Тема урока «Односоставные предложения. Обобщение изученного» (8-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 8


Цели:

  • обобщить изученное об односоставных предложениях;
  • закрепить умение различать односоставные и двусоставные предложения;
  • закрепить умение определять вид односоставных предложений;
  • знать об употреблении в речи односоставных предложений;
  • развивать мышление, монологическую речь учащихся;
  • развивать навыки самостоятельной работы учащихся;
  • развивать навыки работы в группе;
  • воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: таблички с названием видов односоставных предложений; распечатанные задания группам; карточки для проверочной работы; таблица по односоставным предложениям.

План урока:

I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. О чем говорит название?
IV. Блиц-опрос.
V. Найди предложение .
VI. Роль односоставных предложений в речи.
VII. Лингвистическое исследование. Проверочная работа.
VIII. Домашнее задание.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня мы должны повторить и обобщить сведения по теме “Односоставные предложения”; отработать умение находить односоставные предложения в тексте, определять их вид.  Запишем число и тему урока в тетради.

В русском языке предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные и двусоставные. Объясните, что значит односоставные, двусоставные предложения? Как определить, односоставное ли перед вами предложение? Какие виды односоставных предложений вы знаете?

(На доску – таблички с названием односоставных предложений. Каждая группа учащихся получает свою табличку)

– У нас сегодня на уроке пять творческих групп, каждая группа представляет вид односоставного предложения.

2. О чем говорит название?

1-я группа. Определенно-личные предложения.

Название определенно-личные говорит о том, что достаточно легко определить лицо, которое совершает действие. Лицо определено, но не названо.

Приветствую тебя, пустынный уголок. (А. Пушкин.)

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

Название неопределенно-личные говорит о том, что действие производится неопределенным лицом. Деятеля определить трудно. В таких предложениях важно само действие, а не лицо, которое его производит.

…И на обломках самовластья
Напишут наши имена
                            (А. Пушкин.)

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

Название обобщенно-личные говорит о том, что действие имеет отношение ко многим людям, ко всем, к каждому.

Коня на вожжах удержишь, а слово с языка не воротишь (Пословица.)

4-я группа. Безличные предложения.

Название безличные говорит о том, что в таких предложениях нет и не может быть подлежащего, то есть действующего лица; действие существует независимо от действующего лица.

Умом Россию не понять, аршином общим не измерить (Ф.Тютчев.)

5 группа. Назывные предложения.

Название назывные говорит о том, что такие предложения только называют явление или предмет, но не показывают действие.

Шепот, робкое дыханье, трели соловья, серебро и колыханье сонного ручья (А.Фет.)

Блиц-опрос

Отвечает каждый участник творческой группы. Ответ: “да” – “нет”.

1-я группа. Определенно-личные предложения.

  1. Определенно-личное – двусоставное предложение?
  2. Главный член определенно-личного предложения в форме сказуемого 1 или 2-го лица?
  3. Люблю грозу в начале мая – определенно-личное предложение?

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

  1. Это односоставные предложения?
  2. В них можно восстановить подлежащее? Нужно ли?
  3. Могут ли в них быть подлежащими местоимения 1-го, 2-го лица?

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

  1. Обощенно-личное предложение указывает на то, что действие производится любым лицом, всеми?
  2. Обобщенно-личные предложения чаще используются в устной речи в виде пословиц?

4-я группа. Безличные предложения.

  1. Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения?
  2. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении?
  3. В предложении:

И чувства нет в твоих очах,
и правды нет в твоих речах,
и нет души в тебе
                            (Ф.Тютчев.)

Слово нет – сказуемое?

5-я группа. Назывные предложения.

  1. Может ли назывное предложение быть нераспространенным?
  2. Имеют только один главный член подлежащее?

3. Найди предложения

Суха теория, мой друг …

Теперь потренируемся в поиске односоставных предложений. (Текст распечатан для каждой группы).

Ночь. Тишина. Я иду по лунной дорожке. Мне хочется петь вместе с соловьем, хочется сказать кому-нибудь: “Как прекрасен мир, посмотрите!”. Но вокруг никого не видно. Продолжаю свой путь. Слышу чьи-то шаги. Удивляюсь, когда вижу маму. “Пойдем-ка домой, полуночница” – говорит она мне. Идем домой. Засыпаю с улыбкой.

Найдите односоставные предложения, определите их вид.

4. Употребление односоставных предложений в речи

Различные виды односоставных предложений имеют определенное отношение к той или иной сфере общения. Расскажите об этом.

1-я группа. Определенно-личные предложения.

Очень часто употребляются в художественной литературе, разговорной речи. Сфера употребления обширна. Особенно часто местоимения опускаются в стихах, т.к. личное местоимение не прибавляет нового смысла, но делает текст громоздким

Пять лет пронеслось: все тоскую по Вас. (Лермонтов)

Употребление их в речи делает ее живой, непринужденной, динамичной.

2-я группа. Неопределенно-личные предложения.

Сфера употребления более узкая. Почти не встречается в научных трудах, в деловых документах, т.к. язык научных произведений, деловых бумаг не терпит никакой неясности. В разговорной речи употребляются, когда не хотят называть действующее лицо.

3-я группа. Обобщенно-личные предложения.

Свойственны народной речи, выражают суждение общего характера:

Смотришь – и глазам своим не веришь.

4-я группа. Безличные предложения.

Безличные предложения, обозначающие явления природы (темнеет, вечереет), состояние человека (нездоровится, меня что-то гнетет), используются преимущественно в разговорной речи.

5-я группа. Назывные предложения.

Чаще всего употребляются в художественной речи, публицистической. Находятся в начале текста, составляют цепочку, рисуют обстановку, в которой происходят события:

Какой вид! Круглые, низкие холмы, распаханное поле.

Могут выражать приказ, приветствие.

Добрый день! Счастливый путь!

5. Проверочная работа

Анализ-исследование текста, распечатанного для каждого ученика.

Запах осени

Осень. В лесу пахнет влажной землей. Но главный запах осени – грибной. Запах сырого груздя ни с каким другими не спутаешь. Вот он-то и остановил меня на полянке.
Внимательно просматриваю полянку. Где-то рядом груздь. В нос ударяет чудесный запах. Я делаю шаг вперед. Осторожно вскрываю бугорок из листьев.
– А ну, вылезай на свет. Довольно тебе прятаться. Чуть подальше замечаю второй бугорок, третий. И искать их нечего.
Синее небо виднеется в просветах золотых берез. По лесу разливается запах осени.

– Определите тему текста, тип речи и стиль текста.
– Какие типы односоставных предложений встретились в тексте?
– Каких нет?
– “Соберите” и графически обозначьте орфограммы.
– Сделайте синтаксический разбор предложения: “В лесу пахнет влажной землей”.

6. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру (тема свободная) с включением в него односоставных предложений.