Проблемно-развивающая технология и ЦОР на уроке русского языка по теме "Правописание мягкого знака в середине слова" в 5-м классе

Разделы: Русский язык


Класс: 5 общеобразовательный.

Предмет: русский язык.

Место в структуре образовательного процесса: комбинированный урок.

Тема урока: Правописание мягкого знака в середине слова.

Тип урока: урок изучения нового материала по орфографии.

Урок проводится при помощи презентации, которая проецируется на белую доску, на которой можно писать специальными маркерами (вставлять орфограммы, обозначать их) и легко стирать запись.

Цель: формирование умения правильно писать Ь в середине слова.

Задачи:

1) познакомить с новым опознавательным признаком– шипящим на конце слова, научить правильно обозначать орфограмму, расширять лексический запас детей;
2) развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
3) воспитывать интерес к урокам русского языка.

Этапы урока (с временной раскладкой):

  1. Орг. момент (1 мин.)
  2. Фонетическая зарядка (2 мин.)
  3. Фронтальный опрос (4 мин.)
  4. Объяснение нового материала (8 мин.)
  5. Закрепление

1)Устный орфографический разбор (3 мин.)
2)Предупредительное осложнённое списывание (5 мин.)
3)Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант(6 мин.)

  1. Физкультминутка (3 мин.)

4) Объяснительный диктант с самопроверкой по контрольной карте (8 мин)

  1. Словарная работа (3 мин.)
  2. Итог урока (1 мин.)
  3. Задавание на дом (1 мин.)

Оборудование: мультимедийный проектор, белая доска, специальные маркеры, сигнальные карточки, орфографические словари.

1. Орг. момент

2. Фонетическая зарядка (работа с числом)

Учитель записывает на доске, дети в тетрадях “Третье ноября.”

– В слове “ноября” назовите мягкие согласные звуки ([Р’ ], [Й’])

– Чем обозначена мягкость звука [ Р‘]?

– Чем ещё она может обозначаться?

– Звук [Й‘] всегда мягкий. Какие ещё согласные звуки всегда мягкие?

3. Фронтальный опрос

  • Когда работали со словом “ноября”, какой раздел науки о языке повторяли? (Фонетики)
  • Знание фонетики сегодня пригодится. Какой раздел изучаем в последнее время? (Орфография)
  • Что изучает этот раздел? (Правописание слов)
  • Основной термин орфографии? (Орфограмма)
  • Что такое орфограмма? (Написание, которое определяется правилом или по словарю)
  • Какие типы орфограмм вы знаете? (Орфограмма-буква, орфограмма-пробел, орфограмма-контакт, орфограмма-дефис)
  • Как узнать орфограмму? Как узнать, где можно применять правило?

( По опознавательным признакам орфограмм)

  • Какие опознавательные признаки уже изучили?

4. Объяснение нового материала

Сегодня узнаем новый опознавательный признак и новую орфограмму. А для этого послушайте пары слов и назовите в каждой общий звук.

Письмо – песня ( [c’ ] )
Возьми – гвозди ( [з ‘] )
Деньки – зонтик ( [н ‘])

– Что общего между этими звуками? (Они мягкие)

– А как обозначается мягкость согласных? (При помощи Ь)

– А как написаны эти слова?

Открывается материал для наблюдения №1:

Письмо песня деньги
Возьми гвозди борьба
Деньки зонтик раньше
    Мельче

– Почему же в первом столбике пишется Ь, а во втором – нет? Это мы и должны выяснить на этом уроке. Сформулируйте тему урока. (Правописание мягкого знака в середине слова.)

– Запишите её в тетрадь.

Учитель на доске, а дети в тетрадях записывают тему урока.

– Итак, какая наша задача сегодня? (Выяснить, когда пишется Ь, а когда нет.)

– В каком месте в слове появляется орфограмма? (В середине)

– А какой опознавательный признак этой орфограммы? (Мягкий согласный в середине слова)

– В учебнике правила на эту орфограмму нет. Но ученые-лингвисты вывели формулу, зная которую вы без труда будете правильно писать Ь в середине слова. Вот она:

Л Ь М К Г Б Ш

– Ь пишется в середине слова, если он стоит после буквы Л или перед буквами М, К, Г, Б, Ш. Посмотрите ещё раз на материал наблюдений и по этой формуле объясните написание этих слов во всех трёх столбиках.

– Это основное правило. Но в русском языке не бывает правил без сюрпризов. Вот посмотрите.

Открывается материал для наблюдения №2:

деньки – речка
раньше – лучше

– Какое противоречие вы видите? (В обоих словах слышится мягкий звук, а Ь пишется только в одном.)

– В сочетаниях с какими согласными Ь не пишется? (С шипящими)

– Чтобы легче было запомнить, посмотрите на эти схемы:

– Почему именно с этими шипящими не нужно обозначать мягкость мягким знаком? (Потому что эти два шипящих всегда мягкие, не имеющие пары по твёрдости.)

5. Закрепление

1)Устный орфографический разбор.

Дети объясняют правописание слов, грамотно написанных на доске, пользуясь формулой и схемами. Учитель графически обозначает орфограмму.

Серьги, лучше, зонтик, Кузьма, меньше, женщина, кости, жизнь, печка, вскользь (между прочим, попутно, мимоходом)

2)Предупредительное осложнённое списывание.

Дети по одному выходят к доске, сначала объясняют правописание

каждого слова, пользуясь формулой и схемами, и вставляют Ь там, где это необходимо. Все пишут в тетради. Попутно учитель обращает внимание на другие трудные орфограммы.

Мос…тик, лен…тяй, тон…ше, пул…с, нян…чить, рез…ба, воз…ми, помощ…ник, изящ…ный (Изящный – тонкий, красивый. Изящным может быть почерк, девушка, платье.)

3)Предупредительный распределительный словарно-смысловой диктант.

Игра “Эрудит” (Узнать слово по лексическому значению или отгадать  загадку и записать слова в два столбика. Полусамостоятельная работа.

Учащиеся перед записью показывают сигнальную карточку –Ь, –Ь ) Попутно учитель обращает внимание на другие трудные орфограммы и советует правописание трудных слов посмотреть в орфографическом  словаре, который лежит на каждой парте.

– Расстройство здоровья, нарушение деятельности организма (болезнь)

– Морское млекопитающее подотряда зубатых китов, часто спасающее людей (дельфин). Перед написанием этого слова дети смотрят в словаре его правописание.

– Животное, питающееся животными или переносное значение: жадный, стремящийся обладать чем-либо (хищник).

– 1) Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий; 2)Доля, участь (судьба).

– Крупное головоногое животное с восемью большими щупальцами, снабженными присосками (осьминог) Перед написанием этого слова дети смотрят в словаре его правописание.

– Обращение к кому-нибудь, призывающее удовлетворить какие-нибудь нужды, желания; прошение (просьба) Перед написанием этого слова учитель спрашивает, как проверить сомнительную согласную в корне слова.

– Высокий столб для парусов на судне (мачта)

– Он на гриб похож немножко, у него кривая ножка, острый носик на макушке. Под ним сухо, как в избушке (зонтик)

– Цвет апельсина (оранжевый)

– А это слово запишем в словарик. Это новое для вас словарное слово.

6. Словарная работа

Слово и его родственники

Происхождение.
Дальние родственники

Лексическое значение

оранжевый оre – золото Цвет апельсина

7. Физкультминутка

Учитель называет слова, а дети садятся на корточки, если в слове есть Ь, и стоят на месте, если в слове нет Ь.

Очки, письмо, гости, деньки, косьба, ячмень, (деньги, колокольня, больше, лучше).

– Сейчас я вам прочитаю отрывок из энциклопедии “Жизнь животных”, которую составил знаменитый немецкий учёный-естествоиспытатель, зоолог Альфред Брем в 19 веке. Это была первая энциклопедия такого рода, и ей до сих пор пользуются и учёные, и простые люди, и взрослые, и дети.

По этому отрывку вы должны будете отгадать, о каком животном мы будем сейчас писать маленький диктант.

Этот зверёк как бы составлен из частей различных животных. Он имеет голову зайца, усы белки, рыло свиньи, туловище и передние лапы мыши, задние ноги птицы, а хвост, как у льва. Задние ноги в 6 раз длиннее передних.

Если дети не догадались, им предлагается картинка с изображением тушканчика.

4) Объяснительный диктант с самопроверкой по контрольной карте

Тушканчики – ночные жители пустынь. Это маленькие зверьки. Лапки у них сильные, точно пружинки. Они скачут на задних лапках. Только мелькают кончики их хвостиков.

После записи учеников учитель зачитывает весь текст и спрашивает у ребят, есть ли у них вопросы; затем они проверяют себя по контрольной карте.

8. Итог урока

– С чем познакомились на уроке? С какой орфограммой?

– Как будем узнавать новую орфограмму? По какому опознавательному признаку?

– Что нужно знать, чтобы правильно написать Ь в середине слова?

9. Задание на дом

Выучить формулу, схемы, выполнить упражнение №300.

Презентация