Цели: сообщить о том, какие бывают письма и для чего они нужны; развивать умения самостоятельно общаться с помощью писем.
Оформление:
- Плакаты со словарными статьями (адресант, адресат, письмо)
- Карточки с текстом (А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”) для редактирования
- Памятки “Написание письма”.
Ход урока
- Словарная работа
- На доске:
- Адресант -
- Что обозначает слово письмо? (Учащиеся объясняют значение слова и придут к выводу: данное слово многозначно).
В.И. Даль объясняет слово письмо так:
Письмо.
- Письмена, азбука, буквы, грамота. Всё, что написано, писанное, или грамотные знаки, выражающие речь. (Написать письмо родным)
- Писание как действие (Учиться чтению и письму).
- Почерк руки, писанье, по качеству (У него чёткое и чистое письмо)
- Грамотка, уведомление, сообщение на бумаге, писанье,
письменная речь, беседа, посылаемая от одного лица другому (Письмецо придёт и вестей принесёт).
- Вступительное слово учителя.
Письма существуют с давних времён. Они необходимы человеку как вид информационной связи.
Так в Южной Америке индейцы для письма использовали листья разных деревьев. Лист одного определённого дерева говорил о том, что в племени все здоровы, лист другого — сообщал об удачной охоте и т. д. И когда гонец одного племени приносил такое письмо старейшине другого племени, то казалось, что он вручает букет, а на самом деле - письмо. На Востоке, в арабских странах существовали письма из набора камешков, принцип такого письма был таким же, как у индейцев Южной Америки.
Позже, когда люди научились писать, но не умели ещё делать бумагу, записи велись на глиняных табличках, коже, бересте, а вот эскимосы, жители севера, писали свои письма на замороженной рыбе.
Характер письма может быть разным: деловым, дружеским, поздравительным.
Чаще всего мы пишем письма родным, близким, знакомым, друзьям, чтобы поделиться своими мыслями, переживаниями, чувствами, спросить о самочувствии, сообщить о каких-либо событиях. В письмах собеседники размышляют, спорят, ругаются, утешают друг друга, а чаще рассказывают о своей жизни.
В наше время принято писать письмо на бумаге и пересылать в конверте, а можно отправить электронной почтой: пробежит оно по проводам и найдёт адресата с помощью чудо - машины - компьютера.
- О стилях и типах речи в письме.
- Приходилось ли вам писать или получать письма? Может быть, не вам, а вашим родителям? Какие бывают письма? (Дружеские, поздравительные, официальные, письма в газету).
- Чем отличаются эти виды писем? (Они обращены к разным лицам: дружеские - к друзьям или знакомым, официальные — к официальному лицу, поздравительные — к другу, к лицу официальному).
- Одинаковы они по содержанию? Они различаются и по содержанию. В дружеских письмах мы говорим о себе, узнаём о том человеке, с которым переписываемся, в них может быть шутка, новость семейная или дружеская. Официальное письмо -это сухое, точное, короткое письмо — сообщение о чем — либо. В поздравительном письме содержится поздравление с каким — то событием).
- Эти письма различаются и формой обращения. Как вы будете обращаться в дружеском письме, адресованному приятелю? (Можно написать: “Дорогой друг Иван!”, “Милая моя Таня”, “Привет, Светик! ...)
- Какие обращения уместны в официальном письме? Приведите примеры. (Уважаемый..., многоуважаемый ..., Иван Иванович)
- Попробуйте по обращению определить характер письма.
- Любимый рыжик!
- Дорогая Мария Сергеевна!
- Милая мама!
- Дорогой Павлик!
- Уважаемый Иван Петрович!
- Каким правилам должно подчиняться написание письма? Нужно ли соблюдать этикет? (Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, не грубым, не обидным, последовательным, чтобы быть понятным).
Послушайте письмо. Определите автора и название произведения, а также адресатов и адресантов. Почему оно вызвало непонимание адресатов и ваши улыбки?
Мои мама и папа!
Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна
комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор тр — тр
Митю. Трактор хороший, только бензин не любит, а любит суп.
Мама и папа, я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где
я живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут. А ещё у нас печка
есть тёплая. Я так люблю на ней отдыхать. Здоровье-то у меня не очень: то лапы
ломит, то хвост отваливается. Потому что, дорогие мои папа и мама, жизнь у меня
была сложная, полная лишений и выгоняний. Но сейчас всё по-другому. И колбаса у
меня есть, и молоко стоит в мисочке на полу. Пей - не хочу. Мне мышей
даже видеть не хочется. Я их просто так ловлю, для развлечения. Или на удочку,
или пылесосом из норок вытаскиваю и в поле уношу. А днём я люблю на крышу
вскарабкаться. И там глаза вытаращу, усы расправлю и загораю, как ненормальный.
На солнышке облизываюсь и сохну.
А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется, хоть в дом не
заходи. Зато новая растёт — чистая, шелковистая! Просто каракуль.
Да ещё я охрип немножко. Прохожих много, и на всех лаять приходится.
Час полаешь, два полаешь, а потом у меня не лай, а свист какой – то
получается и бульканье.
Дорогие мои папа и мама, вы меня теперь просто не узнаете. Хвост у меня крючком,
уши торчком, нос холодный и лохматостъ повысилась. Мне теперь можно зимой даже
на снегу спать. Я теперь сам в магазин хожу. И все продавцы меня знают. Кости
мне дают бесплатно. Так что вы за меня не переживайте. Я такой здоровый стал,
прямо ух! Если я на выставку попаду, мне все медали обеспечены. За красоту и
сообразительность. До свидания. Ваш сын....
(Э.Успенский. Дядя Фёдор, пёс и кот.) Что вызвало ваши улыбки и непонимание родителей?
- Знакомство с памяткой. “Написание письма”
- Решите: кому вы будете писать.
- Подумайте: о чём нужно сообщить, что нужно спросить и т. д.
- Изложить всю информацию по порядку, для этого составьте план письма.
- Напишите письмо в соответствии с планом.
- Прочитайте, отредактируйте текст.
- Перепишите аккуратно письмо, поставьте подпись и дату. (памятки раздаются)
- Работа по оформлению адреса на конверте по европейскому образцу.
(Конверты учащиеся принесут с собой).
- Подведение итога.
Домашнее задание. Напишите письмо любимому литературному герою.
(В этом случае при проверке учителю придется читать чужие письма, а это очень некрасиво. Избежать такой ситуации поможет вариант письма к самому учителю.)