Цели урока:
- знакомство с главным членом предложения - подлежащим;
- отработка умения находить подлежащее в предложении.
Форма работы - групповая.
Ход урока
1. Интрига урока.
Сегодня на уроке нам предстоит заглянуть в не совсем обычный театр - театр русского языка.
Но для начала я предлагаю взглянуть на доску и попробовать догадаться, какое слово здесь спрятано (на доске зашифровано слово грамматика).
(на доске висят три подсказки в конвертах, каждый раз учитель выбирает одного из учеников, который вскрывает подсказку).
Подсказка первая. Это строй языка, система наиболее общих закономерностей употребления его значимых единиц - слов и предложений. Не догадались? Ну, а что это за понятие и как оно относится к нашему занятию вы узнаете в конце урока.
А тема нашего сегодняшнего урока: "Главные члены предложения. Подлежащее"
2. Повторение ранее изученного материала.
Вы не раз слышали фразу, что театр начинается с вешалки или с гардероба, где вы за ваши вещи получаете номерки. Сейчас вам тоже предстоит получить номерки, но не за вещи, а за знания. Ваша задача - закончить мои высказывания (учащиеся отвечают, получают номерки и рассаживаются по группам; каждое место в классе пронумеровано; вопросов должно быть столько, сколько учащихся на уроке):
- Простое предложение - это предложение, в котором:
- Главными членами предложения являются :
- Подлежащее и сказуемое составляют :
- Распространенное предложение - это предложение, в котором:
- Предложение, в котором есть только главные члены предложения, называется :
- Предложение, в котором две и более грамматических основы, называется :
- По эмоциональной окраске предложения делятся на :
- Побудительные предложения - это предложения, в которых :
- Вопросительные предложения - это предложения, в которых :
У некоторых из вас есть счастливые номерки (трое учащихся получают "счастливые" номерки), и я приглашаю вас выйти сюда. А счастливые эти номерки потому, что вы получили письмо от режиссера нашего театра, а имя этого режиссера, как ни странно, вы видите на доске (возвращение к интриге).
Трое учащихся занимают специальные места и выполняют задания в конвертах.
3 письма:
Главный режиссер театра "Русский язык" обращается к вам с просьбой еще раз объяснить посетителям театра несколько важных лингвистических понятий и привести примеры:
1. Односоставные и двусоставные предложения
2. Распространенные и нераспространенные предложения
3. Простые и сложные предложения
Все вы неоднократно ходили в театр. И у всех вас театр вызывает самые разные впечатления и эмоции. Ваша задача сейчас рассказать о походе в театр в 5 предложениях:
1 группа - восклицательные предложения
2 группа - нераспространенные предложения
3 группа - сложные предложения
Возвращение к интриге.
Ну как, догадались, какое понятие скрыто на доске и как все-таки зовут режиссера театра?
(выбрать кого-то одного, кто лучше отвечал, и он выбирает подсказку)
Область языкознания представлена двумя дисциплинами - морфологией и синтаксисом.
Знакомство с новым материалом.
А сейчас я предлагаю вам посетить репетицию в театре, где происходит обсуждение пьесы "Это непростое простое предложение". Здесь идет разговор о том, какой из главных членов предложения главнее? Существуют разные точки зрения, но обычно именно подлежащее характеризуют как грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет речи, который управляет другим главным членом предложения сказуемым. Как же выражается в предложении предмет речи? Какие части речи могут играть эту роль?
Давайте познакомимся с актерами, которые мечтают сыграть главную роль - роль подлежащего (на доске висят актеры - карточки с названиями частей речи).
Режиссер взял слово: чтобы определить исполнителя роли, надо знать ее особенности. Первый претендент на эту роль - имя существительное (заполняется таблица, учащиеся подбирают примеры), так как существительное называет предмет в широком смысле слова. Главное условие роли - именительный падеж.
Тут в разговор вмешалось местоимение, которое тоже попросило назначить его основным исполнителем главной роли, так как если существительное называет предмет, то местоимение указывает на него.
Но режиссер продолжал свою речь. Он назначил дублеров: прилагательное, числительное, наречие, глагол (инфинитив), причастие. Таких случаев немного, но в хорошем спектакле даже эпизодическая роль должна быть сыграна отлично.
Немного подумав, режиссер продолжил свою речь: следует иметь в виду, что иногда для исполнения главной роли понадобятся не слова, а словосочетания.
Был объявлен перерыв, прежде чем выбирали актеров на роль сказуемого.
Способ выражения подлежащего | Пример |
Существительное в именительном падеже | Солнце перед самым закатом вышло из-за серых туч. |
Местоимение в именительном падеже | Со школьных лет я чувствовал красоту языка. |
Прилагательное | Стойкий всегда побеждает. |
Наречие | Сегодня не похоже на вчера. |
Числительное | Одиннадцать - нечетное число. |
Причастие | Провожающие стояли у вагона. |
Глагол (инфинитив) | Встретить друга - большая радость. |
Словосочетание | Вечером мы с братом будем заливать каток. |
Вывод: в роли подлежащего могут встречаться практически все части речи русского языка.
Возвращение к интриге.
(вторая подсказка в конверте). Обобщающий научный труд, содержащий полное системное описание строя данного языка. Помимо разделов по морфологии и синтаксису, обычно включает сведения по фонетике и словообразованию.
Действенное закрепление.
Задания для групп:
1. Каждой группе предлагаются тексты, в которых нужно выделить подлежащие. Сделать вывод: какая часть речи чаще всего выражает подлежащее? Остальные группы внимательно слушают отвечающего и представитель от группы поднимает карточки: красная - согласен, синяя - нет.
Наступило время покидать театр, а, следовательно, нужно пройти через гардероб. Задача учащихся - выделить подлежащее.
- Дежурные внимательно следили за порядком.
- Сквозь тучи пробился луч солнца.
- Вчера посадили мы дерево.
- Люблю грозу в начале мая.
- Отправился Иван-царевич на поиски своей невесты.
- Хороша была Танюша.
- Жили-были дед да баба.
- Каждый пошел в свой дом.
- Комендантша с дочерью удалились.
- Кто-то угрюмо молчал.
- Для меня жить - значит работать.
- Красота есть обещание счастья.
Разрешение интриги.
Грамматика - это правила игры, и в каждом языке они свои. Что принято в хоккее, может быть не к месту в футболе. Но одно требование является общим для всех игр (и даже для игры в театре). Если правила есть, они должны выполняться, иначе, какие это правила?
Слова без грамматики - актеры без роли. Роли в каждом представлении разные, но распределять их между актерами грамматика обязана всегда. Например, употребить русское существительное в "никаком" падеже и числе нельзя. Обязательность - первое свойство грамматики. Есть и второе свойство - в любой игре игроки должны взаимодействовать друг с другом, так и в грамматике - слова связываются друг с другом по правилам. Вот и сегодня мы с вами познакомились с взаимодействием слов друг с другом в предложении, а на следующих занятиях мы продолжим это знакомство.
Домашнее задание: написать анонс к спектаклю "Это непростое простое предложение", выделить подлежащие.