Цели:
Р
- развивать навык работы в парах сменного состава,
- развивать коммуникативные умения и навыки,
- развивать речевую и мыслительную деятельность
- развивать ораторские способности
О
- ЗНАТЬ отличительные признаки категории состояния
- УМЕТЬ находить в тексте категорию состояния
- УМЕТЬ различать по признакам категорию состояния и наречие
- УМЕТЬ использовать в собственной речи категорию состояния
В
- воспитывать познавательную активность, толерантность, сознательное отношение к языку как к духовной ценности.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Давайте представим, что сегодня у вас на уроке в роли учителя должен быть компьютер. Вы обрадовались? Почему?
Но вам сообщили, что опять внезапно отключили свет. Ваше состояние? А урок должен состояться. И в конце занятия каждый должен будет отчитаться по вопросу новой темы. Выход из сложившейся ситуации? Моя функция – давать консультации, но не объяснять.
Предполагаемый ответ: будем разбирать сами.
Рекомендации по последовательности действий: а вы любите общение во время урока?
1 шаг - Статическая пара:
1-2 (1 парта)
3-4 (2 парта)
2 шаг - Динамическая пара: 1-3 2-4
3 шаг - Динамическая пара: 1-4 2-3
Цель:
- мотивационная установка на восприятие
- воспитание коллективизма
2. Актуализация
Проблема:
Мои краски темнее. Закрась рисунок темнее. Сейчас темнее, чем вчера вечером.
Дано: три части речи: КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ, НАРЕЧИЕ и ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в сравнительной степени .
Какие вы точно узнаете? Почему?
Предполагаемый ответ: узнаем прилагательное в сравнительной степени и наречие по их вопросу. Каковы? и Как? От чего мы задаём вопрос? Значит, в одном предложении слово «темнее» не зависит от глагола?
Тогда давайте выдвигать гипотезу по поводу новой темы.
Итак, время пошло.
Предполагаемый ответ: наверное, категория состояния - в последнем предложении. А ещё она похожа на наречие и краткое прилагательное
Цель: «вхождение» в тему
3. Формирование новых понятий (с применением технологии КСО)
Задание: работа по карточкам в парах постоянного и сменного состава
Цели:
Р
- развивать навык работы в парах сменного состава,
- развивать коммуникативные умения и навыки,
- развивать речевую и мыслительную деятельность
- развивать ораторские способности
4. Проверка уровня усвоения полученных знаний
Цель: выяснение учителем прочности и уровня осознанности учащимися знаний, полученных ими в результате самостоятельной деятельности.
На этом этапе учащиеся должны продемонстрировать уровень достижения обучающих целей:
О
- ЗНАТЬ отличительные признаки категории состояния
- УМЕТЬ находить в тексте категорию состояния
- УМЕТЬ различать по признакам категорию состояния и наречие
- УМЕТЬ использовать в собственной речи категорию состояния
ТЕСТ:
-КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ – ЭТО:
1.В – СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
2.Г – КРАТКАЯ ФОРМА ДРУГОЙ ЧАСТИ РЕЧИ
3.Ё – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ РЕЧИ
4.У- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
5.П- ФОРМА ГЛАГОЛА
- КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ не ОБОЗНАЧАЕТ:
1.Л – СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ
2.М – УМСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
3.Ю – ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
4.Ф – ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
5.Т – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
- КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ИЗМЕНЯЕТСЯ:
1.О – ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ
2.Д – ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ
3.Ж – ПО РОДАМ И ПАДЕЖАМ
4.З – ПО ПАДЕЖАМ И ЧИСЛАМ
5.Н – НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ
- КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В РОЛИ:
1.Х – ПОДЛЕЖАЩЕГО
2.Е – ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
3.Э – ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4.И – СКАЗУЕМОГО
5.Ъ – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ПОХОЖА НА:
1.Ы – ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
2.Б – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
3.Р – ГЛАГОЛ
4.Ц – НАРЕЧИЕ
5.Й – ПРЕДЛОГ
- С ЭТИМ ГЛАГОЛОМ НЕ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬСЯ КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ:
1.С – БЫЛО
2.Я – БУДЕТ
3.Е – СТАНЕТ
4.А – ЧУВСТВУЕТ
Дополнительно: творческое задание: Со словом «холоднее» составить три предложения, чтобы это слово было разными частями речи.
ЦЕЛИ: на этом этапе учащиеся должны продемонстрировать уровень достижения образовательных целей:
О
- ЗНАТЬ отличительные признаки категории состояния
- УМЕТЬ находить в тексте категорию состояния
- УМЕТЬ различать по признакам категорию состояния и наречие
- УМЕТЬ использовать в собственной речи категорию состояния ,
5. Закрепление и обобщение
Задание:
- воспроизвести по образцу содержание изученного материала по теме «Категория состояния»
- воспроизвести без образца содержание изученного материала по теме «Категория состояния»
Цель:
О- систематизировать и закрепить полученные знания и умения
Р - развивать ораторские способности
Итоги урока
Дома: стр. 128, упр.280
Примечание: достижение воспитательных целей осуществляется на всех этапах урока