Урок русского языка на тему "Слитное и раздельное написание не- и ни- в отрицательных местоимениях

Разделы: Русский язык


Цели урока.                                                                                         

Учебные

  • повторить разряды местоимений, которые уже изучены;
  • вспомнить правила правописания неопределённых местоимений;
  • познакомить учащихся с правописанием приставок -не и -ни в  отрицательных местоимениях;
  • закрепить правила правописания данных приставок в ходе выполнения упражнений.    (Слайд 2)

Развивающие: развитие речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, уважения к собеседнику,
  • воспитание интереса к русскому языку.

Тип урока: комбинированный (повторение изученного и сообщение новых сведений).

Оформление: мультимедийное сопровождение по изучаемой теме.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Словарная работа

Вставить пропущенные буквы, расставить ударение.

З…главие, подз…головок, ко(л,лл)екция, центн…р, г…раж, к…лометр, ба(с,сс)ейн, оди(н,нн)адцать, экз…мпляр, арм…тура, профе(с,сс)ия, к…пировать.

3.Повторение.

На предыдущих уроках мы с вами начали работу с ещё одной частью речи – местоимением. Давайте вспомним их по именам.
(ученики называют разряды местоимений). (Слайд 3)

Указать начальную форму местоимений и их разряд.
Участвовать с ними (они - личное).
Восхищаться им (он - личное).
Становиться самим собой (сам – определительное, себя –  возвратное).
Чей это след? (чей – вопросительное, это – указательное).
Изменить мнение о ней (она – личное).
О своих друзьях (свой – притяжательное).
Думать о ком-нибудь (кто-нибудь – неопределённое).  (Слайд 4)         

- Какие разряды местоимений вы не назвали?
(отрицательные, относительные).

- Расскажите о правописании неопределённых местоимений.
(ученики рассказывают о правописании дефиса в неопределённых местоимениях).

Записать неопределённые местоимения, определить их падеж.   

С кем-нибудь посоветуйся, встретишь кого-нибудь, приобрести кое-какие книги, спросишь у кого-нибудь, мечтал о чём-то, какие-то люди, предложить кому-нибудь, подготовить кое-что, рассердиться из-за чего-то.

4.Новая тема.

Сегодня мы поговорим о правописании отрицательных местоимений. Они образуются от вопросительных местоимений при помощи приставок -не и -ни.      

Кто – никто,    кого – никого,   что – ничто,  
кого – некого,   чем – нечем. (Слайд 5)

- Какую закономерность в написании приставок вы заметили?
(ученики скажут о том, что приставка -ни- безударная, а -не- находится под ударением).

Есть в правописании отрицательных местоимений ещё одна особенность:

никого – ни  у  кого
никому – ни  к  кому
некем – не  с  кем (Слайд 6)

- Кто догадался, о чём идёт речь?

            Итак, сделаем вывод: если приставки -не- и -ни- отделяются от местоимения предлогом, то они пишутся раздельно.   

Что вы узнали о правописании отрицательных местоимений?

А теперь выполним упражнения, которые помогут нам закрепить полученные сведения о правописании приставок -не- и -ни-.

5.Тренировочные упражнения.

Записать словосочетания, обозначить изученную орфограмму.

Никакого впечатления, некого пригласить, ничем не интересуется, явился ни с чем, ни о чём не беспокоился, никого не узнавал, нечего раздражаться, никто не подвергался опасности, ни у кого не вызывал восхищения, не боялся никаких препятствий.

Из записанных слов составить отрицательные местоимения, обозначить орфограмму.

Не, кого, у;   ни, кого, у;   кто, ни;   не, кем, с;   не, чем;  ни, чем, с;   ни, чем;   ни, кому, к;   не, чему, к;   ни, чем, о;   о, не, чем;   перед, ни, чем;   чего, не, с.  
(Слайд 7)

Подберите к глаголам подходящие по смыслу отрицательные местоимения, обозначьте орфограмму.

Посоветоваться……….,  не испугался………..,  не догадался………..,  рассчитывать…………..,  не радовался………..,  встречать было………,  я не говорил…………,  разговаривать было………..,  не встретил..........  (Слайд 8)

6.Подведение итогов урока.

- О чём мы с вами сегодня вели разговор на уроке?
- Что вы узнали о правописании отрицательных местоимений? 

7.Задание на дом: п.74, упр.425, 427.            

Примечание. Если останется время, можно предложить классу шуточные вопросы:

Какие два местоимения мешают ездить по дорогам? (я – мы)
Какие три местоимения самые чистые? (вы – мы – ты)
Какое местоимение требует чистоты?  (мой).