Цели:
- обобщить изученное об односоставных предложениях;
- закрепить умение различать односоставные и двусоставные предложения;
- закрепить умение определять вид односоставных предложений;
- знать об употреблении в речи односоставных предложений;
- развивать мышление, монологическую речь учащихся;
- развивать навыки самостоятельной работы учащихся;
- развивать навыки работы в группе;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: таблички с названием видов односоставных предложений; распечатанные задания группам; карточки для проверочной работы; таблица по односоставным предложениям.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. О чем говорит название?
IV. Блиц-опрос.
V. Найди предложение .
VI. Роль односоставных предложений в речи.
VII. Лингвистическое исследование. Проверочная
работа.
VIII. Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме “Односоставные предложения”; отработать умение находить односоставные предложения в тексте, определять их вид. Запишем число и тему урока в тетради.
В русском языке предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные и двусоставные. Объясните, что значит односоставные, двусоставные предложения? Как определить, односоставное ли перед вами предложение? Какие виды односоставных предложений вы знаете?
(На доску – таблички с названием односоставных предложений. Каждая группа учащихся получает свою табличку)
– У нас сегодня на уроке пять творческих групп, каждая группа представляет вид односоставного предложения.
2. О чем говорит название?
1-я группа. Определенно-личные предложения.
Название определенно-личные говорит о том, что достаточно легко определить лицо, которое совершает действие. Лицо определено, но не названо.
Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин.)
2-я группа. Неопределенно-личные предложения.
Название неопределенно-личные говорит о том, что действие производится неопределенным лицом. Деятеля определить трудно. В таких предложениях важно само действие, а не лицо, которое его производит.
…И на обломках самовластья
Напишут наши имена
(А. Пушкин.)
3-я группа. Обобщенно-личные предложения.
Название обобщенно-личные говорит о том, что действие имеет отношение ко многим людям, ко всем, к каждому.
Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (Пословица.)
4-я группа. Безличные предложения.
Название безличные говорит о том, что в таких предложениях нет и не может быть подлежащего, то есть действующего лица; действие существует независимо от действующего лица.
Умом Россию не понять, аршином общим не измерить (Ф.Тютчев.)
5 группа. Назывные предложения.
Название назывные говорит о том, что такие предложения только называют явление или предмет, но не показывают действие.
Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья (А.Фет.)
Блиц-опрос
Отвечает каждый участник творческой группы. Ответ: “да” – “нет”.
1-я группа. Определенно-личные предложения.
- Определенно-личное – двусоставное предложение?
- Главный член определенно-личного предложения в форме сказуемого 1 или 2-го лица?
- Люблю грозу в начале мая – определенно-личное предложение?
2-я группа. Неопределенно-личные предложения.
- Это односоставные предложения?
- В них можно восстановить подлежащее? Нужно ли?
- Могут ли в них быть подлежащими местоимения 1-го, 2-го лица?
3-я группа. Обобщенно-личные предложения.
- Обощенно-личное предложение указывает на то, что действие производится любым лицом, всеми?
- Обобщенно-личные предложения чаще используются в устной речи в виде пословиц?
4-я группа. Безличные предложения.
- Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?
- Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
- В предложении:
И чувства нет в твоих очах,
и правды нет в твоих речах,
и нет души в тебе
(Ф.Тютчев.)
Слово нет – сказуемое?
5-я группа. Назывные предложения.
- Может ли назывное предложение быть нераспространенным?
- Имеют только один главный член подлежащее?
3. Найди предложения
Суха теория, мой друг …
Теперь потренируемся в поиске односоставных предложений. (Текст распечатан для каждой группы).
Ночь. Тишина. Я иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: “Как прекрасен мир, посмотрите!”. Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. “Пойдем-ка домой, полуночница” – говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.
Найдите односоставные предложения, определите их вид.
4. Употребление односоставных предложений в речи
Различные виды односоставных предложений имеют определенное отношение к той или иной сфере общения. Расскажите об этом.
1-я группа. Определенно-личные предложения.
Очень часто употребляются в художественной литературе, разговорной речи. Сфера употребления обширна. Особенно часто местоимения опускаются в стихах, т.к. личное местоимение не прибавляет нового смысла, но делает текст громоздким
Пять лет пронеслось: все тоскую по Вас. (Лермонтов)
Употребление их в речи делает ее живой, непринужденной, динамичной.
2-я группа. Неопределенно-личные предложения.
Сфера употребления более узкая. Почти не встречается в научных трудах, в деловых документах, т.к. язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности. В разговорной речи употребляются, когда не хотят называть действующее лицо.
3-я группа. Обобщенно-личные предложения.
Свойственны народной речи, выражают суждение общего характера:
Смотришь – и глазам своим не веришь.
4-я группа. Безличные предложения.
Безличные предложения, обозначающие явления природы (темнеет, вечереет), состояние человека (нездоровится, меня что-то гнетет), используются преимущественно в разговорной речи.
5-я группа. Назывные предложения.
Чаще всего употребляются в художественной речи, публицистической. Находятся в начале текста, составляют цепочку, рисуют обстановку, в которой происходят события:
Какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханное поле.
Могут выражать приказ, приветствие.
Добрый день! Счастливый путь!
5. Проверочная работа
Анализ-исследование текста, распечатанного для каждого ученика.
Запах осени
Осень. В лесу пахнет влажной землей. Но главный
запах осени – грибной. Запах сырого груздя ни с
каким другими не спутаешь. Вот он-то и остановил
меня на полянке.
Внимательно просматриваю полянку. Где-то рядом
груздь. В нос ударяет чудесный запах. Я делаю шаг
вперед. Осторожно вскрываю бугорок из листьев.
– А ну, вылезай на свет. Довольно тебе прятаться.
Чуть подальше замечаю второй бугорок, третий. И
искать их нечего.
Синее небо виднеется в просветах золотых берез.
По лесу разливается запах осени.
– Определите тему текста, тип речи и стиль
текста.
– Какие типы односоставных предложений
встретились в тексте?
– Каких нет?
– “Соберите” и графически обозначьте
орфограммы.
– Сделайте синтаксический разбор предложения: “В
лесу пахнет влажной землей”.
6. Домашнее задание
Написать сочинение – миниатюру (тема свободная) с включением в него односоставных предложений.