Цели урока:
- знать систему частей речи в русском языке;
- знать, каково грамматическое значение каждой части речи;
- уметь правильно ставить вопрос.
Ход урока
- Оргмомент.
- Повторение.
На доске записано предложение: Кустик травы вдруг шевельнется да и обернется поджарой и быстрой лисичкой.
Задание: заполните таблицу, используя слова из предложения.
Часть речи |
Что обозначают слова этой части речи? |
Слова этой части речи |
На какие вопросы отвечают? |
1. Имя существительное | Предмет | Кустик, травы, лисичкой | Что? Чем? |
2. Имя прилагательное | Признак предмета | Поджарой, быстрой | Какой? |
3. Глагол | Действие предмета | Шевельнется, обернется | Что сделает? |
4. ? | Вдруг | Как? |
- Слово “вдруг” мы пока оставим и вернемся к нему позже. При помощи таблицы мы повторили известные нам части речи.
3. Знакомство с новым материалом.
- Теперь откройте учебники на странице 27. Возьмите карандаши, по ходу моего чтения стихотворения “Веселая грамматика” подчеркните известные вам части речи.
Весёлая грамматика
Существительное – школа.
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы.
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах!
А потом
У тёплой печи
Повторяем
Части речи!(О.И. Высотская)
(Дети перечисляют известные им части речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение, числительное, междометие, частицы).
- Какие части речи здесь не встретились? (Предлоги и союзы).
Для дальнейшего знакомства показываем ребятам заранее записанное на доске предложение без предлогов:
(Над) цветами кружатся золотые пчелы. Проснулись малиновки. Перья (на) их грудках окрашены (в) цвет утренней зари. (М.Горький)
- Скажите, чего не хватает в этом предложении? Слов какой части речи? (Предлогов)
Восстановите текст. (Ученик читает получившийся вариант).
- Предлоги, союзы и частицы, ребята, что-то обозначают, или служат для связи слов в предложении? (Служат для связи слов в предложении).
- Поэтому части речи делятся на служебные и самостоятельные. (Графически показываем на доске)
Части речи
Самостоятельные, Служебные
4. Закрепление.
а) Работа с упр.68 (выполняется по вариантам).
Сначала проговариваем с детьми вопросы, на которые отвечают имя существительное, имя прилагательное и глагол, записываем вопросы на доске.
Затем ребята 1 варианта выписывают из упражнения только существительные, 2 варианта – прилагательные, 3 варианта – глаголы.
Смотреть, смотр, осмотрительный; поплавок, плавательный, плавать; поход, походный, ходить; интерес, интересоваться, интересный; синий, синева, посинеть.
Читаем вслух полученные варианты.
- Скажите, эти части речи будут самостоятельными или служебными?(Самостоятельными).
б) Работа с упр.69. Учитель читает текст классу.
Мы с сынишкой собрались в лес по грибы. И только свернули тропой с проселочной дороги, навстречу нам из лесу собака Клеопарда. Злющая – чистый волк.
Сынишка был впереди меня. Он хотел кинуться назад, ко мне, но я успел крикнуть ему:
- Только не беги! Иди, как шел.
Ускорив шаг, я поравнялся с сынишкой и взял его за руку. Ни ружья, ни палок у нас с собой не было: одни пустые корзинки. Обороняться было нечем.
А Клеопарда была уже в нескольких шагах от нас. Или мы ей дорогу должны были уступить, или она нам: тропа была узкая, а по сторонам – грязь.
- Вперёд без страха и сомненья! – произнёс я как можно веселее, крепко сжимая руку сынишки.
Клеопарда остановилась и молча оскалила зубы. Миг был решительный. Я ещё твёрже шагнул – раз, два, три…
Свирепое животное вдруг прыгнуло в сторону и, увязая в глубокой грязи, прошло мимо нас стороной.
- Видишь? А ты хотел бежать.
- Ух, страшно!
- А убегать ещё страшней. (В.В. Бианки.)
- Теперь давайте выпишем выделенные слова вместе с теми, к которым они относятся. Затем поставим к выделенным словам вопросы. Ученики по очереди выходят к доске и записывают словосочетания.
Был (где?) впереди.
Кинуться (куда?) назад.
(Куда?) Вперёд
Сжимая (как?) крепко.
Шагнул (как?) твёрже.
Прыгнуло (как?) вдруг.
Убегать (как?) ещё страшней.
- Ребята, слова, к которым мы ставили вопросы будут являться наречиями. Эта часть речи не изменяемая, потому что не склоняется и не спрягается.
- Скажите, какая часть слова является изменяемой? (окончание). Тогда, чего не будет у наречия, раз оно не изменяется? (окончания).
- Молодцы, подумайте над следующим вопросом: если прилагательное обозначает признак предмета, потому что задаем мы вопрос от существительного, то признак чего будет обозначать наречие? (признак действия). Давайте вернемся к таблице, которую оставили в начале урока и допишем недостающую информацию. (часть речи, что обозначает, вопросы)
5. Итоги урока.
- На какие группы делятся части речи?
- Перечислите самостоятельные части речи и служебные.
- Каково грамматическое значение каждой самостоятельной части речи?
- Расскажите, что вы узнали о наречии?
6. Домашнее задание упр.70. Консультирование.