Цели:
- формировать умение анализировать тексты, сравнивать их;
- способствовать обогащению словарного запаса и совершенствованию речевых навыков учащихся;
- совершенствовать навыки грамотного письма;
- воспитывать у учащихся эстетическое отношение к окружающему миру, уважительное отношение к людям разных профессий.
Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, диск с презентацией, музыкальный диск («Балетная сюита» Д. Шостаковича), раздаточный материал, иллюстрации, толковый словарь С.И. Ожегова.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Слово учителя
Современная жизнь предъявляет к знаниям
учащихся новые требования. Пример тому – новая
форма аттестации по русскому языку в 9 классе.
Нет сомнения в том, что необходима
систематическая, серьёзная работа. Сегодня урок
мы посвящаем подготовке к муниципальному
экзамену, который вам предстоит сдавать в конце
учебного года. Каковы же цели нашего урока?
III. Объяснительный диктант
Путёвка, жизнь, профессия, компетентность, специализация, промышленность, династии, отрасль, созидать, контакт, трудоголик, коллектив, самоотверженный, День железнодорожника, День строителя, День шахтёра.
К вашему сведению, перечисленные в диктанте
профессиональные праздники отмечаются в
августе.
Среди указанных слов найдите однокоренное к
слову труд.
Объясните значение слова трудоголик.
– Доводилось ли вам встречаться с такими людьми?
Сформулируйте тему высказывания нашего урока,
используя данные слова: профессий, свете, на,
не, счесть, прекрасных. Ваша задача –
расположить слова в правильном порядке.
В качестве эпиграфа возьмём слова нашего земляка
П. Хузангая: «Мы в любом труде – поэты».
– Как вы понимаете смысл этих слов?
IV. Беседа по вопросам
– 9 класс… Именно в этом учебном году перед многими из вас остро встанет проблема выбора, а именно: продолжить ли обучение в школе или же выбрать профессию и поступить учиться в техникум или училище.
У меня растут года –
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
– Выбор профессии – дело серьёзное. Выбрал ли
кто-либо из вас будущую профессию?
– Какие требования вы к ней предъявляете? (Профессия
должна быть интересная, востребованная
обществом, обеспечивающая достаток)
– Как вы понимаете значение слова профессия?
– В толковом словаре русского языка под
редакцией С.И.Ожегова мы знакомимся с
лексическим значением этого слова. (Профессия
– основной род занятий, трудовой деятельности.)
– Подберите однокоренные слова к данному слову. (Профессионал,
профессионализм, профессиональный.)
– Назовите синоним этого слова.
Говорят, в мире профессий множество есть –
Просто на пальцах не перечесть!
Профессия – это вид труда,
который требует от человека определённой
подготовки, знаний и умений.
– Назовите известные вам профессии.
– Какие из них считаются престижными в наше
время? Почему?
– Объявляется конкурс на лучшего знатока
кинофильмов и художественных произведений,
рассказывающих о героическом труде россиян. (Н.
Зиновьев «Деревянное рукоделие», В. Крупин
«Подкова», А. Платонов «В прекрасном и яростном
мире»…)
– В мире профессий – тысячи. При многих
обязанностях человека в обществе о нём судят
прежде всего по труду на общее благо. Труд
помогает раскрыть свою личность, показать свои
способности. Недаром народ сложил о труде
множество пословиц и поговорок. Давайте вспомним
несколько русских пословиц о труде! Вдумайтесь в
их смысл. Ваша задача – продолжить мысль.
- Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дела …
- Кто любит труд, того люди…
- Хочешь есть калачи, не сиди…
- Труд человека кормит, а лень…
- Красота приглядится, ум …
Слова для справок: на печи, гож, пригодится, портит, чтут.
– Надеюсь, что ум и знания нам пригодятся при осмыслении следующего текста.
V. Чтение и осмысление текста В. А. Каверина
– Назовите ключевые слова.
– О какой профессии идёт речь?
– Что, по мнению автора, привлекательно в данной
профессии?
– Согласны ли вы с точкой зрения автора?
– Знаете ли вы, как зовут библиотекаря в вашей
школе?
– К какому стилю речи можно отнести данный текст?
Почему? (Публицистический; воздействие на
читателя, слушателя.)
– Определите тип речи.
– Назовите вводное слово, встречающееся в данном
тексте.
– Объясните знаки препинания в предложении №5.
– Определите часть речи (предложение №8)
– Какая мысль не нашла отражения в тексте?
А) Работа с книгой – это работа с людьми.
Б) Тот, кто прочёл два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.
В) Библиотекарь – одна из самых благородных профессий.
– Итак, в данном тексте говорится о почётной и
благородной профессии библиотекаря.
– Я надеюсь, что наш разговор поможет вам при
ответе на некоторые вопросы теста и желаю удачи.
VI. Выполнение теста и взаимопроверка
– Думаю, результаты говорят сами за себя. Необходимо тщательнее готовиться к выполнению теста.
VII. Физминутка
Прекрасных профессий на свете не счесть,
И каждой профессии – слава и честь!Пулат Мумин
Профессий всех не сосчитать!
А вы можете их назвать?
Поезд водит… (машинист).
Пашет в поле…(тракторист).
Самолётом правит…(лётчик).
Клеит книжки…(переплётчик).
В школе учит нас…(учитель).
Строит здания…(строитель).
Песни нам поёт…(певец).
Торговлей занят…(продавец).
На станке ткёт ткани…(ткач).
От болезней лечит…(врач).
В машине возит груз…(шофёр).
Хлеб убирает…(комбайнёр).
В доме свет провёл…(монтёр).
В шахте трудится…(шахтёр).
В жаркой кузнице…(кузнец).
Кто всё знает – молодец!
– Благодаря этому шуточному стихотворению мы с
вами вспомнили людей разных профессий. Назвали 15
специальностей…
– Профессий на свете очень много. Хочется
сказать, что «все работы хороши». Любая работа –
это труд. Труд серьёзный, требующий отдачи всех
сил. Люди разных профессий делают нашу жизнь
комфортнее, интереснее.
VIII. Чтение и осмысление 2-го текста
Всем, кто землю трудом украшает,
Явью делает наши мечты,
От души мы с любовью вручаем
Наши улыбки и наши цветы!
– Что общего между текстами? (Общая тема
высказывания. Речь идет о труде.)
– Что отличает данный текст от предыдущего?
– Внимание! Ваша задача – среди данных слов
назвать то, что соответствует следующей схеме
(приставка, корень, суффикс, окончание).
– Дайте характеристику данному предложению с
точки зрения синтаксиса.
– Вспомните эпиграф урока. Как вы его понимаете?
Запишите свои мысли в тетради.
– Я вам искренне желаю сделать правильный выбор.
Профессия должна быть выбрана по душе, должна
интересовать человека, тогда она будет приносить
радость, да и дело будет спориться.
– Может ли человек получить профессию сразу, без
подготовки?
– Кто же помогает овладевать профессией? (Наставник,
учитель, куратор)
– А если ещё не знаешь, кем стать? Как быть? (Наблюдать,
расспрашивать, пробовать)
– Вспомните рассказ В. Крупина «Подкова». С чего
началось приобщение к труду, к профессии? (С
интереса, наблюдений, а затем уже и с
самостоятельной работы под руководством
человека, увлечённого своим делом)
– Считаю актуальными сегодня слова нашего
классика Н.А. Некрасова:
Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять.
– Многие из вас пока ещё не определились с
выбором профессии. Я желаю вам найти дело по душе.
Интересно заниматься работой, которая служит
прогрессу. Мы же должны уважать труд каждого.
В обществе востребованы не только юристы,
экономисты, актёры, журналисты, но техслужащие,
плотники… В любой работе нужно найти смысл. И
помните: не только ты создаёшь работу, но и она
тебя.
IX. Вывод. Рефлексия. Объявление оценок
– Как вы считаете, добились ли мы тех целей, что поставили в начале урока?
X. Домашнее задание.
– Напишите мини-сочинение, связанное с темой нашего урока:
- 1 группа – рассуждение;
- 2 группа – повествование с элементами рассуждения.