Окружающий мир: признаки живого и неживого в природе.
Оборудование: таблицы, картины.
Цели урока:
- Совершенствовать знания о склонении имен прилагательных.
- Развивать умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставления окончаний имен прилагательных с именами существительными.
- Развивать умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
- Учить детей бережному отношению к окружающей среде.
- Закрепить природоведческие понятия "неживая природа" – "живая природа".
Ход урока
I.
- Организационный момент.
- Какое д/з было задано по русскому языку?
- записать стихотворение с именами прилагательными. Определить род, число, падеж прилагательных.
Дети читают стихотворения.
II. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
- Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить, к какой части речи относится используемые в нем слова.
Красный, синий и зеленый.
Вкусный, сладкий и соленый,
Круглый, твердый и колючий,
Злой, холодный и трескучий,
Ясный, ласковый и грозный.
И веселый и серьезный.
(Cтихотворение состоит только из имен прилагательных)
- Сегодня у нас очень важный урок. Нам предстоит обобщить полученные знания по теме склонение имен прилагательных в ед.числе. Но нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной, правильной речи. И на этом уроке потребуются знания и по окружающему миру.
- Что обозначают имена прилагательные? (имена прилагательные обозначают свойства, качество предметов, признаки предметов, по вкусу, по цвету, по форме, по размеру, физические качества)
Работа в тетради
- Откроем тетради. У нас уже записано число и классная работа.
- Минутка чистописания.
- Словарная работа.
- Записать словосочетания в нужном числе и падеже.
Прекрасный день – ед.ч. Р.п. – прекрасного дня.
Интересный салют – ед.ч. Т.П. – интересным салютом.
Известный портрет – ед.ч. Д.п.- к известному портрету.
Робкий пассажир – ед.ч. П.п. – о робком пассажире.
Ленивый инженер – ед.ч. Р.п. – ленивого инженера
- Найдите слова на орфограмму парные согласные (робкий)
- Найдите слова на орфограмму непроизносимые согласные (прекрасный, интересный, известный)
- Найдите слова на орфограмму безударные гласные проверяемая ударением (ленивый – лень)
- Игра "Требуется слово"
- Сейчас мы проведем игру "Требуется слово". К данным именам прилагательных вы должны подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Но использовать только те, которые обозначают предметы, относящиеся к неживой природе.
- Вспомните, что мы относим к неживой природе (дождь, солнце, небо, камни, вода, снег, земля и т.д.)
Теплый ________, рыхлый _________, горячий _______, проливной _________
- С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
- (прил.+ сущ)
- Сделайте вывод.
- Какое слово будет главным, а зависимым?
- Что общего есть в словосочетаниях?
III. Наблюдение над склонением имен прилагательных в ед.числе.
1. Вспомните, как склоняются имена прилагательные в мужском роде.
Послушайте стихотворение Ю.Карасева "Приключение зеленого листа" и с помощью карточек покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист.
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый. И.п.
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа. Р.п.
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту
В тот же миг веселый лес
Шмыг – к зеленому листу Д.п.
Лапой – хвать зеленый лист В.п.
Дескать, поиграем.- "Не хочу" – парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зеленым Т.п.
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал …
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом. П.п.
- Как вы определяли падеж имен прилагательных? (чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного, от которого оно зависит)
- Запишите словосочетания, выделите окончания, укажите падеж.
- Попробуем найти слова, относящиеся к неживой и живой природе (с ветром, над землей, с клена, лист, пес)
2. Следующее задание не из легких. Используя данные предлоги, запишите, самостоятельно словосочетания в нужном падеже и укажите его.
Выделите окончания имен прилагательных.
синее море (по) |
по синему морю Д.П. |
ласковое солнышко (про) |
про ласковое солнышко В.п. |
интересное дело (для) |
для интересного дела Р.п. |
твердое слово (о) |
о твердом слове П.П. |
высокое дерево (за) |
за высоким деревом Т.п. |
низкое окно (под) |
под низкое окно В.п. |
- оценка "5" – без ошибок, "4" – 1 ошибка, "3" – 2 ошибки. Взаимопроверка.
- Обратите внимание на имена прилагательные, какого они рода? (средний род)
- Как вы определили? (по роду существительного)
- А теперь обратите внимание на два задания, что общего, чем отличаются?
- О прилагательных какого рода можем сказать, что они склоняются одинаково?
- Докажите!
- Сформулируйте правило (м.р. и ср.р. в Р.Д.Т.П. падеже + одинаковые вопросы и окончания)
3. Выборочное письмо.
- Из предложений выписать словосочетания прилагательного с существительным. Укажите род, падеж имен прилагательных, выделите окончания
По широкой дороге мы подъехали к дому. Мы любовались прекрасной картиной. Вот и пришла долгожданная весна. После интересной игры все были веселы. Хорошо помечтать в звездную ночь. Зимой все мечтают о теплой погоде.
(Уч-ся выписывают словосочетания, указывают род, падеж и выделяют окончания)
- Выберите слова, обозначающие природные объекты (весна, звездная ночь, зима, теплая погода)
- Определите род имен прилагательных? (ж.р.)
- А как вы определили?
- Поставьте вопросы к именам прилагательным
- Что вы заметили?
- Какой вывод можно сделать по окончаниям имен прилагательных ж.р.?
(Имена прилагательные ж.р. Р.Д.Т.П. отвечают на один вопрос какой? имеют окончания -ой-, -ей-.)
IV. Наблюдение за ролью имен прилагательных.
Творческая работа.
- На доске записаны предложения. Вам надо прочитать предложения, дополняя их прилагательными.
Оживает лес. В зелени поют птицы. По ветвям скачут белки. Вот бежит заяц. А за кустом спряталась лисица.
- Дайте определение понятие "лес" (толковый словарь)
- Что происходит с предложениями?
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
- Какие объекты живой природы вы встретили в предложениях? (птицы, белки, заяц, лисица)
- Назовите признаки птиц? (крылья, клюв, перья, две ночи, маленькая голова, хвост).
V. Итог урока.
Верно ли утверждение.
- Имена прилагательные в ед.числе изменяются только по падежам? (Нет. Имена прилагательные в ед.числе изменяются по падежам, родам и числам) Например: большой м.р. – большая ж.р. – большое ср.р. большой ед.ч. большие мн.ч.
- Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным?( Верно. Например: умному (м.р.ед.ч. Д.п.) человеку м.р. ед.ч.).
- Имена прилагательные м.р. и ср.р. склоняются одинаково? (Верно. Имена прилагательные м.р. и ср.р. в Р.Д.Т.П. отвечают на один вопрос и имеют одинаковые окончания)
- Прилагательные ж.р. во всех падежах имеют одинаковые окончания? (Неверно. Только в Р.Д.Т.П. падежах -ой-, -ей).
Выставление оценок, пояснение домашнего задания.