Цели:
- Повторение и закрепление знаний о правописании гласных о и е после шипящих в суффиксах существительных. Знать орфограмму «о и е после шипящих в суффиксах существительных».
- Уметь определять условия выбора гласных о - е после шипящих в суффиксах существительных; конструировать словосочетания и предложения; образовывать новые слова; находить и исправлять орфографические ошибки, связанные с неправильным написанием (т.е. развивать орфографическую зоркость).
- Развивать интерес к слову.
Тип урока: закрепление
Оборудование: презентация в PowerPoint (см. Приложение 1), листочки с текстами, с программированным диктантом.
Ход урока
1. Оргмомент
Вступительное слово учителя. Психологическая подготовка учащихся, создание проблемной ситуации.
- Здравствуйте, ребята! Послушайте загадку:
Начался учебный год,
Часики затикали,
А меня вопрос гнетёт
Скоро ли …? (каникулы)
Наверное, нет на свете школьника, который бы не любил каникулы. А вот происхождение этого слова знают далеко не все. Представляете, вначале оно означало совсем иное.
«Каникулой» называлась у древних римлян самая яркая звезда в одном из созвездий, которая появлялась в конце июля и знаменовала собой наступление самого жаркого времени года. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Вы, наверное, подумали, какая же связь между моим рассказом и темой нашего урока «Гласные о и е после шипящих в суффиксах существительных»? На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока. А сейчас давайте откроем тетради и запишем тему.
2. Запись темы, постановка целей урока
Ребята, вы любите зимние каникулы? Чем вы занимаетесь в это время? Как изменяется природа зимой? А вот у Саши иные впечатления (кстати, он ваш одноклассник). Давайте с ними познакомимся.
3. Работа с текстом
В первый день зимних каникул выпал пушистый снег. Я решил посмотреть, как волшебно преобразилась природа.
Потемневший за осень луг покрыт великолепным белым ковром. Метелица посеребрила прическу сосны. Её макушку теперь украшает маленькая снежная шапка.
Белка на ветке с хрустом грызёт орех. Вот заяц сел на пень и испуганно смотрит по сторонам.
Как изменилась природа зимой!
1). Выразительное чтение учащимся.
2). Проанализируйте текст и сделайте вывод, какова тема и основная мысль.
3). Озаглавьте данный текст.
4).К какому типу речи относится текст?
5). Внимательно прочитайте ещё раз текст и попытайтесь заменить выделенные имена существительные однокоренными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
6). Объясните условия выбора букв о, е в суффиксах существительных (в тетрадях у учащихся появляется запись: снежок, лужок, шапчонка бельчонка, орешек, зайчонок, пенёчек).
7). Вывод.
4. Физминутка
- Молодцы, ребята! Вы хорошо поработали. А теперь давайте устроим каникулы прямо сейчас на уроке. Предлагаю минуту отдыха. Сядьте поудобнее, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза, расслабьтесь, представьте, что мы отправляемся в космос. Вот мы полетели. (Музыка) Изображайте, ребята, как вы летите. Как чувствует себя человек в космосе, что происходит с его телом.
- А теперь откройте глаза, посмотрите на это безграничное небо. Именно на этом небе мы с вами и найдём разгадку слова каникулы.
5. Игра «Кто напрасно бежит за девчонкой?»
Задание: проанализируйте каждый набор слов и сделайте вывод, кто из бегущих не знает правил (т.е. найдите ошибки в написании слов, исправьте и объясните).
1) Дружок |
2) Девчонка |
3) Одежёнка |
ручонка |
пирожок |
речёнка |
медвежонок |
мешочек |
кружок |
ельничок |
бережок |
шажок |
червячок |
щелчок |
собачёнка |
(Произвести морфемный разбор слова собачонка)
Составим со словом собачонка словосочетание и произведём его разбор (словосочетание: маленькая собачонка).
А теперь подберите к этому словосочетанию лексический антоним (Большой пёс). Ребята, в этом созвездии и таится разгадка слова каникулы. Именно там, в созвездии Большого Пса, и находится звезда Каникула, о которой я вам рассказывала в начале урока, а слово каникулы в буквальном переводе с латинского языка означает «собачонка». Неправда ли, как богат русский язык, какие тайны он нам раскрывает.
6. Программированный диктант «Проверяю себя»
1. Длинный языч…к
2. Детский стиш…к
3. Душистый горош…к
4. Белый воротнич…к
5. Золотой петуш…к
6. Последний кусоч…к
7. Чистый роднич…к
8. Желтый колпач…к
9. Новый замоч…к
10. Серый комоч…к
11. Тихий звоноч…к
12. Маленький пастуш…к
13. Потайной ящич…к
14. Детский чулоч…к
15. Маленький верблюжон…к
№ слова |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Вариант ответа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Проверьте себя сами и оцените свою работу. Поставьте оценку на полях.
7. Подведение итогов урока
- Ребята, что нового сегодня вы узнали?
- Что понравилось на уроке?
- Какое правило вы повторили?
- Из какого языка пришло слово каникулы?
8. Домашнее задание
1). Выпишите 10 слов на данную орфограмму из любимого произведения.
2). Составьте словарный диктант из 10-15 слов на данную орфограмму.
*3). Найдите древнегреческий миф об одном из самых известных созвездий, название которого также имеет отношение к теме урока.
10. Рефлексия
Ребята, вот теперь я убедилась окончательно, какие вы любознательные и активные. Если вам понравился урок, то, выходя из класса, прикрепите звёздочки на звёздное небо, которое вы видите на доске.
Спасибо вам.