Цели урока
1. Образовательные:
1) знать функции и особенности
публицистического стиля;
2) правила употребления глаголов и местоимений в
публицистической речи
2. Развивающие:
1) уметь выделять особенности
формоупотребления частей речи в
публицистической речи;
2) развивать умение видеть, ставить проблему и
решать её путём исследования;
3) научить применять грамматические формы
анализируемых частей речи, влияющие на
восприятие текстов и имеющие воспитательное
воздействие на юного читателя;
3. Воспитательные:
1) воспитывать читающую современную личность;
2) критический подход к получаемой информации;
3) вырабатывать навыки работы с детской прессой;
4) культуру работы в группе и с Интернетом
Задачи урока
- продемонстрировать навыки исследовательской и групповой работы;
- продемонстрировать навыки работы с интерактивной доской и Интернет-ресурсами.
Оборудование урока
- интерактивная доска;
- компьютеры для выхода в Интернет ;
- экземпляры детских журналов “Умняша”, “Смешарики”, “Золотая антилопа”, “Гарри Поттер” для исследования в группах;
- информационные тетради для ведения записей, таблица;
- адреса электронной почты редакций журналов;
- памятка по отправке письма по электронной почте.
Ход урока
I. Воспроизведение опорных знаний
На прошлом уроке мы познакомились с публицистическим стилем речи.
Почему он так называется? (применяется для выступлений на публике, в СМИ, публицистических журналах и т.д.)
Какие функции выполняют тексты данного стиля? (сообщение информации, привлечение внимания к проблеме)
Благодаря каким частям речи авторам удаётся достичь этих целей? (глаголов и местоимений)
II. Постановка проблемы исследования
На прошлом уроке вы познакомились с детскими журналами. Все они оказались интересными. Из Интернета мы узнали, что каждый из них очень популярен. А журнал “Умняша” получил в Белоруссии “Золотую литеру” как лучший журнал для детей. Но всё же самым интересным нам показался журнал “Смешарики”. Возник вопрос: что делает его наиболее привлекательным для детей?
Сегодня нам предстоит узнать:
- какие грамматические формы глаголов и местоимений лучше употреблять в детских журналах;
- что меняется в журналах, если их авторы используют разнообразные формы указанных частей речи;
- от чего зависит успех печатного издания и его популярность среди юных читателей
III. Проверка домашнего задания (результаты группового исследования “Наиболее употребляемые формы глаголов и их роль в детских журналах”)
Каждая из групп провела небольшое исследование, выписав, какие же грамматические формы глаголов чаще других используют 4 детских журнала.
Каждый из вас передал результаты своей работы в аналитический центр группы, который должен был сопоставить, проанализировать и обобщить ваши выписки, затем сделать вывод.
Старший аналитик и ассистент подведут итоги вашего группового исследования: 1 учащийся выступает с результатами исследования, второй – заносит результаты в таблицу на интерактивной доске:
Таблица на интерактивной доске (после занесения данных исследования)
Формы частей речи |
“Умняша” |
“Золотая антилопа” | “Смешарики” | “Гарри Поттер” |
Глаголы | 2л., ед.ч., в пов. накл.; 2л., ед. ч., в наст. вр., буд. вр. |
2л., ед.ч., в пов. накл.; 2л., ед. ч., буд. вр. |
2л., ед.ч., в пов. накл.; 1л. и 2л., ед. и мн.ч., наст. и буд. вр |
2л., ед.ч., в пов. накл.; 2л., ед. ч., буд. вр. |
Местоимения |
IV. Исследование (проводится на уроке) “Наиболее употребляемые формы местоимений и их роль в детских журналах”:
Таблица на интерактивной доске (после занесения данных исследования)
Формы частей речи |
“Умняша” |
“Золотая антилопа” | “Смешарики” | “Гарри Поттер” |
Глаголы | 2л., ед.ч., в пов. накл.; 2л., ед. ч., в наст. вр., буд. вр. |
2л., ед.ч., в пов. накл.; 2л., ед. ч., буд. вр. |
2л., ед.ч., в пов. накл.; 1л. и 2л., ед. и мн.ч., наст. и буд. вр |
2л., ед.ч., в пов. накл.; 2л., ед. ч., буд. вр. |
Местоимения | 2л. ед.ч. | 2л. ед.ч. | 1 и 2 лица, ед. и мн.ч. | 2л. ед.ч. |
Выводы. Только в журнале “Смешарики” употребляются местоимения и глаголы ед. и мн. числа, и 1-го, и 2-го лица.
Какую роль выполняют эти грамматические формы?(Здесь есть выражения, где местоимения вместе с глаголами играют роль, объединяющую героев и читателей, постоянно хвалят читателя, уважают его, учат дружить, делать всё вместе).
Почему же лучше делать всё вместе?(Чтобы было не скучно, чтобы научиться заботиться о других)
Как герои мультфильма “Смешарики”
V. Рефлексия. Просмотр мультфильма “Смешарики”. Редактирование писем в редакции журналов, отправка их по электронной почте
Какие перед нами герои? (Добрые, бескорыстные, неравнодушные).
Мы тоже неравнодушные люди, как мы можем помочь редакциям журналов сделать их издание интереснее? (Поблагодарить, послать свои пожелания, результаты нашего исследования)
Я предлагаю вам, ребята, отправить по электронной почте письма в редакции журналов, которые вы анализировали. Для этого нам нужно вставить орфограммы, расставить знаки препинания и отредактировать письма, выбрав нужные формы местоимений и глаголов.
Дети редактируют письма с предложениями в редакции журналов “Умняша”, “Золотая антилопа” и “Гарри Поттер”, 3-я группа редактирует письмо со словами признательности и благодарности в редакцию журнала “Смешарики”.
Проверка работы с письмами. Выполнение работы на интерактивной доске с объяснением орфограмм, знаков препинания и выбора грамматических форм глаголов и местоимений.
Старшие эксперты занимают места за компьютерами, исправляют заранее набранные тексты писем по уже исправленным в группе. Пользуясь инструкцией по отправке письма по электронной почте, отсылают письма.
Остальные участники исследования обсуждают результаты и делают выводы
VI.
Подведение итогов урока. Выводы детей. Запись в тетрадиПримерные выводы детей:
1. Разнообразием форм глаголов пользуется только журнал “Смешарики”, в остальных журналах, в основном, используются одни и те же формы глаголов. Глаголы, употребляемые в журналах “Умняша”, “Золотая антилопа” и “Гарри Поттер” ведут беседу как будто с одним читателем, а в журнале “Смешарики” предлагается читателям позаботиться о героях журнала, друг о друге, поиграть в совместные игры, попутешествовать вместе, сделать что-нибудь не только для себя, но и для других.
2. Журналы “Золотая антилопа” и “Умняша” содержат очень много интересных заданий, кроссвордов, предлагают смастерить поделки, но в них всё время ведётся беседа с одним читателем.
3. В журнале “Гарри Поттер”, где речь идёт об игре в шахматы, обучение ведётся тоже с одним читателем. Правда, к этому читателю относятся с уважением, например: ты – генерал, ты имеешь право, ты победил, ты можешь. Но ведь играть в шахматы одному всё время тоже скучно.
4. В журнале “Смешарики” даже разделы в оглавлении призывают всё делать вместе: “Выращиваем”, “Путешествуем”, “Ухаживаем”, “Учимся”, “Делаем”, “Мастерим”. Все глагольные и местоименные формы несут коммуникативную, развивающую и воспитательную функцию.