Цель урока:
- Формировать навыков осознанного, беглого, выразительного чтения и умения анализировать, обобщать, сравнивать;
- Развитие умения работать с текстом;
- Выражать своё отношение к тексту.
- Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.
Ход урока
В начале урока проводится пятиминутное чтение художественного текста. Жужжащее чтение, чтение про себя, плавное и скоростное чтение.
1. Повторение домащнего задания.
2. Вводная часть.
Учитель читает отрывок из рассказа В.Бианки «Сосунки в снегу».
Отрывок «Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат смирнехонько, - не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда – то.
Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них забыла».
- Как называется этот рассказ?
- Кто автор? (В.Бианки «Сосунки в снегу).
- Что вы узнали из этого рассказа? (Зайчата рождаются зрячими. Зайчиха – мать накормит их и оставляет. Она может и не вернуться).
- В этом рассказе мы видели отношение мамы – зайчихи к своим зайчатам. Она сильно не волнуется, не беспокоится о своих зайчатах.
3. Знакомство с новым рассказом Георгия Скребицкого «Заботливая мамаша».
- А сейчас мы прочитаем ещё один рассказ о диких животных, о другой мамаше и о её детёныше. Рассказ называется «Заботливая мамаша». Написал его Г. Скребицкий.
Знакомство с писателем. (Автобиография)
- Чтение учителем текста.
Я постараюсь прочитать так, чтобы вам было интересно слушать. Подумайте над названием рассказа, подходит ли оно к содержанию.
Кто знает, от какого слова образовалось слово ЗАБОТЛИВАЯ? (от слова ЗАБОТА)
А что такое ЗАБОТА? (это когда за кем – то ухаживают, следят, кормят)
Что вас взволновало в рассказе?
Подходит ли название рассказа к содержанию? (подходит)
Давайте ещё раз подтвердим , что лисица заботливая мамаша.
Работа с текстом.
Начнём с того, как это случилось.
- Чтение I части. Чтение цепочкой.
Ещё раз прочитайте из текста о состоянии лисёнка, когда его поймали и принесли в амбар.
Как вы думаете, почему ему стало страшно, почему испугался? (он маленький, рядом нет мамы, кругом всё чужое и чужие)
- Чтение II части. Чтение цепочкой.
Найдите и прочитайте те отрывки из текста, где говорится о том, что лисица – мамаша не оставила своего детёныша, что беспокоится о нём, заботится.
Подтвердите ещё раз из текста, что лисица заботливая мамаша.
Чьи слова об этом говорят? (слова отца мальчика)
- Чтение III части. Чтение цепочкой.
Теперь ещё раз отметим о лисице, о её заботе, о своём детеныше. Найдите и прочитайте отрывок, где говорится об этом.
- Вывод:
Что нового вы открыли для себя из рассказа?
Что вы можете сказать о лисице? (Лисица не оставляет своего детёныша. Заботится о нём. Она заботливая мамаша)
4. Выражение учащимися своего отношения к прочитанному тексту.
Скажите, а почему лисенка отнесли обратно в лес? (Соседи были недовольны. Лиса убивала их кур)
Как вы понимаете, выражение «А то лиса всю курицу у нас переведет». (всех кур задушит)
Как вы думаете, если бы соседи не сердились, лисенка оставили бы у себя?
Что тогда было бы?
Как вы думаете, следует ли держать у себя диких зверей?
- Вывод: Когда человек берет на содержание и воспитание дикого животного, то он несет большую ответственность. Он должен знать о животном, о его повадках, о его законах жизни. Это относится и к домашним животным.
5. Выставление отметок. Домашнее задание: ещё раз внимательно прочитать рассказ и озаглавить каждую часть.