Урок 48. Бессоюзные сложные предложения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении
Цель: изучить правила постановки двоеточия в сложных бессоюзных предложениях, формируя данный пунктуационный навык, наблюдать над интонацией и тренироваться в правильном чтении различных интонационных типов бессоюзных сложных предложениях.
Ход урока
I. Синтаксическая минутка. Готовимся к экзамену в новой форме.
Предлагается расставить и объяснить знаки препинания в предложении, написанном на доске, заменить словосочетание о мастерстве писателя, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование, записать его.
Говорить о мастерстве писателя – это прежде всего говорить о языке, которым написано произведение (К. Федин).
II. Проверка домашнего задания.
III. Изучение нового материала.
- Работа с материалом для наблюдений на с. 129 учебника по заданию. Обращается внимание обучающихся на интонацию предложений с двоеточием в бессоюзных сложных предложениях.
- Работа по таблице обобщающего характера, в которой представлены сведения о постановке двоеточия как в сложном бессоюзном предложении, так и в простом. Таблица воспроизводится на интерактивной доске. Сначала анализируется та часть таблицы, которая содержит сведения о постановке двоеточия в бессоюзных сложных предложениях, затем – другая, содержащая сведения о постановке двоеточия в простом предложении.
Обучающиеся последовательно анализируют все три предложения первой части, определяют их грамматические значения. Учитель сообщает о возможных вставках союзов (потому что, а именно, что). Необходимо при этом, чтобы обучающиеся читали предложения, правильно интонируя их.
Вторая часть таблицы используется для повторения употребления двоеточия в простом предложении с обобщающими словами при однородных членах и в предложении с прямой речью. Поскольку в ней даны только схемы, то обучающиеся самостоятельно иллюстрируют их устными примерами.
IV. Тренировочные упражнения
- Обучающимся предлагается списать предложения, объяснить постановку двоеточия. Наблюдение над интонацией. Предложения воспроизводятся на интерактивной доске.
Посмотрю на юг: нивы зрелые, что камыш густой, тихо движутся. Февраль обманчив: солнце и пурга. Счастливы сосны и ели, вечно они зеленеют, гибели им не приносят метели, смертью морозы не веют.
Дальнейшая работа строится дифференцированно. - Самостоятельная работа обучающихся по упражнению 197 на с.132.
- Одновременно наиболее сильным обучающимся предлагается дидактический материал «В мастерской И. Бунина». Обучающиеся самостоятельно расставляют двоеточие в бессоюзных сложных предложениях, а также другие знаки препинания с последующей самопроверкой и самооцениванием.
1. На вокзале не было обычной суматохи: наступила святая ночь. 2. Но впереди бала полная неизвестность: где эта Харцызская, и когда они приедут, и какая будет работа, да и будет ли еще? 3. То, что так долго всех волновало и тревожило, наконец разрешилось: Великий Перевоз сразу опустел наполовину. 4. Был он сын сельского дьякона, учился в семинарии, но курса не окончил: по бедности пришлось вернуться домой; дома он все выписывал программы, думая приготовиться то в юнкерскую, то в межевую школу. 5. Резкий скрип саней стоял над всем выгоном: из-под горы тянулся длинный обоз, весь завеянный ночной поземкой; морды лошадей были в кудрявом инее. - Кроме того, возможна работа группы обучающихся с низкими познавательными возможностями на тренажере «Фраза», программа позволяет проверять и корректировать правильность постановки двоеточия в сложном бессоюзном предложении, что делает процесс обучения успешным для данной категории обучающихся.
V. Обобщение изученного на уроке материала.
- Когда ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
VI. Оценивание работы обучающихся.
VII. Домашнее задание:
упражнения 195 (устно, тренироваться в правильном чтении), 198 (письм.); выучить правило.
Источники:
Материал для наблюдений и тренировочные упражнения даны по учебнику русского языка для 9 классов общеобразовательных учреждений авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой.- М.: Просвещение, 2007.-206 с.