Использование "Писем о добром и прекрасном" Д.С. Лихачева на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Трудно и интересно сейчас работать словеснику. Трудно, потому что студенты, увлеченные компьютерами и «боевиками», перестали читать, трудно, потому что на педагога обрушился поток «методической» литературы, которая обещает всех сразу сделать грамотными и образованными. Для работы необходима определенная система. Каждый урок, на мой взгляд, должен иметь «тематический центр», и ему, этому центру, нужно подчинить всё: и вопросы, и примеры, и творческие задания. Только тогда, по словам Н.М. Шанского, «вся работа по языку (начиная со звука и написания и кончая различными по своей структуре и функции значимыми единицами: морфемами, словом, предложением и т.д.) будет осуществляться на материале художественного текста и служить как общефилологическому (и лингвистическому, и литературному) образованию, так и воспитанию».

И интересно работать: можно отойти от жестких рамок построения урока, от обязательного внедрения тех или иных методов. Поэтому, пожалуй, и открывают словесники на уроках русского языка и Бунина, и Северянина, и Бальмонта. А мне бы хотелось в этой работе поделиться скромным опытом работы со Словом Д.Лихачева.

Тема нравственности и нравственного воспитания была актуальна всегда и в особенности она востребована в наши дни. Цель жизни и самооценка, сострадание и воспитанность, милосердие и интеллигентность… Будущий специалист не сможет состояться без человеческих качеств, о которых просто и ненавязчиво говорит в своих «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Советы, которые можно получить, прочитав его «Письма», касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с молодыми – один из главных его талантов.

Академик Лихачев утверждает, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего дома, в своей семье. Воспитанный человек - тот, кто хочет и умеет считаться с другими; кто в равной степени вежлив и со старшими, и с младшими по годам и по положению. Ведь своим поведением человек выявляет себя, свою суть. Мир Лихачева – это мир живой памяти. В его книгах древность соседствует с современностью. Важнейшая мысль Лихачева - «Современную эпоху по-настоящему можно оценить в свете тысячелетий». В доводах и аргументах он строг и сдержан. Он почти не допускает всплеска эмоций, но это кажущееся бесстрастие: работы Лихачева будто заряжены личным, пристрастным отношением.

Лихачев жил одной жизнью с народом. Через науку он возвращает культуру в жизнь, народу. Для него нет больших и малых дел. Он человек действия, человек дела. Его «Письма» адресованы юношеству. Ученый говорит со вступающими в жизнь на равных, педагогический такт в разговоре с молодыми – один из главных его талантов.

Как использовать «Письма о добром и прекрасном» на уроках русского языка? Как вплести мудрые наставления Учителя в освоение грамматики? Такие вопросы стояли передо мной, когда бралась за эту работу. Из занятия в занятие переходили мысли Лихачева, нашедшие отражение в его «Письмах». Студенты, сами того не подозревая, включались в работу по выполнению какого-либо задания и в обсуждение каких-либо доводов, советов академика. Чтобы такая работа была эффективна, необходимы и большое мужество педагога, и педагогический такт, и проявление уважения к «взрослости» студентов, которое они обычно бояться утратить, и приглашение к диалогу, к размышлению без упреков, нотаций и назиданий. Это сложно, но говорить об этом необходимо, потому что может получиться , что ребята так никогда и не узнают, что такие темы существуют.

В самом начале, конечно же, звучит биографическая справка о Д.С.Лихачеве.

Биографическая справка. Дмитрий Сергеевич Лихачев родился в Петербурге в 1906 г. В 1923-1928 г.г. Лихачев учился на факультете общественных наук Ленинградского университета. Занимался одновременно древнерусской и английской литературой, написал две дипломные работы: одну – о повестях, посвященных патриарху Никону, другую – о восприятии творчества Шекспира в России конца 18 – начала 19 в.в.

3 февраля 1928 г. на заседании «Космической Академии наук» (куда входили студенты нескольких институтов) Лихачев сделал доклад, в котором полушутливо доказывал преимущества старой орфографии. Текст выступления был написан по отмененным правилам и представлял собой пародийное подражание ученым сочинениям средневекового книжника. В частности, говорилось, что реформу правописания внушил дьявол. Но в докладе он открыто сказал о притеснении советской властью Русской Православной Церкви. Спустя несколько дней Лихачева арестовали. Как и некоторых других «академиков», его отправили в Соловецкий лагерь. В 1931 г. перевели на строительство Беломорско-Балтийского канала, а спустя год освободили досрочно. В 1936 г. с него сняли судимость.

Несколько лет после возвращения из заключения он работал редактором и корректором. Устроиться на другое место было невозможно. В 1938 г. был принят на работу в Институт русской литературы Академии наук (Пушкинский Дом). Вскоре в 1941 г. защитил кандидатскую диссертацию по истории новгородского летописания. В 1947 г. за диссертацию «Очерки по истории литературных форм летописания 11 -16 в.в.» Лихачеву было присвоено звание доктора наук. С 1970 г. Д.С. Лихачев академик Академии наук СССР. Он является автором десятков книг и сотен научных статей.

Дальше идёт знакомство с самой книгой (распечатки книг имеются на каждом столе). Вот что Лихачев пишет во вступлении: «Каждая беседа пожилого с молодыми оборачивается поучением. Положение бывает всегда таким и, вероятно, всегда таким и останется. Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном – как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни».

Нам известно, насколько достойно прожил свою жизнь Лихачев. Поэтому очень важно, чтобы ребята тоже сумели прочувствовать это, смогли оценить талант ученого, честность гражданина. Возможно, они когда-то познакомятся и с другими его работами. А для начала на уроки русского языка включаются отдельные странички из его «Писем» и кое-что из его «Заметок». Для этого подбирается материал, наиболее соответствующий актуальным проблемам нашего времени и волнующий возраст обучающихся.

На сменном стенде постоянно обновляются высказывания Д.С.Лихачева – в зависимости от «тематического центра» урока. Вот отдельные высказывания, взятые из его «Писем о добром и прекрасном».

Высказывания Д. С. Лихачева

  1. «Добро не может быть глупо»
  2. «Обижаться следует только тогда, когда хотят вас обидеть»
  3. «Честь истинная – всегда в соответствии с совестью. Честь ложная – мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой души»
  4. «Человек должен быть интеллигентен»
  5. «Самая большая ценность - жизнь»
  6. «Исправить человечество нельзя, исправить себя - просто»
  7. «Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими»
  8. «Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека. …Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо»
  9.  «Бойтесь пустого красноречия! Язык научной работы должен быть легким, незаметным, … а красота его – в чувстве меры»
  10. «Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой»
  11. «Подлинные друзья приобретаются в молодости. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости….»
  12. «Жизнь – прежде всего дыхание. «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту»
  13. «Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали»
  14. «Привязанность к семье и дому создается той атмосферой, которая царит в семье»
  15. «Память и знание прошлого наполняют мир, делают его интересным, значительным, одухотворенным»
  16. «О каждом народе следует судить по тем нравственным вершинам и по тем идеалам, которыми он живет. Благожелательность к любому народу, самому малочисленному! Эта позиция самая верная, самая благородная. Любая недоброжелательность всегда воздвигает стену непонимания»
  17. «Оружие знания – мирное оружие»
  18. «Память противостоит уничтожающей силе времени»
  19. «Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Но если совершенное не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки. Без памяти нет совести»
  20. «Память – основа совести и нравственности»
  21. «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память – наше богатство»

Занятия на уроках русского языка строятся на основе учебника А.И.Власенкова и Т.В.Потемкиной «Русский язык». При изучении таких разделов, как «Фонетика», «Лексика», «Морфология», «Синтаксис» проводится работа по постепенному «вхождению» в тематику «Писем» Д.Лихачева. На этом этапе для работы берутся либо отдельные предложения, либо небольшие тексты с определенной смысловой (тематической) нагрузкой.

Фонетика.

Запишите данные предложения, вставьте пропущенные буквы.

Привяза(н,нн)ость к семье и дому создает(?)ся той атм..сферой, которая царит в семье.

Умная доброта – самое це(н,нн)ое в человеке. (Д.Лихачев)

Задание:

  1. Найдите в предложениях слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
  2. В каких словах есть буквы, обозначающие два звука?

Лексика.

Жизнь – прежде всего дыхание. «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу, не позволяет человеку принимать жизнь, ее ценности, ее красоту.

Задание:

  1. Какое значение имеет слово «душно» в данном тексте?
  2. Объясните значение выражений «мелочные заботы», «стеснять движение мысли».

Морфология.

Обманывая, человек прежде всего обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

Задание:

  1. Определите все части речи.
  2. Сделайте морфологический разбор двух самостоятельных и двух служебных частей речи.

Синтаксис.

Словосочетание.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости…

Задание:

  1. Выпишите все подчинительные словосочетания.
  2. Произведите разбор выписанных словосочетаний.

Как уже говорилось выше, я работаю со студентами по учебнику А.И. Власенкова и Т.В. Потёмкиной «Русский язык» (СПО). (Кстати, именно А.И. Власенков является разработчиком программы по русскому языку для СПО). Многие упражнения в учебном пособии предлагают в качестве дополнительного задания написать сочинение- рассуждение, чаще всего в виде миниатюры. Практика и опыт показывают, что написание сочинения-миниатюры по «горячим следам» дает больший эффект, так как, правильно настроив ребят, педагог имеет возможность в ответах почувствовать искренность. Темы предложенных работ настолько созвучны с письмами Лихачева, что пройти мимо них невозможно. В качестве дополнительного материала при обсуждении текстов указанных упражнений обязательно использую распечатки «Писем». Вот примеры такой работы.

Упражнение 198.

Задание: напишите сочинение-рассуждение «В чем я вижу смысл своей жизни». Используйте повествовательные, вопросительные, побудительные предложения.

Перед началом работы предлагаю ознакомиться с письмом Д.С. Лихачева и подумать, в чем оно созвучно с предложенной для работы темой сочинения-рассуждения.

Письмо шестое (Тексты «Писем» - в Приложении)

«Цель и самооценка» (распечатки писем лежат на столах).

Согласны ли вы с утверждением: Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он вместе с тем невольно дает оценку. По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке.

Вопросы: Назовите конкретные цели, к которым человек может стремиться (работа в режиме «Мозговой атаки»).

Идеи-цели записываются на доске.

Попробуйте ключевыми словами обозначить те цели жизни, которые Вам близки и симпатичны. Главное понятие «Цели жизни» запишите в середине листа, а вокруг расположите разные подходы к его пониманию (составляется кластер)

Работа с упражнением 217. Задание: Продолжите начатую автором тему «Что значит быть вежливым?» в жанре сочинения-рассуждения.

На помощь опять приходит Лихачёв.

Письмо «О воспитанности»

Упражнение 97. Задание по тексту: Как вы понимаете высказанную автором мысль об ответах на вопросы своей совести, о «зазубринках, неровностях», оставляемых ошибочным шагом, несдержанностью? Применимо ли это к вам? Напишите об этом.

Письмо «По велению совести».

Упражнение 117. Напишите сочинение-рассуждение о том, какова роль матери и отца в воспитании ребенка в семье.

Письмо «Круг нравственной оседлости»

Упражнение 131. В мире есть закон сеяния и жатвы.

Каков символический смысл этого выражения? Можно ли применить это выражение к жизни отдельного человека: от детства и юности – к зрелости, от зрелости – к старости? Напишите об этом в жанре сочинения-рассуждения.

Письмо «Молодость – вся жизнь».

Упражнение 179. Известны ли вам названия улиц, которые названы в честь кого-то. Что вы знаете об этом человеке?

Письмо «О памяти».

Упражнение 213. Задание: Известны ли вам памятники русского зодчества? Опишите один из них. Оформите ваше высказывание в виде сочинения-описания.

Письмо «Память культуры»

Упражнение 230. Задание: напишите сочинение- рассуждение, выразив в нем свое отношение к преемственности поколений.

Письмо «О памяти»

Упражнение 371. Подберите из речи окружающих, из газет и телепередач, из вывесок и объявлений материал, свидетельствующий о порче нашего языка жаргонизмами, грубыми словами, излишними употреблениями иноязычных слов.

Письмо «Как говорить»

Особую роль в воспитании, развитии современных молодых людей приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре памяти, об отношении к прошлому, о национальных традициях, о проблемах экологии…. В процессе работы с текстом ребята узнают особенности публицистического стиля.

Кроме того, важно определить характер заданий к текстам и последовательность их выполнения. Главная задача – обеспечить целостность восприятия текста как речевого произведения, ясное понимание того, что текст - это сложный организм, в котором взаимодействуют языковые средства всех уровней.

Предлагаю вариант комплексной работы с текстом.

Текст.

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.

Русский пейзаж в основном созд…вался усилиями двух великих культур: культуры человека см…гчавшего резкости природы и культуры природы в свою очередь см…гчавшей все нарушения р…вновесия которые невольно пр…вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой и пр…крыть все. Что так или иначе нарушил человек, и с другой – человеком см…гчившим землю своим трудом и см…гчившим пейзаж.

Поэтому отношения природы и человека это отношения двух культур каждая из которых (по)своему «социальна» общежитильна обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях… Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. (По Д.Лихачеву)

Задания:

  1. Определите тип речи, докажите свою точку зрения.
  2. Выпишите из текста синонимы, определите их роль в тексте.
  3. Какие признаки публицистического стиля присутствуют в тексте?
  4. Составьте со словом культура словосочетания, передав различные значения этого слова. В каком значении употреблено это слово в тексте?
  5. Выпишите ключевые слова, определите тему текста.
  6. В чем особенность слова «общежительна»? Как оно образовано? Приведите примеры слов с аналогичным суффиксом.
  7. Выполните различные виды разбора.

2. Спишите высказывание Д.С. Лихачева, вставляя пропущенные буквы и недостающие знаки препинания. В каком стиле написан текст? Сформулируйте основную мысль.

Филология – это высшая форма гуманитарного обр…зования, форма соед…нительная для всех гуманитарных наук. Она нужна всем, кто пользуется языком, словом; слово связано с любыми формами бытия с любым п…знанием бытия: слово, а еще точнее, сочетание слов. Отсюда ясно что филология лежит в основе не только наук… но и всей человеческой культуры. Знание и творчество оф…рмляются через слово и через пр…одоление косности слова р…ждается культура. (из письма «Об искусстве слова и филологии»)

Вопросы и задания

  1. Как вы понимаете высказывание Д.С. Лихачева? Согласны ли вы с автором? В чем?
  2. Как вы считаете, можно ли текст назвать единицей культуры? Объясните, почему.
  3. Раскройте значение слова филология. Запишите слова с корнями фило- и -логос.
  4. Определите стилевые черты данного текста.

Справочный материал.

Филология – заимств. в 18 веке из нем. языка, где Philoljgie – «любовь к слову, литературе». Совокупность наук, изучающих язык и литературу.

Я не привожу подробных описаний уроков, на которых использую «Письма о добром и прекрасном», - это только небольшое обобщение опыта, заметки, которые помогут не пропустить важные моменты воспитания нравственности на уроках русского языка, помогут почувствовать глубину изучаемого предмета, расширят методические возможности, позволяющие познакомиться со СЛОВОМ Лихачёва.

Хочется добавить, что «Письма о добром и прекрасном» - это неиссякаемый источник, и чем больше приникаешь к нему, тем больше находишь чистого, ясного, доброго.

В 19 веке В.Г. Белинский сказал: «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Сегодня рядом с именем великого ПУШКИНА можно смело поставить имя ЛИХАЧЁВА, великого учёного и гражданина, хранителя русского языка, русской литературы и культуры, и сказать:

«Читая ПУШКИНА и ЛИХАЧЁВА, можно превосходным образом воспитать в себе человека».

Использованная литература

  1. Гусейнов А.А. Запесоцкий А.С. Культурология Дмитрия Лихачева. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.
  2. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре.- СПб.: Изд-во СПбГУП, 2006.
  3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Детская литература, 1985.
  4. Русский язык: учебник для ссузов / А.И. Власенков, Т.В. Потёмкина. – М.: Дрофа, 2004.