Современная школьная практика преподавания русского языка и литературы приводит к тому, что на уроках литературы анализ произведений ведется с литературоведческих позиций, а на уроках русского языка происходит изолированное изучение языковых средств, оторванных от контекста. В результате учащиеся не могут проследить влияние языкового материала при создании художественного произведения его автором.
Предлагаю систему уроков русского языка, литературы, влияющую на речевое развитие учащихся 5 классов.
Сочинение – один из видов работы по развитию речи в школе и одна из наиболее сложных форм деятельности ученика. Речевое развитие учащихся связано с формированием двух типов умений: адекватно воспринимать текст и использовать в речи изобразительно – выразительные средства при создании собственных речевых произведений в соответствии с целями и условиями общения.
Данные умения формируются при рассмотрении художественного текста с точки зрения трех направлений: языковой организации, идейного содержания и композиционного оформления. Такой подход к художественному тексту ставит необходимость говорить о взаимодействии уроков русского языка, развития речи и литературы при подготовке учащихся к написанию сочинений.
Я рассматриваю только один из видов художественного текста: юмористический, так как он представляет собой тесное единство перечисленных трех направлений, а, кроме того, развитие чувства юмора заложено в программе, но пока не реализовано методикой.
Актуальность обучения учащихся юмористическому сочинению заключается в том, что развитие чувства юмора ребенка связано и с совершенствованием качеств личности: живости, творческой активности воображения, быстроты умственной реакции, ассоциативным мышлением, воздействием на эмоции и развитием связной речи. Развитие чувства юмора находится в прямой зависимости с развитием способности художественного восприятия.
Возраст пятиклассников является пиком развития чувства комического, они очень эмоциональны, подвижны, любят смешное, оптимистичны, не боятся показаться смешными.
Пятиклассники стремятся выразить свои эмоции в художественном тексте, но языковой опыт им это не позволяет, поэтому нужно дать представление о языковых средствах создания комического, индивидуальности автора.
Я разработала систему уроков, построенную на взаимосвязи аналитической и продуктивной деятельности в речевом развитии школьников. Речь школьников развивается в результате чередования аналитической деятельности по восприятию текста и продуктивной деятельности по созданию собственного текста. Аналитические упражнения знакомят с лексическими средствами создания комического, особенностями их функционирования, а продуктивные упражнения формируют умения использовать изученные лексические средства в собственных юмористических текстах, а также позволяют в дальнейшем при восприятии художественного текста внимательнее относиться к слову.
На первом этапе (уроки русского языка) – учащиеся знакомятся с приемами комического и лексическими средствами их реализации.
На втором этапе (уроки литературы) – показывается взаимосвязь замысла автора текста и приемов, лексических средств комического.
На третьем этапе (уроки развития речи) – учащиеся переходят к созданию собственного юмористического сочинения, используя изученные лексические средства комического. Слово, попадая в художественный текст, не просто меняет оттенки значения, но и выполняет определенную смысловую нагрузку, что особенно ярко проявляется в юмористическом тексте.
Среди аналитических упражнений (при подготовке к написанию юмористического сочинения) целесообразно выделить следующие:
- Нахождение языкового средства создания комического, сопоставление единиц текста с единицами языка.
- Определение роли языкового средства в тексте, приём лингвистической беседы, озаглавливания текста.
- Обнаружение взаимосвязи замысла автора от выбора языковых средств, приём сопоставления единиц текста с единицами языка, метод наблюдения.
Например, тема урока: “Омонимы”. Детям предлагается прочитать 2 стихотворения.
“Веснушки” Я.Козловский.
Веснушкам нету сноса,
Не исчезают с носа,
Я, не жалея мыла,-
Нос терпеливо мыла,
Зависело б от мыла,
Веснушки я б отмыла.
“Бутерброд” Сапгир.
Чудак – математик
В Германии жил.
Он хлеб с колбасою
Случайно сложил.
Затем результат
Положил себе в рот.
Вот так
Человек
Изобрел
Бутерброд.
- Какие лексические средства в 1 и во 2 стихах создают комический эффект?
- В чем отличие многозначных слов от омонимов?
- Для чего авторы написали эти стихотворения?
- Как называются приемы комического, использованные в стихотворениях?
- Почему авторы для создания юмористических текстов используют разные лексические средства?
- Изменится ли смысл стихотворения, если убрать комические приемы?
“Ключ” В. Лифшниц.
Шел я с сумкой за плечами,
Вижу, бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом,
Уронил я в воду ключ.
Шарю я в ключе по дну.
Над водою спину гну.
Если ключ я не найду,
Как домой я попаду?
- Послушайте стихотворение В.Лифшница “Ключ”.
- Сколько предметов определяет в данном стихотворении слово “ключ”?
- Одинаково ли пишутся эти разные по значению слова?
- Как называются эти слова?
- Подчеркните омонимы в тексте.
Г. Бойко
За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?
1) Прочитайте стихотворение.
2) Какой эффект придаёт ему использование слов–
омонимов?
3) Все ли слова в тексте являются омонимами?
Докажите это.
Столкновение омонимов в одном тексте является лексическим средством создания комического эффекта!