Урок чтения. "Г.А. Скребицкий. "Заботливая мамаша"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • Формировать навыков осознанного, беглого, выразительного чтения и умения анализировать, обобщать, сравнивать;
  • Развитие умения работать с текстом;
  • Выражать своё отношение к тексту.
  • Воспитывать положительное отношение к окружающему миру.

Ход урока

В начале урока проводится пятиминутное чтение художественного текста. Жужжащее чтение, чтение про себя, плавное и скоростное чтение.

1. Повторение домащнего задания.

2. Вводная часть.

Учитель читает отрывок из рассказа В.Бианки «Сосунки в снегу».

Отрывок «Наевшись досыта материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат смирнехонько, - не пищат, не балуются, хоть мать и убежала куда – то.

Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них забыла».

- Как называется этот рассказ?

- Кто автор? (В.Бианки «Сосунки в снегу).

- Что вы узнали из этого рассказа? (Зайчата рождаются зрячими. Зайчиха – мать накормит их и оставляет. Она может и не вернуться).

- В этом рассказе мы видели отношение мамы – зайчихи к своим зайчатам. Она сильно не волнуется, не беспокоится о своих зайчатах.

3. Знакомство с новым рассказом Георгия Скребицкого «Заботливая мамаша».

- А сейчас мы прочитаем ещё один рассказ о диких животных, о другой мамаше и о её детёныше. Рассказ называется «Заботливая мамаша». Написал его Г. Скребицкий.

Знакомство с писателем. (Автобиография)

- Чтение учителем текста.

Я постараюсь прочитать так, чтобы вам было интересно слушать. Подумайте над названием рассказа, подходит ли оно к содержанию.

Кто знает, от какого слова образовалось слово ЗАБОТЛИВАЯ? (от слова ЗАБОТА)

А что такое ЗАБОТА? (это когда за кем – то ухаживают, следят, кормят)

Что вас взволновало в рассказе?

Подходит ли название рассказа к содержанию? (подходит)

Давайте ещё раз подтвердим , что лисица заботливая мамаша.

Работа с текстом.

Начнём с того, как это случилось.

  • Чтение I части. Чтение цепочкой.

Ещё раз прочитайте из текста о состоянии лисёнка, когда его поймали и принесли в амбар.

Как вы думаете, почему ему стало страшно, почему испугался? (он маленький, рядом нет мамы, кругом всё чужое и чужие)

  • Чтение II части. Чтение цепочкой.

Найдите и прочитайте те отрывки из текста, где говорится о том, что лисица – мамаша не оставила своего детёныша, что беспокоится о нём, заботится.

Подтвердите ещё раз из текста, что лисица заботливая мамаша.

Чьи слова об этом говорят? (слова отца мальчика)

  • Чтение III части. Чтение цепочкой.

Теперь ещё раз отметим о лисице, о её заботе, о своём детеныше. Найдите и прочитайте отрывок, где говорится об этом.

- Вывод:

Что нового вы открыли для себя из рассказа?

Что вы можете сказать о лисице? (Лисица не оставляет своего детёныша. Заботится о нём. Она заботливая мамаша)

4. Выражение учащимися своего отношения к прочитанному тексту.

Скажите, а почему лисенка отнесли обратно в лес? (Соседи были недовольны. Лиса убивала их кур)

Как вы понимаете, выражение «А то лиса всю курицу у нас переведет». (всех кур задушит)

Как вы думаете, если бы соседи не сердились, лисенка оставили бы у себя?

Что тогда было бы?

Как вы думаете, следует ли держать у себя диких зверей?

- Вывод: Когда человек берет на содержание и воспитание дикого животного, то он несет большую ответственность. Он должен знать о животном, о его повадках, о его законах жизни. Это относится и к домашним животным.

5. Выставление отметок. Домашнее задание: ещё раз внимательно прочитать рассказ и озаглавить каждую часть.