Цели урока:
- дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
- сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
- находить главное и зависимое слово;
- определять вид словосочетания (именное, глагольное);
- производить их синтаксический разбор;
- воспитание любви и уважения к родному краю.
Оборудование: портрет А.М.Пешковского, фотографии с изображением озера Байкал, отрывки из стихотворений А.С.Пушкина, С.А.Есенина.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь.
II. Проверка усвоения изученного материала
На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Сейчас я хочу проверить, как вы усвоили пройденный материал.
- Что такое синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение.) (Добиваюсь от учащихся развернутых ответов на вопросы.)
- Что такое пунктуация? (Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.)
- Какие знаки препинания вы знаете?
- Кто такой Александр Матвеевич Пешковский? (А.М.Пешковский – выдающийся учёный-лингвист. Главная его книга посвящена синтаксису.)
Молодцы!
Теперь откройте тетради, запишите число,
классная работа и тему урока «Словосочетание».
III. Изучение новой темы
Сегодня на уроке мы с вами подробнее познакомимся со словосочетанием. Сейчас всё ваше внимание обратите на доску.
На доске развешаны фотографии с изображением озера Байкал. (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3 , Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6.)
- Что вы видите на фотографиях? Ответы записать в столбики. (1-й столбик: озеро Байкал, берег, горы, вода, деревья.)
- Что вы можете сказать о том, какой Байкал, какая в нём вода, природа вокруг? Ответы записать на доске. (2-й столбик: бескрайнее озеро, голубая вода, прозрачная вода, высокие горы, гигантские кедры и т. д.)
- Посмотрите внимательно на слова в столбиках, где более точно, конкретно говорится об озере, воде, природе? В том, где записаны одни слова или сочетания слов? (Более точно говорится об озере, воде, горах в том столбике, где записаны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.
Такие сочетания слов называются словосочетаниями. Прочитаем все вместе: сло-во-со-че-та-ние. Молодцы!
Физкультминутка
Все встали из-за парт. Представьте, что вы красивая грациозная птица – лебедь. Спинки выпрямили, немного назад прогнулись, сладко-сладко потянулись, крыльями помахали, полетали. Разогрелись? Садитесь.
Откроем учебники и прочитаем правило на стр. 126 (о словосочетании), 128-129,130 (главное и зависимое слово в словосочетании; что не является словосочетанием; виды словосочетаний по главному слову), 132 (порядок разбора словосочетания).
- Что такое словосочетание? (Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.) По цепочке придумайте каждый по одному словосочетанию.
- Что значит: связаны грамматически? (Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога.)
- Из каких частей состоит словосочетание? (Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.)
- Что не является словосочетанием? (Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.)
- Назовите виды словосочетаний по главному слову. (Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.)
IV. Тренировочные упражнения
1) Возвратимся к словосочетаниям, которые вы
записали. Выделим в них главное и зависимое
слово, зададим вопрос, составим схему, назовём
вид.
(Даю образец разбора) В словосочетании
прозрачная вода главное слово – вода, так как от
него мы зададим вопрос: вода (какая?) –
прозрачная. Прозрачная зависимое слово. Главное
слово выражено именем существительным, поэтому
вид словосочетания – именное. Зависимое слово –
выражено именем прилагательным. Зависимое слово
связано с главным по смыслу и с помощью
окончания.
Учащиеся анализируют записанные словосочетания по образцу.
Физкультминутка
Далеко – близко. Называю сначала удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащиеся быстро отыскивают взглядом предметы. Для расслабления зрения упражнение проводится несколько раз.
2) Составьте словосочетания из слов, запишите и
разберите их: солнечная, день; чистый, озеро;
смотрит, громкий; раскинулось, широкий; приехать,
озеро, вкусный, книга. (Двое учеников работают
у доски.)
Из каких пар слов не удалось составить
словосочетания? Почему? (Из пар слов смотрит,
громкий, вкусный книга невозможно составить
словосочетания, так как эти слова друг с другом
не сочетаются, нет смысла.)
3) Однако, писатели и поэты, создавая свои
произведения, сочетали такие слова, которые
называли какие-либо явления, не существующие в
действительности.
Прочитайте отрывки из стихотворений, выделите
словосочетания. Подумайте о том, употребляем ли
мы такие выражения в повседневной речи, какова
роль этих словосочетаний в стихотворении.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она. (А.С.Пушкин.)
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. (С.А.Есенин)
Словосочетание типа «существительное + прилагательное» может употребляться как в прямом значении (сообщать не только конкретные сведения о предмете, например, лесная поляна, сломанные ветки – здесь зависимое слово прилагательное), так и в переносном (передавать чувства, отношение автора к описываемому предмету, явлению: печальные поляны, пушистые ветки, снежная кайма – здесь зависимое слово прилагательное, которое называют эпитетом). Поэты и писатели часто пользуются выразительностью переносного значения слова и создают специальные средства художественной изобразительности: метафору, олицетворение, эпитет и др. Об этом подробнее мы говорим на уроках литературы.
V. Самостоятельная работа
1) Прочитайте выразительно текст, записанный на доске, выпишите словосочетания, произведите их разбор.
Байкал – самое глубокое и многоводное озеро на
Земле.
«Море» – так зовут это огромное озеро все
местные жители. Оно лежит в гористых берегах.
Впадина Байкала содержит в себе самое большое на
нашей планете скопление пресной воды.
2) Проверка.
VI. Итог урока
- В каком разделе науки о языке изучается словосочетание? Приведите примеры словосочетаний. (Словосочетание изучается в таком разделе науки о языке, который называется – синтаксис. Например, добрый друг, зелёный лес.)
- Что такое словосочетание?
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Назовите вид словосочетаний по главному слову?
- Что не является словосочетанием?
Домашнее задание: выучить правило на стр. 126, 128, 129, 130; письменно упр. 391 или 392.
Литература:
1. М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и
др. Русский язык. 5 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2007.
2. М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская и
др. Русский язык. 7 класс: учебник для
общеобразовательных учреждений. – М.:
Просвещение, 1997.
3. А.С.Пушкин. Избранные произведения. – М.,1978.
4. С.А.Есенин. Стихотворения и поэмы. – М., 1973.