Цель урока:
Оборудование: записи на доске, перфокарты, ксерокопии стихотворений.
"Имя существительное - хлеб языка".
(Лев Успенский)
Ход урока
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Жужжащее чтение небольшого текста, лежащего на партах. Постановка цели урока.
Актуализация знаний.
Слово учителя:
Первая подтема "Роль имен существительных в речи"; цель : доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что "имя существительное - хлеб языка".
Сообщение ученика.
К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".
Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".
Учитель: Давайте вспомним, какие названия предметам дает имя существительное. Обратите ваше внимание на запись, сделанную на доске и дополните ее своими примерами.
Запись на доске:
Живые существа: девочка:
неживые существа: камень:
явления природы: гроза:
признак как предмет: белизна:
действие как предмет: бег, ходьба:
Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажите. (Учитель вслух читает стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
Кто-то, может быть, уже догадался?
Ученик: В этом стихотворении очень много существительных.
Учитель: Правильно! Молодцы! Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.
Прослушайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные?
|
|
Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.
Ученик: Вывод: с помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д.
Учитель: Прошу вас обратить внимание еще на одну запись на доске.
Запись: Бездельник, лодырь, тунеядец, лентяй:
Что это такое?
Это синонимический ряд.
Как данные существительные характеризуют человека?
Ученик: Здесь выражено неприязненное отношение к людям, которые не хотят работать.
Учитель: То есть здесь выражена отрицательная эмоция. Само значение слова содержит характеристику предмета.
А теперь я предлагаю вам вспомнить, благодаря какой части слова существительные могут приобретать эмоциональную окраску.
Ученик: У нас в языке много суффиксов, которые помогают нам передать свое отношение к предмету речи.
Учитель: Приведите примеры.
Одежда - одежонка
Рубаха - рубашонка
Овраг - овражек
Кусок - кусочек
Дом - домик
Все эти суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение.
Повторение
Учитель: А теперь, друзья, я попрошу вас вспомнить все, что мы с вами изучили в разделе "Имя существительное" о правописании гласных в суффиксах этой части речи.
Итак, я предлагаю вам работу, которая будет идти под девизом: "Все работы хороши, выбирай на вкус".
Опредилим о каком суффиксе пойдет речь по ряду существительных, которые прозвучат в стихотворных строчках:
Когда дома болеют,
Когда дома стареют.
Им так же, как людям,
Помогут доктора:
Веселые стекольщики,
Умелые бетонщики,
Сантехники и плотники,
Короче - мастера.
Ученик: в этом стихотворении есть существительные, в состав которых входит суффикс -щик, т.е.
Речь идет о правильном написании суффикса - чик (-щик).
Учитель: Совершенно верно. Пожалуйста, помогите мне вспомнить зарифмованное правило, а на доске, воспроизвести опорную схему этого правила.
Задание: вставьте пропущенную букву, опираясь на правило правописания суффикса -чик (-щик) (несколько учеников выполняют работу по этому правилу по перфокартам).
Остальные записывают существительные с суффиксом -чик (-щик), выслушав его лексическое толкование. Обозначьте орфограмму.
Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик)
Человек, в обязанности которого входит присматривать за бакенами. (бакенщик)
Типографский рабочий делающий переплет у книг. (переплетчик)
Солдат, обслуживающий пулемет. (пулеметчик)
Человек, занимающийся стекленеем окон. (стекольщик)
Люди, умеющие делать кладку из камня. (каменщик)
Учитель: Хорошо, молодцы! с работой справились.
О следующих суффиксах нам поможет вспомнить мультфильм "В стране невыученных уроков": два суффикса- близнеца , написание которых можно спутать, если не знать особенности поведения гласных в них.
Ученик: Это суффиксы - ек и -ик.
(Вспоминается правило написания этих суффиксов)
Орфографическая диктовка. Ее проводит один из учеников, так как на дом было дано задание по этой теме.
Учитель в это время проверяет работу по перфокартам.
Следующая орфограмма определится при заполнении таблицы - упражнение 265.
Учитель: А что нового вы узнали о склонении существительных в 6-ом классе?
Ученик: Есть еще разносклоняемые существительные.
Учитель: Правильно есть разносклоняемые существительные, а почему они так называются?
Задание: из данного текста выпишите все разносклоняемые существительные (текст у каждого ученика на партах).
Учитель: В отличии от разносклоняемых существительных есть такие существительные, которые вообще не: Закончите, пожалуйста, мою фразу.
А теперь вы побываете в роли корректора.
Задание: вам необходимо найти ошибки в записи ученика (карточки).
Учитель произносит следующие слова: юла егоза, непоседа, грязнуля, сирота, незнайка, чистюля.
Что вы можете сказать об этих словах?
Ученик: Это существительные общего рода. Они могут относится к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.
Учитель: А еще какую орфограмму мы с вами не назвали, а примеры прозвучали?
Ученик: Написание не с существительными.
Запись предложений с объяснением написания существительных с не.
Обобщение. Выставление оценок.
Домашнее задание: Упражнение 268.