Цели и задачи:
- повторение изученного о служебных частях речи (предлогах, союзах, частицах) – общее ГЗ, морфологические и синтаксические признаки, правописание;
- развитие устной речи учащихся;
- воспитание чувства ответственности за окружающий мир (на основе анализируемого текста).
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
II. Опрос
.- На какие группы делятся части речи?
- Приведите примеры самостоятельных частей речи.
- Назовите служебные части речи.
- Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?
Работа с текстом на интерактивной доске.
Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замеча…м тогда, когда его нач…нает (не) хватать. Что (бы) сделать это выражение сказа…ое кем (то) совсем точным надобно (в) место слова “замечать” употребить слово “дорожить”.
Вопросы:
- Почему автор заменил слово “замечать” словом “дорожить”? Какое ЛЗ имеет слово “дорожить”?
- Подберите синонимы к слову “дорожить”.
Продолжим работу с текстом.
(В) течени… всей жизни мы дыш…м . Но (н…) разу (н…) задумывались об этом.
У воздуха нет (н…) чего ближе, чем трава. Мы пр…выкли, что мир – зелёный. И ходим и мнём и затапт…ваем и в грязь сд…раем к…лёсами и соскабл…ваем зелёный ковёр. Так (же) наглух… захлоп…ваем бето…ой плитой.
Вопросы:
1. Кто помнит этимологическое объяснеие правописанию слова “кОлесо”?
Восходит к древнеславянскому слову КОЛО – “круг”.Древний суффикс –ЕС встречается сейчас в существительных ТЕЛЕСА, НЕБЕСА, СЛОВЕСА, встречается и в прилагательных ТЕЛЕСНЫЙ, НЕБЕСНЫЙ, СЛОВЕСНЫЙ.
Сравните: КОЛея – “след от КОЛеса”.
Продолжим работу с текстом.
(Во) круг нас гибнет трава. Плаче…т просит о помощи. Подумаеш…! Многих (ли) взволновало это? (Н…) одна душа (н…) испугалась. Загубили траву (за) то асфальт пол…жили, жизнь (во) круг удобнее стала.
Вопросы:
- Каким по происхождению является слово “асфальт”?
- По каким признакам можно определить, что это слово заимствованное?
- Как вы думаете, это слово древнее?
Слово “асфальт” известно было ещё в XII веке как заимствованное из греческого “ashaltos” – “горная смола”. В древнерусском языке слово быстро устарело. Но из греческого языка оно попало в латинский язык, из него в языки Европы. Приобрело привычное для нас значение “строительный материал для дорожных покрытий”. И с новым ЛЗ было опять заимствовано русским языком из французского языка во второй половине XIX века.
Продолжим работу с текстом
Представ…те себе человека в бе…граничной бе…травной пустын… . И (н…) от кого ждать помощи…
Читает учитель текст полностью
Вопросы:
- Определите тему текста.
- Определите идею текста.
- Как автор выражает свою позицию?
- Почему в тексте больше эмоционально отрицательно окрашенных слов?
- К какому стилю речи относится данный текст?
Задание:
Какие предлоги называются производными? Определите, где производные предлоги, а где самостоятельные части речи. (Напечатано на интерактивной доске)
Выявили (в) следстви… всеобщего обсуждения
Перечислили (на) счёт в банке
Победили (не) смотря на трудности
Заметили (в) течени… горной реки
Изменить (в) следстви… по делу
Решить (в) течени… продолжительной беседы
Задание:
Один ученик решает компьютерный тест | Остальные ученики работают над предложением. |
Тест: “Правописание союзов” | Воздух то (же) был наполнен благоуханием
цветущих трав и ещё (не0 распустившихся до конца
цветов. Теперь (же) этот уголок земли стал мне так (же) дорог, как и родной дом. |
Задание:
Один ученик решает компьютерный тест | Остальные ученики выполняют задание. |
Тест: “Правописание частиц” | Задание: переделать предложения так,
чтобы они получили отрицательное значение. 1. Были видны леса, посёлки, здания. 2. На летнем небе облака. 3. На берегу реки дерево, кустарник. |
Задание: Сравнить предложения по смыслу, вставить буквы.
1. Кто (н…) задумывается об окружающей нас природе, тот бессердечен и безнравственен.
2. Кто (н…) задумается о состоянии окружающей нас природы, всякий ощущает свою причастность к происходящему.
III. Подведение итогов.
Домашнее задание: продолжить текст.