План урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.
- Словарная работа.
- Работа с текстом.
- Постановка проблемы и её фиксация.
- Закрепление полученных знаний.
- Подведение итогов.
- Объяснение домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Улыбнемся друг другу и начнем занятие. Хлопнем в ладоши два раза, повернёмся к соседу и хлопнем в ладоши друг друга. А теперь садитесь. Хорошее настроение, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов! Сегодня на уроке мы вспомним три типа склонения существительных, повторим правописание падежных окончаний существительных. Ваша задача в ходе совместной работы в группах выяснить, в каких же случаях пишется в окончании -И. Сядьте ровно, откройте тетради, запишите число и тему урока: “Правописание падежных окончаний имён существительных”.
2. Актуализация знаний.
А сейчас внимание! Перед вами три иллюстрации.
Это трудное заданье,
Проявите-ка старанье.
Вы особенность ищите,
Ничего не проглядите.
- Перед вами три иллюстрации. Что и кто изображён на рисунках?
- Посоветуйтесь в группах, по какому принципу распределены слова, обозначающие предметы, на рисунках? (На рисунках изображены предметы, обозначающие слова, относящиеся к I, ко II, к III типу склонения).
- Что и кто изображён на этом рисунке? К какому склонению относятся названные вами слова?
- Как быстро и правильно определить склонение существительных? В какую форму нужно поставить имя сущ.? А теперь обратите внимание на алгоритм. Вы верно ответили.
- Какие существительные относятся к I, ко II, к III типу склонения?
Мы вспомнили 3 склонения существительных. А сейчас послушайте…
3. Создание ситуации, приводящей к постановке проблемы.
Учитель достаёт старинную бутылку, облепленную засохшими водорослями, вынимает письмо: Однажды море прибило к берегу вот эту бутылку, а в ней – письмо. Точнее, дневниковая запись одного путешественника. Сейчас мы сможем её прочитать. (Читает ученик)
5 июля. Наша экспедиция оказалась в беде. Мы в ужасном положении. Наша шхуна разбилась о скалы, и мы высадились на какой-то остров в океане.
6 июля. Какая тут красота: синева неба, зелень травы, солнце! У всех на душе радость и блаженство! Я стал собирать гербарий для своей коллекции. Трудности позади.
8 июля. Настроение наше ухудшилось, потому что испортилась погода. Изморось, слякоть, холод. У всех на душе – печаль и озабоченность. Впереди – неизвестность. Какие ещё неприятности предстоит вынести экспедиции? Мы решили написать в письме о нашем приключении.
Экспедиция оказалась в беде. Хотите помочь путешественникам? Всё в ваших руках! Это не простой документ, а заколдованный. Какие качества, черты характера должны проявить люди, чтобы спастись? (Взаимовыручка, сплочённость, коллективизм, желание помочь людям, не унывать, верить в спасение). Эти качества помогут и вам при работе в группах, прислушайтесь к мнению друг друга.
3. 1. Словарная работа.
Сейчас мы проведём небольшое исследование. В тексте встретилось слово “изморось”. Перед вами два предложения: На побережье летом часто бывает изморось.
В тихую зимнюю погоду на ветках деревьев наросла изморозь.
Нам встретились слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию.
А что они обозначают? Определите, какой у них корень? (Моросящий, мельчайший дождь – рыхлые снегообразные кристаллы льда). Учитель на доске, остальные в тетрадях: ИЗМОРОСЬ – ИЗМОРОЗЬ. (Выделяют корень)
Такие слова в разделе науки о языке – фонетике – называются омофоны (от греч. homos – одинаковый, phone – звук).
3.2. Работа с текстом.
А сейчас для вас задача,
Пусть не покинет вас удача!
Чтобы помочь морякам, вам нужно отыскать в этом документе существительные, записать на листах в начальной форме, выделить окончание. Первая и вторая группа выписывают существительные 1 скл, третья и четвёртая – 2 скл, пятая и шестая – 3 скл. (Затем остальные проверяют друг друга).
первое |
второе |
третье |
Экспедиция |
Июль |
Зелень |
Назовите существительные первого склонения. Какие выписали существительные второго склонения? Добавьте те слова, которые не прозвучали.
4. Постановка проблемы и её фиксация
.Итак, все существительные делятся на три большие группы. У существительных каждой группы однотипные окончания в одинаковых падежах в единственном и множественном числе и в начальной форме.
Вспомните правописание падежных окончаний существительных. Рассмотрите таблицу, обсудив в группах, сделайте вывод об особенностях правописания падежных окончаний существительных в единственном числе. К какому выводу вы пришли, в каких случаях пишем в окончании -И, в каких -Е?
Определите падеж и окончание существительных из предложения: Мы решили написать в письме о нашем приключении.
(Пр.п., -и) Почему так получилось? Неверно определили склонение или слово написано неправильно?
Эту проблему нам предстоит решить. Почему слово “приключение” относится к первому склонению? (ср. р., окончание -Е). Сравните с другими существительными второго склонения. (Слово “приключение” оканчивается на -ие).
Найдите слова другого – женского рода – из первого склонения, отличающиеся от других гласной, стоящей перед окончанием.
В первом и во втором склонении есть не совсем обычные слова, при изменении их по падежам они имеют окончания другого типа. Рассмотрите таблицу, сделайте вывод о правописании падежных окончаний существительных, оканчивающихся на -ие (ср. р.), -ий (м.р.), -ия (ж. р.). Прочтите правило на стр. 203. В окончании каких существительных мы должны писать букву -И?
Если вы сомневаетесь, какую букву написать в окончании таких слов: -Е или -И, знайте, нужно писать только -И.
Прочтите предложение: “Какие ещё неприятности предстоит вынести экспедиции?” Определите склонение и падеж существительного. Моряк был грамотным человеком, слово “экспедиции” он написал правильно, объясните, почему в окончании -И?
5. Закрепление.
В бутылке было ещё одно письмо. Но оно так размыто, что некоторые буквы неразборчивы.
Есть для вас ещё игра,
Постарайтесь, детвора.
Разгадайте-ка секрет,
Дайте правильный ответ.
Чтобы спасти моряков, нам потребуется восстановить текст. Выпишите существительные с пропущенными орфограммами, определите склонение, выделите окончание.
9 июля. Ночь. В темноте ничего не видно. Здесь, в пещер… я вспоминаю о гербари…, о том, как на днях купался в океан…, бродил по суш.... А сейчас сидим в сырост…, во мрак... Слышу голос капитана. Он сообщает всей экспедици… о землетрясени…, об извержени… вулкана на остров…. Но наш испуг быстро проходит. Мы полны решимост… бороться. Мы оказались в затруднени…, но найдём выход из этой неприятной ситуаци...
6. Подведение итогов
.- С каким новым правилом вы познакомились на уроке?
- Что помогло нам прийти к правильному выводу? Какие черты характера помогают людям решать проблему, находить выход из трудной ситуации?
- Оценки
- Мы дружно и хорошо поработали. Перед вами таблица. Ответьте на вопросы, поднимая жетоны соответствующего цвета.
да |
пока нет |
|
1. Я уверен в себе |
||
2. Я могу быть организован |
||
3. Я легко работаю в группе |
||
4. Я могу ясно выражать мысль |
Если больше красного: Вам ещё предстоит работать в группах.
Больше синего: Хорошо умеете работать в группах.
7. Объяснение домашнего задания.
Придумайте продолжение приключений моряка, каким образом экспедиции удастся выбраться с острова и попасть домой. Для того, чтобы выполнение домашнего задания не вызывало трудностей, назовите (запишите) слова, которые помогут экспедиции выбраться с острова. (Учащиеся сами называют слова: стойкость, смелость, упорство, удача, везение, сплочённость, коллективизм и т. д.)
Спасибо всем за работу, урок окончен, до свидания.
Литература: Рик. Т. Г. Русский язык: Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: ООО “Издательство Астрель”, 1999.