Русский язык
-
Мастер-класс "Синергический метод как методологическая ориентация на уроках русского языка" (построение на разделе языкознания "Лексика") 2010
Цель представленного автором мероприятия – это систематизация знаний о лексике; формирование умения находить синонимы, омонимы, антонимы, крылатые выражения и определять их в контексте. Составление устного связного рассказа на лингвистическую тему, конструирование предложений.
-
Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора 2010
На уроке формируется представление о метафоре как изобразительном средстве. Ученики работают в группах, находят общее между заданными словами, придумывают связывающие их ассоциации и приходят к пониманию сути метафоры. Сопоставляя предложения, видят, чем метафора отличается от сравнения. Знакомятся с алгоритмом составления метафор и сами их составляют, выясняют роль метафоры в поэтическом тексте.
-
Урок русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным". 9-й класс 2010
На уроке формируются умения находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения, производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно, правильно употреблять в речи данные виды предложений, правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми), составлять схемы предложений с придаточными определительными.
-
Подготовка к олимпиадам по русскому языку, 4-й класс 2010
В статье приводится образец отборочного тура олимпиад по русскому языку в 4-м классе и материал для подготовки к олимпиадам.
-
Повторение и обобщение по теме "Лексика". 10-й класс 2010
Урок содержит материал для обобщения и систематизации знаний по теме. Урок составлен на основе исследовательской работы учащихся. Итогом всей работы стала презентация собранного материала. Каждая группа презентовала свою часть работы. Этот урок является хорошей подготовкой к выполнению заданий ЕГЭ по теме «Лексика».
-
Повторение и обобщение изученного в начале учебного года. 5-й класс 2010
Урок-повторение в 5-м классе, на котором учащиеся готовятся к контрольному диктанту, учатся монологическому высказыванию и формулированию выводов, расширяют кругозор и лексический запас, знакомятся с творчеством поэтов об осени, вспоминают литературные термины и приемы.
-
Занимательные упражнения на уроках русского языка в 5-м классе "Фонетика" 2010
Урок помогает привить интерес к русскому языку; также объясняется несколько новых тем.
-
Урок-проект русского языка в 8–9-х классах по теме: "Виды сложноподчиненных предложений" 2010
Знания, полученные на уроках девятиклассниками, применяем в практике для составления проекта урока русского языка для младших товарищей. Ребятам из восьмого класса предстоит ещё познакомиться с данной темой в следующем году, и мы должны вызвать у них интерес, чтобы в будущем они тоже представили своим одноклассникам свои проекты и были моими главными помощниками.
-
Упражнение в правописании имен существительных единственного числа в творительном падеже (4-й класс) 2010
Раскрытие особенностей правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже. Совершенствование правописания безударных падежных окончаний имен существительных. На данном уроке используются слайды презентации.
-
Урок русского языка в 9-м классе "Понятие сложноподчиненнного предложения" 2010
Целью урока является повторение уже известных сведений о сложном предложении, формирование умения находить главную и придаточную части сложноподчинённого предложения, определять место придаточного, средства его связи с главным, а также производить синонимическую замену сложносочинённых предложений сложноподчинёнными.
-
Система контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы 2010
Анализ системы контроля и оценки учащихся на уроках русского языка и литературы и путей ее совершенствования.
-
Урок-сказка по русскому языку в 1-м классе "Упражнения в написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн" 2010
Усвоение грамматических знаний и формирование орфографических навыков своим конечным результатом имеют развитие у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно высказать свои мысли в устной форме и орфографически верно передавать их на письме.
-
Урок словесности. 8-й класс. "Значение согласованных и несогласованных определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри" 2010
Цели урока: обобщить знания детей об определении; выработать навык разграничения согласованных и несогласованных определений; выявить значение определений в поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри"; развивать речь, память, умение восстанавливать причинно-следственные связи; воспитывать интерес к литературе, любовь к языку, языковое чутье.
-
Модель урока русского языка в 7-м классе по теме: " Производные и непроизводные предлоги" 2010
Применение методики обучения русскому языку средствами субъективизации повышает активность и осознанность действий школьников, улучшает качество знаний, способствует интеллектуальному и речевому развитию учащихся. Субъективизация предполагает качественно новый уровень роли школьников в организации и осуществлении учебной деятельности.
-
Обучающее изложение по коллективно составленному плану (3-й класс) 2010
Урок знакомит учащихся с деловой речью, учит излагать текст инструктивного характера. На уроке ученики наблюдают за использованием глагольных форм. Занятие развивает логическое мышление, обогащает речевой опыт; воспитывает самостоятельность, творческую активность.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Понятие об однородных членах предложения" 2010
Данный урок – первый в разделе «Однородные члены предложения». Учащиеся вспомнят материал, известный им, и познакомятся с распространёнными и нераспространёнными членами предложения, количеством их рядов. На уроке используются элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», обучающиеся составляют кластер.
-
Урок русского языка в 11-м классе. Комплексное повторение. Пунктуация в простом предложении 2010
На первом этапе урока организуется орфоэпическая работа. Учитывая трудности в запоминании произношения отобранных слов, данное упражнение проводится с усложнением: слова включаются в предложения. Словарно-орфографическая работа построена по такому же принципу. Лексическая работа направлена на отработку правильной сочетаемости слов.
-
Сценарий урока с использованием компьютера по русскому языку в 5-м классе "Почему мы так говорим?" 2010
Урок по развитию речи учащихся в 5-м классе является завершающим в блоке «Расширяйте свой словарь!» Это урок совершенствования знаний и умения применять их на практике. С этой целью детям предлагается самостоятельная. Учитывая психолого-возрастные особенности детей: неустойчивое внимание, нежелание много писать на уроках, любознательность – был использован компьютер.
-
Открытый урок русского языка в 7-м классе по теме: "Понятие о деепричастии" 2010
Данный урок русского языка проводится в 7-м классе в качестве вводного урока при изучении темы «Деепричастие» с целью ознакомления учащихся с основными понятиями по изучаемой теме. Урок предусматривает разноуровневые дифференцированные задания, алгоритмизированные задания, развитие речевых навыков, работу с литературным материалом.
-
Урок с ИКТ (мультимедиа–презентация) "Правописание безударных личных окончаний глагола" (обобщение), интегрированный с литературой 2010
Цель урока – повторить полный алгоритм применения правила правописания гласных в окончании глагола. Развивать умение применять конкретное правило на практике. Уметь работать в группе и индивидуально. Способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
-
"Буквы Е и И в приставках не- и ни- отрицательных наречий" 2010
Урок знакомит учащихся с правописанием буквы "е" и "и" в приставках "не-" и "ни-" отрицательных наречий. Проводится в форме урока-презентации. Дети учатся писать правильно отрицательные наречия. Устно составлять рассказ на лингвистическую тему. Письменно объяснять условия выбора букв "е" и "и" в приставках "не-" и "ни-" в отрицательных местоимениях и наречиях.
-
Общественный смотр знаний по теме "Жанры речи" в форме урока-путешествия 2010
Урок занимает два ученических часа, поэтому выбрана форма общественного смотра знаний, позволяющего проводить в 6-м классе подряд два часа русского языка. Для проведения данного урока учителю понадобятся: один ученик, исполняющий роль Лингварика, а также помощники-консультанты, которые во время всего урока ведут учет ответов учащихся.
-
Обучение с помощью рифм "Рифмы сочиняем – правописание слов запоминаем" 2010
Этот материал предназначен для учителей начальной школы, учащихся и их родителей. Цель его – помочь учащимся начать изучение родного языка легко и просто, сделать уроки русского языка интересными, увлекательными и легкими. Чтобы скучное заучивание трудных слов превратилось в творческий процесс, развивающий воображение ребенка, его фантазию и память.
-
Урок-практикум "Работа с текстом. Приемы сжатия текста" 2010
Целью урока является подготовка учащихся к ГИА: обучение видам сжатия текста. Урок развивает навыки определения основной мысли, выделения микротем, учит замене прямой речи на косвенную, осознанному овладению нормами языка: орфографическими, пунктуационными, грамматическими.
-
Урок русского языка на тему: "Работа над ошибкам" (Методические рекомендации к проведению работы)" 2010
Главная цель – добиться более высокой успеваемости, лучшего качества знаний и умений школьников, сэкономить при этом затраты учительского труда. Для решения этой задачи необходим дифференцированный подход к учащимся, забота о том, чтобы они своевременно и систематически ликвидировали пробелы в знаниях и навыках, чтобы полученная итоговая оценка отражала их действительный уровень подготовки.
-
Междометие – особая часть речи (7-й класс) 2010
При изучении данной темы использование ИКТ и технологии критического мышления позволяет осуществить системно-деятельностный подход в обучении. Учащиеся под руководством учителя, опираясь на знания, полученные ранее, сами формулируют тему, ставят перед собой цель, самостоятельно извлекают знания из предложенного материала.
-
"Как фантазия учителя и ученика помогает изучать грамматику". (О лингвистических сказках-миниатюрах на уроках русского языка) 2010
В статье представлены выводы учителя о роли лингвистических сказок-миниатюр на уроках русского языка.
-
Подготовка к выполнению заданий частей A, B на ЕГЭ. Урок 10 "Обособление обстоятельств". (на материале творчества С.Есенина) 2010
На уроке учащиеся рассматривают отрывки из разных стихотворений, при этом отрабатывая навыки пунктуации при деепричастном обороте и показывая стилистическую роль обособленных обстоятельств.
-
Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений в специальной коррекционной школе VIII вида 2010
В статье предлагаются универсально-лингвистические упражнения из опыта работы, которые можно использовать на уроках русского языка не только в коррекционной школе, но и в начальных классах общеобразовательной школы.
-
Урок русского языка на теме: "Заглавная И" 2010
Данный урок позволяет решать первостепенные проблемы уроков русского языка: формирование орфографических навыков обучающихся; обогащение лексического запаса детей; овладение нормами литературного языка; формирование навыков связной устной и письменной речи; развитие творческих способностей детей, памяти, внимания, мышления.