Повторение и закрепление пройденного материала: "Служебные части речи" (7-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цели и задачи:

  • повторение изученного о служебных частях речи (предлогах, союзах, частицах) – общее ГЗ, морфологические и синтаксические признаки, правописание;
  • развитие устной речи учащихся;
  • воспитание чувства ответственности за окружающий мир (на основе анализируемого текста).

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.

II. Опрос.

  1. На какие группы делятся части речи?
  2. Приведите примеры самостоятельных частей речи.
  3. Назовите служебные части речи.
  4. Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

Работа с текстом на интерактивной доске.

Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замеча…м тогда, когда его нач…нает (не) хватать. Что (бы) сделать это выражение сказа…ое кем (то) совсем точным надобно (в) место слова “замечать” употребить слово “дорожить”.

Вопросы:

  1. Почему автор заменил слово “замечать” словом “дорожить”? Какое ЛЗ имеет слово “дорожить”?
  2. Подберите синонимы к слову “дорожить”.

Продолжим работу с текстом.

(В) течени… всей жизни мы дыш…м . Но (н…) разу (н…) задумывались об этом.

У воздуха нет (н…) чего ближе, чем трава. Мы пр…выкли, что мир – зелёный. И ходим и мнём и затапт…ваем и в грязь сд…раем к…лёсами и соскабл…ваем зелёный ковёр. Так (же) наглух… захлоп…ваем бето…ой плитой.

Вопросы:

1. Кто помнит этимологическое объяснеие правописанию слова “кОлесо”?

Восходит к древнеславянскому слову КОЛО – “круг”.Древний суффикс –ЕС встречается сейчас в существительных ТЕЛЕСА, НЕБЕСА, СЛОВЕСА, встречается и в прилагательных ТЕЛЕСНЫЙ, НЕБЕСНЫЙ, СЛОВЕСНЫЙ.

Сравните: КОЛея – “след от КОЛеса”.

Продолжим работу с текстом.

(Во) круг нас гибнет трава. Плаче…т просит о помощи. Подумаеш…! Многих (ли) взволновало это? (Н…) одна душа (н…) испугалась. Загубили траву (за) то асфальт пол…жили, жизнь (во) круг удобнее стала.

Вопросы:

  1. Каким по происхождению является слово “асфальт”?
  2. По каким признакам можно определить, что это слово заимствованное?
  3. Как вы думаете, это слово древнее?

Слово “асфальт” известно было ещё в XII веке как заимствованное из греческого “ashaltos” – “горная смола”. В древнерусском языке слово быстро устарело. Но из греческого языка оно попало в латинский язык, из него в языки Европы. Приобрело привычное для нас значение “строительный материал для дорожных покрытий”. И с новым ЛЗ было опять заимствовано русским языком из французского языка во второй половине XIX века.

Продолжим работу с текстом

Представ…те себе человека в бе…граничной бе…травной пустын… . И (н…) от кого ждать помощи…

Читает учитель текст полностью

Вопросы:

  1. Определите тему текста.
  2. Определите идею текста.
  3. Как автор выражает свою позицию?
  4. Почему в тексте больше эмоционально отрицательно окрашенных слов?
  5. К какому стилю речи относится данный текст?

Задание:

Какие предлоги называются производными? Определите, где производные предлоги, а где самостоятельные части речи. (Напечатано на интерактивной доске)

Выявили (в) следстви… всеобщего обсуждения
Перечислили (на) счёт в банке
Победили (не) смотря на трудности
Заметили (в) течени… горной реки
Изменить (в) следстви… по делу
Решить (в) течени… продолжительной беседы

Задание:

Один ученик решает компьютерный тест Остальные ученики работают над предложением.
Тест: “Правописание союзов” Воздух то (же) был наполнен благоуханием цветущих трав и ещё (не0 распустившихся до конца цветов.

Теперь (же) этот уголок земли стал мне так (же) дорог, как и родной дом.

Задание:

Один ученик решает компьютерный тест Остальные ученики выполняют задание.
Тест: “Правописание частиц” Задание: переделать предложения так, чтобы они получили отрицательное значение.

1. Были видны леса, посёлки, здания.

2. На летнем небе облака.

3. На берегу реки дерево, кустарник.

Задание: Сравнить предложения по смыслу, вставить буквы.

1. Кто (н…) задумывается об окружающей нас природе, тот бессердечен и безнравственен.

2. Кто (н…) задумается о состоянии окружающей нас природы, всякий ощущает свою причастность к происходящему.

III. Подведение итогов.

Домашнее задание: продолжить текст.