I. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:
- закрепление знаний о механизме написания букв "т" и "п", их графических особенностях;
- формирование понятия различения букв "т" и "п";
- закрепление и уточнение словаря;
- уточнение и закрепление лексико-грамматических категорий.
Коррекционные:
- развитие зрительного гнозиса;
- развитие мнезиса;
- развитие пространственных представлений;
- закрепление связи между фонемой "т" и графемой "т";
- закрепление связи между фонемой "п" и графемой "п";
- закрепление сравнительного анализа состава и структуры графических знаков "т" и "п";
- закрепление навыка синтеза букв "т" и "п" из их элементов;
- закрепление правильного написания букв "т" и "п" на письме (изолированно, в слогах, словах, предложениях);
- формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
- закрепление навыков составления графической схемы слов;
- развитие лексики.
Воспитательные:
- формирование трудолюбия, целеустремленности в работе.
II. ПЛАН ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
- Развитие зрительного гнозиса.
- Объявление темы урока.
- Зрительный анализ букв "т" и "п", определение их сходства и различия.
- Закрепление навыка синтеза букв "т" и "п" из их элементов.
- Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в слогах.
- Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в словах.
- Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в предложениях.
- Домашнее задание.
- Итог урока.
- Оценка работы детей.
III. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
- показ образца;
- пояснение;
- объяснение;
- использование средств наглядности;
- наводящие и подсказывающие вопросы;
- педагогическая оценка.
IV. ОБОРУДОВАНИЕ: разноцветные полоски, элементы букв "т" и "п" для конструирования, предметные картинки, цветные карандаши, карточки.
V. ПОДГОТОВКА КОНСПЕКТА ЗАНЯТИЯ
1. Использование литературы:
1.1. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
1.2. Хрестоматия по логопедии/ под ред. Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. - М.: Владос, 1997.
VI. ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент (положительный настрой на занятие, предусматривается ведущая деятельность детей, возрастные особенности)
- Сегодня на занятии вам нужно очень внимательно слушать, смотреть и запоминать.
2. Развитие зрительного гнозиса
Подбор одинаковых полосок.
Раздаются разноцветные полоски, состоящие из 2 частей. Логопед показывает одну из полосок. Дети находят у себя такую же.
3. Объявление темы урока
- Жила-была буква "т" (показ карточки с рукописной строчной буквой "т"). У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все ее называли Торопыжкой. Бегала-бегала буква "т" и сломала одну ножку. Прихромала она к царице Грамматике. "Что мне делать? У меня сломалась одна ножка!" - жалуется она. "Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой "т", а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой "п" - ответила ей царица Грамматика. Так буква "т" превратилась в букву "п".
- Среди вас есть такие ученики, которые путают буквы "т" и "п". Чтобы вы не путали впредь эти буквы, я вам предлагаю выполнить следующие задания:
4. Зрительный анализ букв "т" и "п", определение их сходства и различия
- Посмотрите на букву "т". Из скольких элементов она состоит? (Буква "т" состоит из трех элементов).
- А буква "п"? (Буква "п" состоит из двух элементов).
- Чем же похожи буквы "т" и "п"? (В обеих буквах есть палочка и крючок).
- Чем различаются эти буквы? (В букве "т" - три элемента, а в букве "п" - два.)
- А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы "т" и "п" в воздухе. (Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы "т" и "п").
5. Закрепление навыка синтеза букв "т" и "п" из их элементов
- А теперь, ребята, давайте выложим рукописные строчные буквы "т" и "п" из их элементов. (Дети конструируют буквы "т" и "п" из их элементов, вырезанных из картона).
- Пропишите, пожалуйста, строчку буквы "т" и строчку буквы "п" в тетрадях. (Дети прописывают буквы в тетрадях).
6. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в слогах
- Запишите в тетрадях следующие слоги через запятую:
Та, от, сто, ап, пу, пту, туп, пуп.
(Дети записывают слоги в тетрадях. Обращаем внимание на соединение букв в слогах).
7. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в словах
1. - Я предлагаю вам сыграть в игру "Шифровка". На доске у меня записаны зашифрованные слова. Вы должны их расшифровать. Там, где стоит цифра "2", зашифрована буква из 2 элементов (это буква "п"), а в месте, где написана цифра "3", зашифрована буква из 3 элементов (это буква "т". Запишите полученные слова.
3анец ло3ок 3е2ло 2авлин жел3ок 3а2ки 2альма с3анок с2у3ал 3ворог гло3ка 2е3ля
- Проверяем, какие слова у вас получились.
2. - Впишите пропущенные буквы "т" и "п" в следующие слова (детям выдается карточка № 1):
:ар, :ок, :ам, :ух, :или, :ело, :уфли, :аракан, :оляна, :арелка, :орошок, :арус, :уговица, :ор:фель, :е:ух.
3.- А теперь выполним звуко- слоговой анализ слова "ПЕТУХ" (анализ проводит один ученик у доски, остальные пишут в тетрадях).
8. Закрепление правильного написания букв "т" и "п" в предложениях
(Детям раздаются карточки с заданием).
- Впишите пропущенные буквы п и т в следующие предложения:
Нас:у:ила :ора цве:ения ли:ы. Де:и долго буду: вс:омина:ь своего :ервого учи:еля. Лас:очки - :ереле:ные п:ицы. П:енец вс:орхнул и с:ря:ался за кус:ик.
- Записываем в тетрадях предложение: Наступила пора цветения липы.
- Сделаем графический анализ предложения. Слова мы обозначаем линиями. Как пишется первое слово в предложении? (С заглавной буквы).
- Отметьте, пожалуйста, в графической записи, что первое слово написано с большой буквы.
9. Домашнее задание
Произвести звуко-слоговой анализ слова "ПТИЦА" и составить его графическую запись.
Придумать и записать предложение со словом "ПТИЦА". Составить схему полученного предложения.
10. Итог урока
- Какие буквы мы сегодня с вами учились различать? (Рукописные строчные буквы "т" и "п").
- Что у них общего? (В обеих буквах есть палочка и крючок).
- Чем буквы "т" и "п" отличаются? (В букве "т" три элемента, а в букве "п" - два элемента).
11. Оценка работы детей:
- Вы очень хорошо потрудились на занятии. Надеюсь, теперь вы никогда не перепутаете на письме буквы "п" и "т".