Цели:
- систематизация и закрепление знаний о причастии;
- развитие речи учащихся, отработка навыка правильного использования причастий и причастных оборотов в речи;
- активизация познавательной деятельности, воспитание интереса к языку;
- использование тренажёров.
Оборудование: лингвистические словари, таблицы, тесты; картины известных художников «Зимние этюды»; выставка книг К.Паустовского, В.Тендрякова, В.Бианки.
План проведения урока
I. Организационный момент
II. Практическая часть урока
1.Устная разминка для класса.
2.Разноуровневые словарные тесты.
3.Работа с учебником. Упражнение 149.
4.Выполнение тренажёрных заданий на компьютере.
5. Работа по развитию речи:
а) конструирование предложений,
б) устранение речевых ошибок.
6. Турнир для любознательных.
7. - Н - и – НН - в суффиксах прилагательных и причастий.
8. Обобщение знаний о роли полных и кратких причастий как членов предложения.
9. Стили речи.
III. Развитие речи. Описание природы Роль причастий в тексте
IV. Итоги урока
V. Домашнее задание: сочинение «Зимний день».
Урок проводится в кабинете информатики. Класс разделён на группы, в каждой работают консультанты, контроль осуществляют учитель и консультанты.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Запись темы урока и эпиграфа.
Не умеющий ходить портит дорогу,
Не умеющий говорить портит речь.
(Пословица).
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, дорогие мои друзья! Сегодня мы прощаемся с причастием. Но прежде чем это произойдёт, вы продемонстрируете знания, которые получили на предыдущих уроках. Поработаем с учебником и на компьютере, составим интересные предложения и покажем своё умение говорить правильно и красиво. Недаром говорят, что человек, «не умеющий говорить портит речь».
II. Практическая часть урока
1. Устная разминка для класса
- Что называется причастием? Какие вы знаете причастия? Приведите примеры.
- Какова синтаксическая роль причастий? Приведите примеры.
- В каких стилях речи уместно активное употребление причастий? /В книжном стиле, в художественной литературе, поэзии/.
- Какова роль причастного оборота в предложении? Приведите примеры.
Работа у доски. Трое учеников выполняют следующие задания:
- Написать и объяснить на примерах, какие подарки (признаки) глагола имеет причастие.
- Написать и объяснить на примерах, какие подарки (признаки) прилагательного имеет причастие.
- Рассказать о правописании НЕ с причастиями. Приведите примеры.
Во время выполнения этого задания несколько учащихся работают на компьютере над таким же заданием (в электронном виде).
2. Разноуровневые словарные тесты
Выполнение словарных тестов.
Индивидуальная работа для слабых учащихся
Вариант № 1.
1. Какие словосочетания содержат действительные причастия?
а) крашеный пол; б) раздающийся вдали; в) развешанное бельё; г) остуженный чай; д) дремлющий у телевизора.
2. Какие словосочетания содержат страдательные причастия?
а) скрипящий звук; б) колющее оружие; в) выбираемый вариант; г) вручаемый конверт; д) пишущий письмо.
3. Какие предложения содержат страдательные причастия?
а) Я перепробовал все существующие способы борьбы с болезнью.
б) Приводимые факты нуждаются в проверке.
в) Деревья, волнуемые ветром, словно о чём-то шептались.
г) Развеваемые ветром семена унесло далеко от родного дерева.
д) Неутихающая боль не давала покоя.
Вариант № 2.
1. Укажите действительные причастия настоящего времени:
а) сломленный; б) видимый; в) зависящий; г) мгновенный.
2. Укажите страдательное причастия прошедшего времени:
а) испуганный; б) решаемый; в) медленный; г) составленный.
3. Укажите страдательное причастие настоящего времени:
а) вымытый; б) нависавший; в) стремительный; г) сажающий.
4. Укажите отглагольное прилагательное:
а) распоротый; б) колотый; в) тративший; г) летящий.
5. Отметьте слова, в которых пишется –Н-
а) решё…ый; б) нехоже…ый; В) купле…ый; г) ветре…ый.
6. Отметьте слова, в которых пишется – НН-
а) построе…ый; б) оловя…ый; в) белё…ый известью; г) закопчё…ый.
Индивидуальная работа для сильных учащихся
Вариант № 1.
1. Вставить пропущенные буквы, открыть скобки в словосочетаниях.
Дремл…щий великан, туман расстила…щийся над рекой, стро…щая школу бригада, из отта…вшей земли, услыш…(н, нн)ый шорох, та…щий снег, подстрел…(н, нн)ый заяц, вид…мая на небе звезда, (не)распустившийся цветок, (не)кош…(н, нн)ая фермером трава, рожь (не)сжата, ране(н, нн)ый боец, (не)провере(н, нн)ая учителем работа, вяза(н, нн)ый свитер, масля(н, нн)ые краски, рассе…(н, нн)ый свет.
Выполнение тренажёрных заданий на компьютере «Правописание НЕ с причастиями».
Вариант № 2.
Вставить пропущенные буквы, найти «3-й лишний», подчеркнуть.
а) балова…ый ребёнок, плавле…ый сырок, нечая…ая встреча,
б) варё…ый картофель, печё…ое в духовке яблоко, излома…ая линия,
в) краше…ая шерсть, вяза…ая кофточка, ране…ый в ногу.
3. Работа с учебником
Выполнение упражнения 149.Текст из произведения А.П.Чехова (художественный стиль, тип речи – описание).
У доски по цепочке выполняется работа. Задание: определите падежные окончания причастий, выделите суффиксы и окончания:
рванувш…ся в глубину омута рыба,
онемевш… от холода пальцы,
между позолоченн… осенью берегами,
окрашенн… розовой дымкой лес,
управляем… сильными руками лодка,
после прошедш… дождя
4. Выполнение тренажёрных заданий на компьютере «Выделение причастного оборота» (в электронном виде).
5. Работа по развитию речи
а) конструирование предложений.
Задание: замените один из глаголов - сказуемых с зависимыми словами причастным оборотом.
Снежные поля и ледяные массы (покрывать) склоны холмов и вершин ослепительно сверкают под лучами солнца.
Поднимается солнце (заливать) всё золотым сиянием.
Снег окрашивается в зелёные цвета (превращаться) в фиолетовые, розовые, огненно – красные.
б) устранение речевых ошибок.
Выглянувшее солнце из-за тучи осветило лес.
Деревья, колеблющие ветром, тихо шелестели.
В лесу дрожали от холода берёзы, осыпавшие сусальной позолотой.
6. Турнир для любознательных
Выполняется по рядам на доске и в тетрадях.
Задание для 1-ой группы: найти словосочетания «прич.+ сущ. (гл. слово)»:
а) усеянная листвой,
б) заходящее солнце,
в) убегающая от дождя,
г) с бьющимся сердцем.
Задание для 2-ой группы: найти словосочетания «прич. (гл. слово) + сущ.»:
а) растаявшие льдины,
б) раскинувшаяся долина,
в) плескавшиеся у берега,
г) раскинувшийся на берегу.
Задание для 3-ей группы: найти словосочетание «прич. + сущ. (гл. слово)»:
а) виднеющиеся из-за камыша,
б) раскинувшийся над горячим небом,
в) бледнеющая луна,
г) в поблекшем небе.
7. – Н- или – НН- ?
Объясните правописание суффиксов причастий и прилагательных.
а) ране…ый пулей
зажжё…ое молнией
закопчё… ый потолок
б) закалё… ый в бою
выпече… ый хлеб
замороже… ое мясо
в) сплетё… ая корзина
вымоще….ая улица
нагруже… ый вагон
а) ране…ый боец
жжё… ый кофе
копчё… ая колбаса
б) калё… ые орехи
печё… ый картофель
мороже… ая рыба
в) плетё… ая сумка
мощё… ая улица
гружё… ый вагон.
8. Обобщение знаний о роли полных и кратких причастий как членов предложения
- Какие две формы имеют страдательные причастия прошедшего времени?
- Какими членами предложения бывают полные и краткие причастия? Какими - краткие?
- Как изменяются полные причастия? Как - краткие?
9. Стили речи
– К какому стилю речи относятся данные словосочетания? Составьте с одним из них предложение с причастным оборотом.
а. Озарённые утренним солнцем, приютившиеся на склонах гор; давно небритое лицо, сгорбленная спина; проезжий, окутанный шалью. (Художественный стиль)
- Дополнительный вопрос: «Узнай портрет героя» (Самсон Вырин и Минский из повести
«Станционный смотритель»).
б. Выделенная на строительство ссуда, удостоверяющий личность документ, привлекаемый к ответственности. (Официально-деловой стиль).
в. Укоренившиеся саженцы, опыляющихся растений, очищенные семена./Научный стиль/.
III. Развитие речи
Описание природы. Роль причастий в речи.
Задание: назовите в данном тексте причастия, произведите морфологический разбор причастий.
Красив лес в снегу! Жалкий кустик, в своём обычном виде похожий на растрёпанный веник, напоминает тут с силой вырвавшийся из-под запорошенной земли взрыв. Куча полусгнившего хвороста, загромоздившая крошечную полянку, похожа на перепутанное кружево, сплетённое рукою великана. Пень выглядывает из-под тучной чалмы. Еловые лапы, если приглядеться, прямо в глаза строят немые снежные рожи. Всё необычно, с роскошью до безрассудства, с излишеством через край… (В.Тендряков).
IV. Итоги урока
Слово учителя и консультантов, работавших с группами/рядами/. Коллективное участие в обобщении изученного материала – важная составляющая урока, которая способствует здоровому духу соревнования и вырабатывает навыки публичных выступлений.
Ребята выражают желание чаще проводить подобные уроки.
V. Домашнее задание
Напишите сочинение на тему « Зимний день».
Литература
1. Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку.- М.: Просвещение, 2000.
2. Бушуева М.М. Русский язык. Орфография.- М., 1998.
3. Зданкевич В.Г. Пособие по русскому языку. – М.: Просвещение, 1998.