Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру в 4-м классе

Разделы: Русский язык


Окружающий мир: признаки живого и неживого в природе.

Оборудование: таблицы, картины.

Цели урока:

  1. Совершенствовать знания о склонении имен прилагательных.
  2. Развивать умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставления окончаний имен прилагательных с именами существительными.
  3. Развивать умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи.
  4. Учить детей бережному отношению к окружающей среде.
  5. Закрепить природоведческие понятия "неживая природа" – "живая природа".

Ход урока

I.

  1. Организационный момент.
  2. Какое д/з было задано по русскому языку?
  • записать стихотворение с именами прилагательными. Определить род, число, падеж прилагательных.

Дети читают стихотворения.

II. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

  • Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить, к какой части речи относится используемые в нем слова.

Красный, синий и зеленый.
Вкусный, сладкий и соленый,
Круглый, твердый и колючий,
Злой, холодный и трескучий,
Ясный, ласковый и грозный.
И веселый и серьезный.

(Cтихотворение состоит только из имен прилагательных)

  • Сегодня у нас очень важный урок. Нам предстоит обобщить полученные знания по теме склонение имен прилагательных в ед.числе. Но нельзя забывать, что урок русского языка – это урок обучения грамотной, правильной речи. И на этом уроке потребуются знания и по окружающему миру.
  • Что обозначают имена прилагательные? (имена прилагательные обозначают свойства, качество предметов, признаки предметов, по вкусу, по цвету, по форме, по размеру, физические качества)

Работа в тетради

  • Откроем тетради. У нас уже записано число и классная работа.
  • Минутка чистописания.
  • Словарная работа.
  • Записать словосочетания в нужном числе и падеже.

Прекрасный день – ед.ч. Р.п. – прекрасного дня.

Интересный салют – ед.ч. Т.П. – интересным салютом.

Известный портрет – ед.ч. Д.п.- к известному портрету.

Робкий пассажир – ед.ч. П.п. – о робком пассажире.

Ленивый инженер – ед.ч. Р.п. – ленивого инженера

  • Найдите слова на орфограмму парные согласные (робкий)
  • Найдите слова на орфограмму непроизносимые согласные (прекрасный, интересный, известный)
  • Найдите слова на орфограмму безударные гласные проверяемая ударением (ленивый – лень)
  • Игра "Требуется слово"
  • Сейчас мы проведем игру "Требуется слово". К данным именам прилагательных вы должны подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Но использовать только те, которые обозначают предметы, относящиеся к неживой природе.
  • Вспомните, что мы относим к неживой природе (дождь, солнце, небо, камни, вода, снег, земля и т.д.)

Теплый ________, рыхлый _________, горячий _______, проливной _________

  • С какой частью речи согласуются имена прилагательные?
  • (прил.+ сущ)
  • Сделайте вывод.
  • Какое слово будет главным, а зависимым?
  • Что общего есть в словосочетаниях?

III. Наблюдение над склонением имен прилагательных в ед.числе.

1. Вспомните, как склоняются имена прилагательные в мужском роде.

Послушайте стихотворение Ю.Карасева "Приключение зеленого листа" и с помощью карточек покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист.

Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый. И.п.
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа. Р.п.
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту
В тот же миг веселый лес
Шмыг – к зеленому листу Д.п.
Лапой – хвать зеленый лист В.п.
Дескать, поиграем.

- "Не хочу" – парашютист
Головой качает …
Ветер вмиг с листом зеленым Т.п.
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал …
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом. П.п.

  • Как вы определяли падеж имен прилагательных? (чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного, от которого оно зависит)
  • Запишите словосочетания, выделите окончания, укажите падеж.
  • Попробуем найти слова, относящиеся к неживой и живой природе (с ветром, над землей, с клена, лист, пес)

2. Следующее задание не из легких. Используя данные предлоги, запишите, самостоятельно словосочетания в нужном падеже и укажите его.

Выделите окончания имен прилагательных.

синее море (по)

по синему морю Д.П.

ласковое солнышко (про)

про ласковое солнышко В.п.

интересное дело (для)

для интересного дела Р.п.

твердое слово (о)

о твердом слове П.П.

высокое дерево (за)

за высоким деревом Т.п.

низкое окно (под)

под низкое окно В.п.

  • оценка "5" – без ошибок, "4" – 1 ошибка, "3" – 2 ошибки. Взаимопроверка.
  • Обратите внимание на имена прилагательные, какого они рода? (средний род)
  • Как вы определили? (по роду существительного)
  • А теперь обратите внимание на два задания, что общего, чем отличаются?
  • О прилагательных какого рода можем сказать, что они склоняются одинаково?
  • Докажите!
  • Сформулируйте правило (м.р. и ср.р. в Р.Д.Т.П. падеже + одинаковые вопросы и окончания)

3. Выборочное письмо.

  • Из предложений выписать словосочетания прилагательного с существительным. Укажите род, падеж имен прилагательных, выделите окончания

По широкой дороге мы подъехали к дому. Мы любовались прекрасной картиной. Вот и пришла долгожданная весна. После интересной игры все были веселы. Хорошо помечтать в звездную ночь. Зимой все мечтают о теплой погоде.

(Уч-ся выписывают словосочетания, указывают род, падеж и выделяют окончания)

  • Выберите слова, обозначающие природные объекты (весна, звездная ночь, зима, теплая погода)
  • Определите род имен прилагательных? (ж.р.)
  • А как вы определили?
  • Поставьте вопросы к именам прилагательным
  • Что вы заметили?
  • Какой вывод можно сделать по окончаниям имен прилагательных ж.р.?

(Имена прилагательные ж.р. Р.Д.Т.П. отвечают на один вопрос какой? имеют окончания -ой-, -ей-.)

IV. Наблюдение за ролью имен прилагательных.

Творческая работа.

  • На доске записаны предложения. Вам надо прочитать предложения, дополняя их прилагательными.

Оживает лес. В зелени поют птицы. По ветвям скачут белки. Вот бежит заяц. А за кустом спряталась лисица.

  • Дайте определение понятие "лес" (толковый словарь)
  • Что происходит с предложениями?
  • Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?
  • Какие объекты живой природы вы встретили в предложениях? (птицы, белки, заяц, лисица)
  • Назовите признаки птиц? (крылья, клюв, перья, две ночи, маленькая голова, хвост).

V. Итог урока.

Верно ли утверждение.

  • Имена прилагательные в ед.числе изменяются только по падежам? (Нет. Имена прилагательные в ед.числе изменяются по падежам, родам и числам) Например: большой м.р. – большая ж.р. – большое ср.р. большой ед.ч. большие мн.ч.
  • Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным?( Верно. Например: умному (м.р.ед.ч. Д.п.) человеку м.р. ед.ч.).
  • Имена прилагательные м.р. и ср.р. склоняются одинаково? (Верно. Имена прилагательные м.р. и ср.р. в Р.Д.Т.П. отвечают на один вопрос и имеют одинаковые окончания)
  • Прилагательные ж.р. во всех падежах имеют одинаковые окончания? (Неверно. Только в Р.Д.Т.П. падежах -ой-, -ей).

Выставление оценок, пояснение домашнего задания.