Цели урока:
- познакомить учащихся со сложноподчинёнными предложениями с несколькими придаточными;
- ввести понятия однородное, последовательное, параллельное подчинение;
- научить строить схемы СПП с несколькими придаточными (линейные и вертикальные);
- активизировать знания по фонетике (звуки – буквы, их количество в слове); морфологии (умение определять части речи, вспомнить разряды прилагательных, местоимений); повторить способы словообразования; виды подчинительной связи в словосочетаниях; виды односоставных предложений; отработать орфограммы (правописание безударных гласных в корне слова, О-Ё после шипящих, приставки на З- и С-, ПРИ-, ПРЕ-, правописание НЕ-НИ, Н-НН).
Ход урока | «Полезное повторение» |
---|---|
Двадцать первое февраля.
Классная работа.
Сегодня на уроке мы, как обычно, многое повторим, вспомним виды придаточных в СПП и познакомимся с новыми сложными синтаксическими конструкциями, поэтому тема урока… Нет, тему вы сформулируете сами чуть позже, а сейчас синтаксическая разминка. |
«Полётное» повторение Двадцать первое - какая часть речи? Порядковое числительное – какое? Какие ещё числительные знаете? Количественные – сколько? Назовите способ образования слова «классная». Суффиксальный. А в таком предложении: Какое ещё слово образовано неморфологическим способом? |
1. Синтаксическая разминка. Ученики работают в парах (выполняют, проверяют, выставляют отметку). Какие орфограммы вам встретились? |
|
2. Мини-тест. 1) провинциальный, фрагментарный, фигурировать В словах какого ряда пропущена одна и та же буква? 1) дирижёр, дешёвка, трещотка В словах какого ряда пропущена одна и та же буква? 1) бескомпромиссный, здешний, восстать |
|
3. Объяснение нового материала. Как ни кидались псы, как ни натягивали проволоку, но они не могли нас достать. (Как ни…), (как ни…), [ ]. СПП с придаточными уступительными, с ОДНОРОДНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ. |
Выпишите все союзы из этого предложения. |
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Автор уверен, что есть любопытные читатели, которые пожелают узнать даже план и внутреннее расположение шкатулки. [ ], (что…), (которые…О и О). СПП с придаточными изъяснительным и определительным, с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ ПОДЧИНЕНИЕМ. |
Какой частью речи является слово ДАЖЕ в предложении?
|
Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания. Пока я записывал и рисовал увиденное, мои странники усердно кричали, чтобы вызвать кого-нибудь. (Пока…), [ ], (чтобы…). Ещё раз посмотрите на записанные предложения и сформулируйте тему урока. | Найдите в этом предложении словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ. Укажите все местоимения. Найдите слово, образованное неморфологическим способом. |
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ. В блокнотах схемы 4. Работа с учебником. |
- |
5. Закрепление нового материала.
|
|
6. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
|
|