Комментарий администрации школы
В 2007 году автор настоящей работы Егорова Ирина Валентиновна прошла аттестацию на высшую категорию по должности учителя русского языка и литературы, работая в школе № 23 г. Рыбинска Ярославской области. В процессе аттестации она обобщила свой опыт в методической разработке “Использование проектного метода обучения на уроках русского языка в 7-м классе при изучении темы “Наречие”.
В 2009 году И.В.Егорова приступила к работе в должности учителя русского языка и литературы школы при Посольстве России в Эфиопии. Проектная деятельность в этом образовательном учреждении с 2006 года является одной из системных инноваций. В условиях заграншколы И.В.Егорова сумела достигнуть высоких результатов обучения и развития учащихся именно на основе накопленного опыта проектной деятельности, получившего дальнейшее творческое воплощение. Полная версия работы И.В.Егоровой и список использованной литературы размещены на сайте школы http://school-ethiopia.narod.ru.
В предлагаемой читателю статье представлены некоторые теоретические основы технологии проектной деятельности и практические результаты работы семиклассников (в приложении).
Воодушевленные проделанной работой, учащиеся решили представить конечный продукт, полученный в результате проектной деятельности, на Всероссийский фестиваль “Портфолио” (организатор – Издательский Дом “Первое сентября”) в виде проекта “Изучаем тему “Наречие”, приобретая навыки проектной деятельности”.
Введение
Проектирование – достаточно сложная, но популярная сейчас педагогическая технология. Одной из причин, сдерживающих его освоение, может стать отсутствие методических разработок по изучению различных тем школьного курса с использованием технологии проектного обучения. Целью данного исследования стало выстраивание системы методической работы по теме “Наречие” с использованием технологии проектного обучения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить научно-методическую литературу по проблеме использования технологии проектного обучения;
2) определить методическую целесообразность использования технологии проектного обучения на уроках русского языка в 7 классе при изучении темы “ Наречие”;
3) продумать тип, цель, структуру, содержание проекта “ Наречие как часть речи и критерии его оценки;
4) составить тематическое планирование уроков по теме “Наречие” с учётом технологии проектного обучения;
5) отобрать и описать систему упражнений и заданий, представленных в учебниках и рабочих тетрадях по русскому языку для осуществления технологии проектного обучения по теме “ Наречие”;
6) написать сценарии уроков с указанием цели и задач каждого проекта, с примерным продуктом проектной деятельности;
7) описать и оценить результаты проделанной работы по использованию технологии проектного обучения на уроках русского языка.
Новизна данной работы заключается в том, что автором:
1) выстроена система методической работы по теме “Наречие” с использованием технологии проектного обучения;
2) определена педагогическая целесообразность использования технологии проектного обучения на уроках русского языка в 7 классе по теме “ Наречие”;
3) разработана структура и содержание проекта “Наречие как часть речи”;
4) составлено тематическое планирование уроков по теме “Наречие” с учётом технологии проектного обучения;
5) подобрана система упражнений и заданий для осуществления технологии проектного обучения по теме “Наречие”;
6) написаны сценарии уроков.
Методы исследования:
- изучение научной и методической литературы по данной проблеме;
- обоснование методической целесообразности использования технологии проектного обучения на уроках русского языка;
- определение возможных проблем в теме, требующих исследовательского поиска для их решения;
- анализ учебников, рабочих тетрадей по русскому языку с целью нахождения упражнений и заданий для осуществления технологии проектного обучения;
- наблюдение за классом;
- диагностика уровня сформированности опыта проектировочной деятельности,
- диагностика знаний и умений по теме.
Система методической работы по теме
“Наречие”
с использованием технологии проектного обучения
В 7-м классе завершается изучение такого важнейшего раздела школьного курса русского языка, как “Морфология”. В 5-6-х классах учащиеся изучили все знаменательные части речи, кроме наречия. В 7-м классе именно наречие завершает изучение знаменательных слов.
Известно, что наречие в силу морфологических и словообразовательных особенностей, в силу правописания и продолжения своего развития является, пожалуй, одной из самых сложных для усвоения частей речи. Велика роль наречий и в нашей речи. Без них, как и без прилагательных, она теряет свою конкретность, образность. Чем лучше развита устная и письменная речь наших учащихся, тем больше они употребляют наречий и тем больше подчас допускают ошибок. Формальный подход, понимаемый как сумма знаний, объём некоторой информации, запоминаемый учащимся, к изучению темы “Наречие как часть речи” недопустим. Требуется глубокое осознанное освоение знаний, способ активизации познавательной деятельности учащихся.
Не следует забывать, что 7-й класс – это та ступень обучения, когда мотивацией служит интерес к предмету, возможность проявить свою самостоятельность, попробовать свои силы в нестандартной ситуации, осознание значимости результата своего труда.
В теме “Наречие” могут быть определены “проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения”.[12 ] Например, анализ слова как части речи носит многоаспектный характер. Прочного его усвоения можно добиться за счёт универсального его использования в работе по сопоставлению наречия с другими частями речи. Кроме того, содержание работ по теме “Наречие” будет комплексно отражать материал, изученный в разделе “Морфология” и мы получим системность в работе. Изучение наречия требует пристального внимания к такому сложному явлению, как грамматическая омонимия. Наречие выступает как вторичное образование по отношению к основным частям речи. Это порождает трудности опознавания учащимися этой грамматической категории. Возможно вовлечение учащихся в поисковую деятельность по узнаванию наречий не только на основе общих, но и частных приёмов разграничения, которые ученики открывают самостоятельно. Орфография наречий включает многие ранее изученные правила, известные семиклассникам по другим частям речи. Поэтому будет уместна работа по анализу примеров написания слов разных частей речи на одно правило, нахождению общего и различного между ними, составлению формулировок правил по написанию наречия.
На основе всего вышесказанного тема “Наречие” в силу своей сложности, важности, проблемности, неоднозначности требует исследовательского подхода для своего раскрытия, предполагает самостоятельное развитие познавательных интересов учащихся и потому является методически целесообразной для реализации технологии проектного обучения.
Так как проектный метод обучения относится к сложным педагогическим технологиям, он требует тщательной подготовки и координации деятельности учащихся в процессе работы.
Проект “Наречие как часть речи” базируется на стандарте и программе по русскому языку М.М.Разумовской и обязателен для выполнения всеми учащимися. Работа над ним ведётся в течение второй и начале третьей четверти. Участниками проекта являются учащиеся 7-го класса, которые делятся на четыре группы. По доминирующей деятельности проект можно назвать информационно- исследовательским с элементами творчества; по предметно-содержательной области - это монопроект; по назначению - учебный; по месту выполнения - школьный; по количественному составу и возрасту исполнителей- групповой, одновозрастной; по продолжительности выполнения- четвертной.
Цель проекта – сконструировать понятие о наречии как части речи, приобрести опыт проектной деятельности.
При работе над проектом “учащиеся взаимодействуют с учителем, который выполняет функции организатора, наблюдателя, помощника и консультанта в зависимости от этапов работы и по мере необходимости”.[17]
В основу содержания проектного обучения в данной методической разработке были положены проблемы, требующие исследовательского подхода для их решения. Поэтому проект “Наречие как часть речи” включает в себя целую серию взаимосвязанных проектов.
1. Стартовый проект “Какие слова являются наречиями?” включает четыре урока.
Цель – актуализировать знания о наречии из начальной школы и сконструировать первоначальное понятие о наречии как части речи, совместно с автором учебника разработать пути движения учащихся с учётом их наклонностей и интересов в предметном материале.
Продукт – первоначальный вариант модели “Наречие как часть речи” и карта движения в изучении материала по теме.
2. Промежуточный проект “Как отличить наречие от омонимичных форм других частей речи?” включает три урока.
Цель – обнаружить общие и частные приёмы разграничения наречия от созвучных словоформ.
Продукт – схема “Грамматические омонимы”, инструкция “Приёмы разграничения наречия от созвучных словоформ”.
3. Промежуточный проект “Как отличить простую форму сравнительной степени наречия от простой формы сравнительной степени прилагательного” включает три урока.
Цель – образовать степени сравнения наречия в сопоставлении со степенями сравнения прилагательных, сравнить их: найти общее и различное.
Продукт:
1) модели “Сравнительная степень наречия и прилагательного”,
2) инструкция “Что нужно помнить, чтобы не смешивать омонимичные формы сравнительной степени прилагательного и наречия”
3) таблица “Степени сравнения наречия и прилагательного”.
4. Промежуточный проект “Правила написания наречий, совпадающие с правилами написания других частей речи” включает четыре урока.
Цель – обсудить условия написания наречий, совпадающие с условиями написания других частей речи:1) не в наречиях на о, е; 2) буквы о, е на конце наречий после шипящих; 3) н, нн в суффиксах наречий на о, е; 4) приставки не и ни в отрицательных наречиях; 5) дефис в неопределённых наречиях.
Продукт – схемы, инструкции, алгоритмы на правила написания наречий.
5. Промежуточный проект “Что такое слова категории состояния: форма наречия или самостоятельная часть речи?” включает три урока.
Цель – сделать вывод о правомерности выделения этой группы слов в самостоятельную часть речи.
Продукт – таблица “Что такое слова категории состояния?”
6. Итоговый (рефлексивный) проект “Наречие как часть речи” включает четыре урока.
Цель – сконструировать итоговое понятие о наречии как части речи.
Продукт - итоговая модель “Наречие как часть речи”.
На каждый проект отводится 3-4 часа учебного времени, которые предусматривают следующие этапы работы:
1 урок – деление на группы; распределение обязанностей в группе: 1) спикер (организатор работы в группе), 2) теоретик (систематизирует информацию), 3) практик (создаёт письменный вариант проекта), 4) докладчик (представляет проект на презентации), 5) секретарь (оформляет проектную документацию), 6) контролёр (оценивает работу каждого в группе); поиск проблемы, постановка цели;
2 урок – анализ идей, сбор и систематизация информации, формулировка задач, консультации;
3 урок – создание чернового варианта проекта, его рецензирование (обмен вариантами проектов с товарищами по классу, понимание позиции другого, аргументированное выражения своего несогласия, должно быть оценено и умение эстетично выполнить работу);
4 урок – презентация проектов докладчиками, коллективная оценка результатов. Возможно проведение ролевой игры, когда учащиеся выбирают идеальный проект или создают новый общий, выбирая группу, в которой есть представитель каждой. Возможна и доработка проекта с учётом его неточностей.
Каковы критерии оценки? Обычная пятибалльная оценка здесь не подходит. Возможно применение рейтинговой оценки. Каждому учащемуся выдается оценочный бланк [19], который заполняется самим учащимся, товарищем по группе (контролёром) и учителем. Полученную сумму баллов, естественно, следует разделить на три для снятия субъективности в получаемых оценках. Оценивается процесс проектирования, содержание конечного продукта, его оформление, защита, а также каждый ученик получает возможность высказать своё отношение к проектному обучению.
Оценивание ученика происходит дважды: на входе (начало работы) и на выходе (её окончание) – по 3 уровням (1-й уровень – 5 баллов, 2-й уровень – 10 баллов, 3-й уровень – 20 баллов). Показатели уровней освоения того или иного способа проектной деятельности приведены в таблице.
5 баллов | 10 баллов | 20 баллов | |
Постановка проблемы | Ученик подтвердил понимание
проблемы, сформулированной учителем |
Ученик описал существующую ситуацию и указал свои намерения при работе над проектом | Ученик проанализировал реальную ситуацию и назвал противоречие между идеальной и реальной ситуацией; таким образом он сделал первый шаг к самостоятельной формулировке проблемы |
Постановка цели, задач | Ученик с помощью учителя сформулировал задачи, соответствующие цели проекта, поставленной учителем | Ученик сформулировал задачи, адекватные цели проекта, определенной совместно с учителем. В предложенном списке могут быть упущены 1-2 задачи | Ученик сформулировал цель проекта на основании проблемы, предложил задачи, решение которых связано с продвижением к цели |
Планирование | После завершения проекта ученик рассказал, что было сделано в ходе работы над проектом, описал полученный продукт | Ученик самостоятельно выстроил план действий, на этапе планирования описал продукт, который предполагал получить | Ученик указал время, необходимое для выполнения действий по плану, описал характеристики продукта, способ его использования, предложил точки контроля |
Оценка результата | Ученик предельно просто высказал своё отношение к полученному продукту: нравится – не нравится, хорошо - плохо | Ученик оценил полученный продукт в соответствии с заранее заданными учителем критериями. Назвал трудности, с которыми он столкнулся в работе. | Ученик предложил группу критериев, исчерпывающих основные свойства продукта. Назвал причины успехов и неудач в работе над проектом |
Работа с информацией | Ученик продемонстрировал владение информацией из указанного учителем источника, воспроизвёл примеры, аргументацию, выводы | Ученик указал, какая информация необходима ему для работы над проектом. интерпретировал полученную информацию в содержании проекта, предложил свою идею, сделал выводы | Ученик самостоятельно назвал виды источников из которых он планирует получить информацию, рекомендованную учителем. Зафиксировал информацию, полученную из разных источников, указал сведения, противоречащие друг другу, сделал выводы, привёл аргументы |
Работа в группе | Ученики высказывали свои идеи или своё отношение к идеям других членов группы, если их к этому стимулировал учитель | Ученики высказывали идеи, подготовленные заранее, в основном самостоятельно следовали процедуре обсуждения | Ученики самостоятельно договорились о правилах и вопросах для обсуждения, задавали вопросы на уточнение идей друг друга |
Содержание конечного продукта, его оформление | Ученик, излагая полученную информацию, соблюдает нормы оформления текста, заданные образцом: воплощение цели и задач проекта в его содержании, эстетичное оформление работы | Нарастание баллов связано с усложнением темы изложения, качество оформления (преобладание схем, таблиц, моделей, лингвистических рисунков над словесными формулировками, наличие эпиграфа, использование цвета) | Ученик проявлял самостоятельность, оригинальность в раскрытии темы и оформлении конечного продукта |
Качество уклада | Ученик выстроил свою речь в
соответствии с формой подачи материала, заданной
образцом: в начале сообщение цели и задач
проекта, затем комментарий их воплощения по мере
значимости в содержании проекта, не забыть в
конце доклада сделать вывод. Ученик повторил нужный фрагмент своего выступления в ответ на уточняющий вопрос |
Ученик использовал в речи паузы,
интонирование для выделения смысловых блоков
своего выступления, а также слова: во – первых, во
– вторых, итак и тому подобное, соблюдает
регламент работы. В ответ на вопрос, заданный на понимание, дал объяснения или дополнительную информацию |
Ученик использовал невербальные
средства общения, был готов работать с
перегрузкой, доброжелателен и готов к дискуссии,
стремился достигнуть высоких результатов На вопрос отвечал по существу. Если вопрос задан не по теме выступления, вежливо сообщал об этом спрашивающему |
Итоговая оценка выглядит следующим образом:
155-200 баллов – высокий уровень сформированности способов проектной деятельности – “5” (“отлично”);
100-154 балла – средний уровень – “ 4” (“хорошо”);
менее 100 баллов – низкий уровень – “3” (“ удовлетворительно”);
менее 50 баллов – очень низкий уровень – “2” (“неудовлетворительно”).
Рекомендуется разъяснять учащимся критерии оценки их проектной деятельности, давать оценку продвижения учащихся, отмечать основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности.
Если в результате выполнения проекта ученик получил “2”, то это чрезвычайное происшествие. Повторять проектирование невозможно из-за отсутствия времени, а оставлять пробел недопустимо. Итоговый проект можно и нужно предложить переделать или доделать. Промежуточный проект можно заменить зачётом по теме проекта. Избежать таких последствий можно, если в ходе проектирования проводить дополнительные консультации вне учебного времени, когда любой желающий может присутствовать и слушать. “Внепроектные интервалы в учебной деятельности также целесообразно заполнять домашним заданием”.[3]
Предметом оценки являются также результаты наблюдений учителя за презентацией продукта, за работой учащихся в группе и консультации.
Таким образом, хочется ещё раз подчеркнуть, что для успешного выполнения проект нуждается в тщательном структурировании:
- Начинать следует с определения его темы, цели, типа, времени проведения, количества и возраста участников.
- Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем исследования на основе анализа имеющегося материала.
- Следует строго распределить время по этапам работы, наполнить их проблемным содержанием, исследовательскими методами и групповыми формами работы.
- Важно определить критерии оценки.