Урок русского языка на тему "Микротема. Микротекст"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • дать понятие о микротеме, микротексте, соотношении с понятиями “тема”, “текст”;
  • обучать навыкам анализа текста, изобразительно-выразительных средств языка;
  • развивать творческие способности посредством создания монологических высказываний, сочинений-миниатюр.

План.

1. Слово учителя. Сегодня у нас не совсем обычный урок, сейчас мы запишем в тетради сегодняшнее число, а тему – чуть позже, вы сами ее сформулируете. Цель урока – создание творческих работ.

2. Как часто мы произносим слова, обычные, понятные, не требующие пояснений. Вы, наверное, несколько раз слышите на уроке: прочтите текст, составьте вопросы по тексту, перескажите текст, принесите текст, у кого нет текста? А если я попрошу вас дать определение этому понятию? Запишите его в тетради. Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью.

Назовите признаки текста. Заглавие или его возможность, тема, идея, делимость (начало, основная часть, конец); связность, композиционная завершенность, стилистическое единство.

3. Прочитайте миниатюру Ф. Абрамова “Лесная дорога” (Приложение 1). Обладает ли, по вашему мнению, эта миниатюра признаками текста? Свой ответ аргументируйте.

Она имеет заглавие, в котором отражена тема, неразрывно связанная с идеей: лесная дорога красива, живописна, идти по ней приятно, радостно. Композиционные части текста: начало – первое предложение – Иду лесом. Основная часть: 2, 3, 4 предложение – стволы ольхи, стволы елей, широкая просека. Конец текста – сравнение лесной дороги-просеки с зеленой рекой, сравнительный оборот отделен точкой, это – парцелляция. Это сравнение возвращает нас к заглавию миниатюры, текст получает композиционную завершенность. Стиль миниатюры – художественный, эпитеты и сравнения – изумрудные, розовые, разогретые, как из бани вышли, будто зеленая река. Федор Александрович Абрамов – мастер слова. Итак, мы увидели, что данная миниатюра – текст.

4. Что означает “микро” (от греческого “малый”), часть сложных слов, указывающая на малую величину чего-либо? Приведите слова, имеющие эту часть в своем составе. Дома – с помощью словаря подберите как можно больше таких слов, существительных. Микробиолог, микробиология, микродвигатель, микроклимат, микрокосмос, микрометр, микрометрия, микромир, микрон, микроорганизм, микрорайон, микрорельеф, микроскопичность, микротом, микрофильм, микрофон, микрофотография, микроэлектроника, микроэлементы, микроцефал.

5. Как мы по иному можем назвать миниатюру Ф.А. Абрамова? Маленький текст или микротекст, часть текста, в которой раскрывается микротема. Соответственно, микротема – наименьшая составная темы целого текста. Это и будет темой нашего урока.

6. Зачем нам нужны эти понятия, чтобы сделать вывод, обратимся к тексту под цифрой 4 (Приложение 1) .

Из какого произведения этот отрывок, кто его автор?

Отрывок из повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”. Тема – буран в степи, микротема – изображенные в повести явления природы, связанные с бураном, и реакция на них людей. Выделенные слова и будут названиями пунктов плана, одновременно и названиями микротема. Ключевое слово ветер повторяется в них несколько раз, с нарастанием его силы связаны все явления природы, предвещающие буран.

Текст состоит из микротекстов, а тема раскрывается посредством микротем. Дайте определение этих понятий.

7. Сейчас нам предстоит воплотить получены знания на практике, вы создадите микротексты, раскрывающие микротему, у каждого она будет своя. Но прежде послушаем сообщение об И. И. Левитане, увидим репродукции его картин. Рассказ сопровождается показом слайдов (Рисунки 1.1–3.2), останавливаем на репродукции “Золотая осень”. Учащиеся создают свои сочинения-миниатюры. Можно прочесть и проанализировать некоторые творческие работы.

8. Домашнее задание: доработать сочинение, написать миниатюру по картинам И. И. Левитана.