.

Учитель: Что такое медитация? О чем человек просит, когда молится?

Ученики: Медитация – это состояние углубленной самососредоточенности, позволяющее человеку познать себя. Во время молитвы мы обращаемся к Богу, Богородице или святым с просьбой о ниспослании милости или об отвращении зла от нас и наших близких.

Учитель: Творчество, любовь, медитация и молитва – это слагаемые гармонии жизни, по мнению Марины Москвиной. И сегодня на уроке мы попробуем прикоснуться к одной из составляющих этой гармонии – к гармонии слова.

Итак, тема нашего занятия – «Однородные члены предложения» - это грамматическая тема, а смысловая тоже подсказана Мариной Москвиной – «Уроки творческих взлетов» (таков подзаголовок представленной вам книги). (Учитель обращает внимание восьмиклассников на правила оформления двойных заголовков.)

Таким образом, сегодня мы не только вспомним пунктуационные правила в предложениях с однородными членами, но и извлечем уроки творчества из произведений разных авторов.

2. Повторение теории.

Учитель: Перечислите признаки однородных членов предложения и докажите, что в приведенном выше отрывке встретились три ряда однородных членов.

Ученики: Признаки однородных членов предложения:

  • они относятся к одному слову,
  • отвечают на один вопрос,
  • равноправны и образуют сочинительное словосочетание,
  • связаны интонацией и сочинительными союзами.

В первом предложении встретились однородные определения, во втором – однородные подлежащие, связанные соединительным союзом «и», и однородные сказуемые, соединенные противительным союзом «однако».

3. Анализ текста.

Учитель: Кто может стать творцом? С чего начать? Ответы на эти вопросы вы найдете в книге М.Москвиной.

Ученикам предлагается познакомиться с текстом, распечатанным на индивидуальных листах.

Не только избра(н, нн)ый но и каждое человеческое существо прирожденный творец. Для этого (не)обязательно становит(?)ся профе(с,сс)иональным поэтом живописцем композитором или актером.

Творчество это особое состояние души жизнь приносящая дары щедрая избыточная. Это способность испытывать радость от самых обыкнове(н, нн)ых вещей от своего дыхания или ходьбы от свидания с любимым или от встречи с деревом (другом).

Способность ясно видеть и проникать в увиде(н, нн)ое магическое умение. Н… свет н… заря выходи из дома! Каждое проявление жизни трещины на асфальте крыши домов и облака отраженные в лужах броуновское движение случайных прохожих летящих листьев падающего снега драгоценно для творца и может стать предметом изображения. (По М. Москвиной) [2]

Учитель: Какие уроки вы получили от Марины Москвиной?

Ученики: Во-первых, творцом может стать каждый. Во-вторых, нужно учиться видеть, замечать необычное в обычном, привычном. Это уже творчество. (По мере ответов детей на доске появляются листы с записью полученных ими уроков.)

Учитель: Прокомментируем текст по предложениям, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. Ответьте на вопрос, какими однородными членами осложнено каждое предложение.

Ученики: Не только избранный, но и каждое человеческое существо - прирожденный творец. (Это предложение осложнено однородными подлежащими, связанными соединительным союзом «не только-но и».)

Для этого необязательно становиться профессиональным поэтом, живописцем, композитором или актером. (Предложение осложнено однородными сказуемыми, запятые разделяют именные части первого, второго и третьего сказуемых.)

Творчество - это особое состояние души, жизнь, приносящая дары, щедрая, избыточная. (Предложение осложнено однородными сказуемыми и определениями, соединенными бессоюзной связью.)

Это способность испытывать радость от самых обыкновенных вещей: от своего дыхания или ходьбы, от свидания с любимым или от встречи с деревом-другом. (Предложение осложнено рядом однородных дополнений, соединенных попарно разделительным союзом «или», запятая ставится между парами однородных членов. Так как перед рядом однородных членов стоит обобщающее слово, после него ставится двоеточие.)

Способность ясно видеть и проникать в увиденное - магическое умение. (Предложение осложнено однородными несогласованными определениями, связанными одиночным соединительным союзом «и».)

Ни свет ни заря выходи из дома! (В составе фразеологических оборотов запятая не ставится.)

Каждое проявление жизни: трещины на асфальте, крыши домов и облака, отраженные в лужах, броуновское движение случайных прохожих, летящих листьев, падающего снега - драгоценно для творца и может стать предметом изображения. (Предложение осложнено тремя рядами однородных членов: однородными подлежащими с обобщающим словом при них, однородными дополнениями, относящимися к последнему из подлежащих, и однородными сказуемыми.)

Учитель: Составьте схему последнего предложения.

Ученики:

Учитель: Приведите из текста примеры, доказывающие, что «однородность» нельзя понимать буквально: однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.

Ученики: В первом предложении однородные подлежащие выражены причастием, перешедшим в разряд существительных, и цельным словосочетанием. В третьем предложении однородные определения выражены причастным оборотом и прилагательными. В последнем – среди однородных подлежащих есть не только существительные, но и физический термин «броуновское движение», употребленный в переносном значении – «хаотичное, беспорядочное», а однородные сказуемые выражены кратким прилагательным и существительным с глаголами-связками.

Учитель: Как вы думаете, почему в тексте Марины Москвиной так много предложений с однородными членами?

Ученики: Предложения с однородными членами помогают автору передать все многообразие окружающего нас мира, к которому Марина Москвина призывает относиться творчески.

4. В творческой лаборатории знаменитых мастеров слова.

Учитель: А сейчас мы перенесемся в творческую лабораторию русских писателей и понаблюдаем за тем, как они включают в свои произведения предложения с однородными членами. По описаниям узнайте героев, назовите художественное произведение и его автора.

  1. Было что-то своё, особенное, в складе её смугловатого круглого лица, с небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами.
  2. Речь его беспорядочна, лихорадочна, как бред, порывиста и не всегда понятна, но зато в ней слышится, и в словах, и в голосе, что-то чрезвычайно хорошее. Когда он говорит, вы узнаете в нем сумасшедшего и человека.
  3. …соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, Прасковьей Петровною, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, ………………, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу.

Ученики: В первом отрывке дано описание Аси – героини одноименной повести И.С. Тургенева. Во втором – Ивана Дмитриевича Громова из повести А.П. Чехова «Палата №6». В третьем – Марьи Гавриловны из повести А.С. Пушкина «Метель».

Учитель: Чем необычны ряды однородных членов, включенные в описания? В чем помогают они писателю?

Ученики: В тексте Тургенева необычно сочетание определений «черные, светлые глаза», которые создают не только внешний, но и внутренний портрет героини: Ася – светлый образ. В тексте Чехова неожиданно появление союза «и» между дополнениями «сумасшедший» и «человек». Благодаря этому автор дает герою неоднозначную оценку: для окружающих Громов – больной, сумасшедший, для автора – мыслящий, думающий человек, не мирящийся с пошлостью жизни. В отрывке из повести Пушкина ряды однородных обстоятельств цели «поесть, попить, поиграть» и определений «стройная, бледная и семнадцатилетняя» создают комический эффект.

Учитель: Какие уроки творчества вы извлекли из этих примеров?

Ученики: Необходимо творчески использовать средства языка. И еще один урок: однородные члены помогают

  • составить психологический портрет героя,
  • подчеркнуть неоднозначность образа,
  • добиться юмористического эффекта.

5. Анализ поэтического текста.

Учитель: А еще предложения с однородными членами лаконичны по форме и емки по содержанию. Особенно это заметно в тех текстах, которые целиком состоят из таких предложений. Послушайте стихотворение украинского поэта Б.Олейника и подумайте, какой образ создают предложения с однородными членами.

Подготовленные ученики выразительно читают стихотворение Б. Олейника.

Мама! Эгей, слышишь меня
    сквозь морозы,
        прогнозы,
            заносы,
                покосы
                    и перекосы?
Слышишь?
    Может, уж спишь?
        Слишком поздно. Долина,
            калина,
                рябина
                    и Украина
спят…
Лишь не спят
    последние известия,
        лифтеры в подъездах,
            поэты местные,
                известные и безызвестные,
                    и далекие созвездия
в небе.
Послушай:
    планы,
        отсталые страны,
            ракетопланы,
                новинки экрана
                    и летающие блюдца.
А еще:
    грозы,
        угрозы,
            электровозы,
                научный симпозиум
                    «Проблемы коррозии»,
беседа академика.
А еще:
    акции,
        нации,
            эскалации,
                дезинформация,
                    экранизация
классических произведений.
Век такой, мама:
    атомы и гены,
        всюду – гении.
            Крикнешь на Лене,
                слышно в Кении, -
одним словом, двадцатый.
Мама читала,
    головою качала,
        тяжко вздыхала.
Взяла карандаш
и написала:
Здравствуй, сыночек. Я ж тебе говорила, милый, лучше укутывай шею, а не то застудишься. Видать, у тебя жар, потому что добрую половину письма я не взяла в толк. Так ты, может быть, приехал бы?
А?
Еду!
    Вагоны,
        перроны,
            прогоны
                и перегоны.
[3]

Ученики: Предложения с однородными членами создают образ целого века, бурного, стремительного, в котором человек распадается на «атомы и гены».

Учитель: А век двадцать первый – век еще больших скоростей. Какой урок жизни вы получили от Б. Олейника?

Ученики: Как важно в век высоких технологий и высоких скоростей оставаться человеком, сыном, помнить о родителях.

6. Подведение итогов урока.

Учитель: Напишите, пожалуйста, к каким выводам вы пришли на сегодняшнем уроке. Какие мысли родились у вас на занятии?

Из ответов учеников:

Этот урок позволил мне не только «творчески взлететь», но и переместиться в другую жизнь, которая отражается в лужах и трещинах на асфальте. Эта жизнь была не видна мне раньше, но теперь я научилась видеть. (Бойцова Юлия)

Творчество… Раньше я думала, что это обязательно нечто совершенное… Нет! Творчество – это искренний, чистый, бурный порыв души. Творчеством занимается каждый из нас: видеть, чувствовать, мыслить, испытывать радость от всего – это творчество. (Герасимова Ася)

Мы поняли, что творцом может стать каждый, достаточно лишь радоваться жизни и замечать такие значительные мелочи на пути. (Пимурзина Виктория)

Сегодняшний урок стал для меня уроком жизни. Я понял, что в век высоких скоростей важно оставаться человеком. (Родионов Владислав)

Наш русский язык богатейший на свете. Как много можно передать с помощью слов! Как подумаешь, что ты много можешь сказать, сделать, сразу хочется жить и все успеть. (Кукса

Ксения)

7. Использованная литература.

  1. Москвина М. Учись видеть. – М.: Гаятри, 2007. – С.5.
  2. Там же. – С.9, 23 – 24.
  3. Цит. по раб.: Глебова Е.Ф. Русский язык. – Нижний Новгород, 1994. – С.244 – 245.