Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Информатика


Введение

На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ по русскому языку акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.
Это требует широкого внедрения  в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Поэтому в последнее время получил широкое развитие на уроках метод проектов. Учебный проект, с точки зрения учащегося, это возможность делать что-то интересное, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Это деятельность, позволяющая проявит себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, которую формулирует сам учащийся в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности носит практический характер.

Основная часть

Материал данной статьи рекомендуется использовать в качестве дополнительной информации при внедрении технологии проектного обучения.
Учебный проект – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать следующие компоненты старшеклассника:

- анализа проблемного поля, выделение подпроблем, формулировка ведущей проблемы, постановка задач;
- целеполагания и планирования деятельности;
- самоанализ и рефлексия
- презентации деятельности и ее результатов;
- готовить материал для проведения презентации в наглядной форме;
- поиска необходимой информации, ее систематизации;
- применение знаний, умений и навыков в различных ситуациях;
- выбора, освоения и использования технологии адекватной проблемной ситуации и конечному продукту проектирования;
- проведения исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению)

Существуют основные требования, предъявляемые к учебным проектам:

  1. Наличие значимой проблемы/задачи (исследовательской, информационной, практической), требующей исследовательского поиска ее решения.
  2.  Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
  3. Самостоятельная  (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
  4. Структурирование содержательной части проекта
  5. Использование исследовательских методов.

Все учебные проекты, существующие в образовательной практике, делятся на несколько групп:

  1. Исследовательский проект
  2. Информационный проект
  3. Творческий проект
  4. Ролевой (игровой) проект
  5. Практико-ориентированный проект

Количество учащихся в проекте колеблется от 3 до 12 и больше. По продолжительности проекты могут быть краткосрочные, длительные (месяц, четверть, учебный год).

Этапы организации проектной деятельности детей:

1. Погружение в проблему.

На этом этапе я, как учитель, формулирую проблему проекта, помогаю учащемуся в определении целей и задач.

2. Организация деятельности.

Я  предлагаю спланировать деятельность по решению задач проекта. При организации групповой работы распределить обязанности в группах.

3. Осуществление деятельности.

На этом этапе  консультирую по необходимости учащихся, ориентирую в поле необходимой информации.

4. Презентация, самоанализ и самооценка результатов.

Принимаю итоговый отчет, обобщаю полученные результаты, оцениваю. В нашей школе ежегодно весной проходит Проектная неделя, где ребята должны не только представить свои проекты, но и защитить их. В ней принимают участие ребята 8-11 классов. Вырабатываются критерии оценки проектных работ независимой комиссией (учащиеся старших классов, завуч, директор школы, ведущий учитель), где учитывается самостоятельность работы, грамотность, актуальность и значимость темы, полнота раскрытия, оригинальность решения проблемы, научность, логичность, использование средств наглядности, технических средств, умение отвечать на вопросы. Вырабатывается процедура защиты учебно-исследовательской работы. Проекты выполняются как в бумажном, так и в электронном вариантах, а также имеют свой паспорт, где указан тип проекта, определены цели  и написана аннотация проекта.
Каждый проект должен иметь практическую направленность. Учащиеся старших классов рассказывают ребятам 1-4 классов о своих проектах, а также выступают на родительских собраниях.

Заключение

Я работаю с ребятами 9-11 классов, поэтому проекты очень актуальны. Чаще всего в своей работе я использую исследовательские проекты. Вот темы наших проектов в 2008-2009 учебном году:

  1. Краткость – сестра таланта или Путешествие в страну Фразеологизмов (выполнен учащимися 9 кл. для третьеклассников) Приложение 1
  2. Работа над дикцией при помощи скороговорок (автор - Емельянова О., 10а  кл) Приложение 2
  3. Лексикон учащихся 9-11 классов моей школы (автор - Казарян Т., 11б кл.)
    Проектную работу с учащимися планирую продолжить и в этом учебном году. Таким образом, применение метода проектных технологий, думается, значительно повысит качество образования.