Обобщающий урок по теме "Имя существительное"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально - выразительной роли имен существительных в речи;
  • повторить орфографические правила, изученные по данной теме;
  • закрепить умение редактирования текста с орфографическими ошибками.

Оборудование: записи на доске, перфокарты, ксерокопии стихотворений.

"Имя существительное - хлеб языка".
(Лев Успенский)

Ход урока

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку. Жужжащее чтение небольшого текста, лежащего на партах. Постановка цели урока.

Актуализация знаний.

Слово учителя:

Первая подтема "Роль имен существительных в речи"; цель : доказать справедливость утверждения Льва Васильевича Успенского, что "имя существительное - хлеб языка".

Сообщение ученика.

К. Г. Паустовский утверждал: "Нет ничего такого в жизни, и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нежность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия".

Эти слова К.Г. Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных. Недаром поэт говорит: "Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам".

Учитель: Давайте вспомним, какие названия предметам дает имя существительное. Обратите ваше внимание на запись, сделанную на доске и дополните ее своими примерами.

Запись на доске:

Живые существа: девочка:

неживые существа: камень:

явления природы: гроза:

признак как предмет: белизна:

действие как предмет: бег, ходьба:

Учитель: Я предлагаю вам прослушать несколько строк из стихотворения А. Фета. Это стихотворение имеет свою особенность, а какую вы сейчас сами поймете и скажите. (Учитель вслух читает стихотворение, которое имеется у каждого ученика на парте.)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья.
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной. Ночные тени,
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений
Милого лица.

Кто-то, может быть, уже догадался?

Ученик: В этом стихотворении очень много существительных.

Учитель: Правильно! Молодцы! Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. Л.Н.Толстой так писал об этом стихотворении: "В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина". Из 22 -ух слов стихотворения - 14 существительных, 6-ть прилагательных, 2 служебных слова, а получается удивительная, чудесная картина ночи, ночного пейзажа.

Прослушайте отрывки из других стихотворений. Какие картины могут "нарисовать" существительные?

Вечер поле.
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)

Сделайте, пожалуйста, вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической в частности.

Ученик: Вывод: с помощью существительных можно нарисовать картину природы, портрет и т.д.

Учитель: Прошу вас обратить внимание еще на одну запись на доске.

Запись: Бездельник, лодырь, тунеядец, лентяй:

Что это такое?

Это синонимический ряд.

Как данные существительные характеризуют человека?

Ученик: Здесь выражено неприязненное отношение к людям, которые не хотят работать.

Учитель: То есть здесь выражена отрицательная эмоция. Само значение слова содержит характеристику предмета.

А теперь я предлагаю вам вспомнить, благодаря какой части слова существительные могут приобретать эмоциональную окраску.

Ученик: У нас в языке много суффиксов, которые помогают нам передать свое отношение к предмету речи.

Учитель: Приведите примеры.

Одежда - одежонка

Рубаха - рубашонка

Овраг - овражек

Кусок - кусочек

Дом - домик

Все эти суффиксы имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Повторение

Учитель: А теперь, друзья, я попрошу вас вспомнить все, что мы с вами изучили в разделе "Имя существительное" о правописании гласных в суффиксах этой части речи.

Итак, я предлагаю вам работу, которая будет идти под девизом: "Все работы хороши, выбирай на вкус".

Опредилим о каком суффиксе пойдет речь по ряду существительных, которые прозвучат в стихотворных строчках:

Когда дома болеют,
Когда дома стареют.
Им так же, как людям,
Помогут доктора:
Веселые стекольщики,
Умелые бетонщики,
Сантехники и плотники,
Короче - мастера.

Ученик: в этом стихотворении есть существительные, в состав которых входит суффикс -щик, т.е.

Речь идет о правильном написании суффикса - чик (-щик).

Учитель: Совершенно верно. Пожалуйста, помогите мне вспомнить зарифмованное правило, а на доске, воспроизвести опорную схему этого правила.

Задание: вставьте пропущенную букву, опираясь на правило правописания суффикса -чик (-щик) (несколько учеников выполняют работу по этому правилу по перфокартам).

Остальные записывают существительные с суффиксом -чик (-щик), выслушав его лексическое толкование. Обозначьте орфограмму.

Специалист по переводам с одного языка на другой. (переводчик)

Человек, в обязанности которого входит присматривать за бакенами. (бакенщик)

Типографский рабочий делающий переплет у книг. (переплетчик)

Солдат, обслуживающий пулемет. (пулеметчик)

Человек, занимающийся стекленеем окон. (стекольщик)

Люди, умеющие делать кладку из камня. (каменщик)

Учитель: Хорошо, молодцы! с работой справились.

О следующих суффиксах нам поможет вспомнить мультфильм "В стране невыученных уроков": два суффикса- близнеца , написание которых можно спутать, если не знать особенности поведения гласных в них.

Ученик: Это суффиксы - ек и -ик.

(Вспоминается правило написания этих суффиксов)

Орфографическая диктовка. Ее проводит один из учеников, так как на дом было дано задание по этой теме.

Учитель в это время проверяет работу по перфокартам.

Следующая орфограмма определится при заполнении таблицы - упражнение 265.

Учитель: А что нового вы узнали о склонении существительных в 6-ом классе?

Ученик: Есть еще разносклоняемые существительные.

Учитель: Правильно есть разносклоняемые существительные, а почему они так называются?

Задание: из данного текста выпишите все разносклоняемые существительные (текст у каждого ученика на партах).

Учитель: В отличии от разносклоняемых существительных есть такие существительные, которые вообще не: Закончите, пожалуйста, мою фразу.

А теперь вы побываете в роли корректора.

Задание: вам необходимо найти ошибки в записи ученика (карточки).

Учитель произносит следующие слова: юла егоза, непоседа, грязнуля, сирота, незнайка, чистюля.

Что вы можете сказать об этих словах?

Ученик: Это существительные общего рода. Они могут относится к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, и к женскому роду, если обозначают лиц женского пола.

Учитель: А еще какую орфограмму мы с вами не назвали, а примеры прозвучали?

Ученик: Написание не с существительными.

Запись предложений с объяснением написания существительных с не.

Обобщение. Выставление оценок.

Домашнее задание: Упражнение 268.