Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме "Понятие о категории состояния"

Разделы: Русский язык


Цели:

Р

  • развивать навык работы в парах сменного состава,
  • развивать коммуникативные умения и навыки,
  • развивать речевую и мыслительную деятельность
  • развивать ораторские способности

О

  • ЗНАТЬ отличительные признаки категории состояния
  • УМЕТЬ находить в тексте категорию состояния
  • УМЕТЬ различать по признакам категорию состояния и наречие
  • УМЕТЬ использовать в собственной речи категорию состояния

В

  • воспитывать познавательную активность, толерантность, сознательное отношение к языку как к духовной ценности.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Давайте представим, что сегодня у вас на уроке в роли учителя должен быть компьютер. Вы обрадовались? Почему?

Но вам сообщили, что опять внезапно отключили свет. Ваше состояние? А урок должен состояться. И в конце занятия каждый должен будет отчитаться по вопросу новой темы. Выход из сложившейся ситуации? Моя функция – давать консультации, но не объяснять.

Предполагаемый ответ: будем разбирать сами.

Рекомендации по последовательности действий: а вы любите общение во время урока?

1 шаг - Статическая пара:

1-2 (1 парта)
3-4 (2 парта)

2 шаг - Динамическая пара: 1-3 2-4

3 шаг - Динамическая пара: 1-4 2-3

Цель:

  • мотивационная установка на восприятие
  • воспитание коллективизма

2. Актуализация

Проблема:

Мои краски темнее. Закрась рисунок темнее. Сейчас темнее, чем вчера вечером.

Дано: три части речи: КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ, НАРЕЧИЕ и ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ в сравнительной степени .

Какие вы точно узнаете? Почему?

Предполагаемый ответ: узнаем прилагательное в сравнительной степени и наречие по их вопросу. Каковы? и Как? От чего мы задаём вопрос? Значит, в одном предложении слово «темнее» не зависит от глагола?

Тогда давайте выдвигать гипотезу по поводу новой темы.

Итак, время пошло.

Предполагаемый ответ: наверное, категория состояния - в последнем предложении. А ещё она похожа на наречие и краткое прилагательное

Цель: «вхождение» в тему

3. Формирование новых понятий (с применением технологии КСО)

Задание: работа по карточкам в парах постоянного и сменного состава

Цели:

Р

  • развивать навык работы в парах сменного состава,
  • развивать коммуникативные умения и навыки,
  • развивать речевую и мыслительную деятельность
  • развивать ораторские способности

4. Проверка уровня усвоения полученных знаний

Цель: выяснение учителем прочности и уровня осознанности учащимися знаний, полученных ими в результате самостоятельной деятельности.

На этом этапе учащиеся должны продемонстрировать уровень достижения обучающих целей:

О

  • ЗНАТЬ отличительные признаки категории состояния
  • УМЕТЬ находить в тексте категорию состояния
  • УМЕТЬ различать по признакам категорию состояния и наречие
  • УМЕТЬ использовать в собственной речи категорию состояния

ТЕСТ:

-КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ – ЭТО:

1.В – СЛУЖЕБНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
2.Г – КРАТКАЯ ФОРМА ДРУГОЙ ЧАСТИ РЕЧИ
3.Ё – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧАСТЬЮ РЕЧИ
4.У- САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ
5.П- ФОРМА ГЛАГОЛА

- КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ не ОБОЗНАЧАЕТ:

1.Л – СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ
2.М – УМСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
3.Ю – ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
4.Ф – ДУШЕВНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА
5.Т – ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

- КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ИЗМЕНЯЕТСЯ:

1.О – ПО ЛИЦАМ И ЧИСЛАМ
2.Д – ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ
3.Ж – ПО РОДАМ И ПАДЕЖАМ
4.З – ПО ПАДЕЖАМ И ЧИСЛАМ
5.Н – НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

- КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В РОЛИ:

1.Х – ПОДЛЕЖАЩЕГО
2.Е – ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
3.Э – ОПРЕДЕЛЕНИЯ
4.И – СКАЗУЕМОГО
5.Ъ – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ ПОХОЖА НА:

1.Ы – ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ
2.Б – ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
3.Р – ГЛАГОЛ
4.Ц – НАРЕЧИЕ
5.Й – ПРЕДЛОГ

- С ЭТИМ ГЛАГОЛОМ НЕ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬСЯ КАТЕГОРИЯ СОСТОЯНИЯ:

1.С – БЫЛО
2.Я – БУДЕТ
3.Е – СТАНЕТ
4.А – ЧУВСТВУЕТ

Дополнительно: творческое задание: Со словом «холоднее» составить три предложения, чтобы это слово было разными частями речи.

ЦЕЛИ: на этом этапе учащиеся должны продемонстрировать уровень достижения образовательных целей:

О

  • ЗНАТЬ отличительные признаки категории состояния
  • УМЕТЬ находить в тексте категорию состояния
  • УМЕТЬ различать по признакам категорию состояния и наречие
  • УМЕТЬ использовать в собственной речи категорию состояния ,

5. Закрепление и обобщение

Задание:

  • воспроизвести по образцу содержание изученного материала по теме «Категория состояния»
  • воспроизвести без образца содержание изученного материала по теме «Категория состояния»

Цель:

О- систематизировать и закрепить полученные знания и умения

Р - развивать ораторские способности

Итоги урока

Дома: стр. 128, упр.280

Примечание: достижение воспитательных целей осуществляется на всех этапах урока

Приложение.