Коррекционные задачи:
Оборудование: дом, ключ разделённый на части, картинный материал, звуковые схемы слов, схемы предложений, слоговая таблица, напечатанные слова, маркерные доски, карандаши, тетради, бросовый материал (пластилин, шнурки, бусинки, бархатная бумага, доска с силовыми кнопками, резиночки, разноцветные магниты), мягкая игрушка – чебурашка, коробка с сюрпризом).
Орг. момент. Ребята, посмотрите, перед нами дом с закрытыми окнами. (Приложение 1)
Давайте откроем окна и узнаем, кто живёт в этом доме. (Дети по очереди открывают сначала верхнее левое окно, затем нижнее правое и т.д.)
Герои какой сказки живут в этом доме? (Крокодил Гена и его друзья)
Какого героя не хватает? (Чебурашки)
Чебурашка хотел сегодня придти к нам в гости, чтобы получить новые знания, лучше подготовиться к школе, а старуха Шапокляк со своей крыской Лариской узнала об этом, обманом заманила Чебурашку в подвал, закрыла на замок, а ключ разломала на части. Ведь, Шапокляк очень не любит, когда кто-то чему-то учится. Она считает, что получать новые знания — это пустая трата времени! Кстати, старуха Шапокляк уже побывала здесь до нас. Она оставила нам сломанный ключ и задания, и просила передать, что если мы хотим освободить Чебурашку, мы должны собрать ключ и выполнить все её задания, которые она приготовила для каждой сломанной части ключа. Давайте поможем освободить Чебурашку и доказать старухе Шапокляк, что знания - это сила! Но для этого нам нужно применить все свои знания, собрать весь ключ и ничего не бояться, только тогда мы сможем освободить Чебурашку! Вы согласны?
1-е
заданиеПроизнесите звуки [c]–[ш] по схеме, где стрелки указывают положение языка. Давайте вспомним, когда мы произносим звук с, где находится язычок? -внизу, а когда произносим звук [ш]? - наверху. Сейчас внимательно посмотрим на схему и все вместе выполним это задание. Молодцы! (На магнитной доске выставляется 1-я часть ключа. Приложение 2)
2-е задание
Дайте характеристику этим звукам и изобразите их буквами.
- Кто из вас даст характеристику звука [с]? (Cогласный, твёрдый, глухой, обозначается синим звуковым символом)
- Дайте характеристику звука [ш] - (согласный, всегда твёрдый, глухой, шипящий).
- Давайте подойдём к столу и сконструируем буквы С и Ш из различного материала.
- Какие буквы у вас получились?- буква С и буква Ш.
- На что похожа буква Ш?
- На что похожа буква С?
- Какой звук ещё обозначает буква С?
Молодцы! (На магнитную доску выставляют 2-ю часть ключа. Приложение 2)
3-е задание
В конверте картинки и схемы слов. (Приложение 3)
Выберите для себя любую картинку. Сейчас, по очереди вы должны:
- назвать предмет на картинке;
- сказать какой звук находится в вашем слове: [с] или [ш];
- определить, где расположен звук ( в нач., сер., конце слова);
- посчитать сколько слогов в вашем слове;
- подобрать схему для вашего слова..
(Дети индивидуально выполняют задание)
- Ребята, когда вы определяли количество слогов в слове, каким правилом вы пользовались? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)
(Выставляется 3-я часть ключа. Приложение 2)
4-е задание
- А сейчас мы поиграем в необычную игру.
Есть игра: “Чепуха”,
Все смеются:
Ха - ха - ха!
Хоть весь свет ты обойдёшь,
Слов таких ты не найдёшь!
иско ушкы са
усма ашмо
опсы иншу ша
атус опаш
(Сначала дети читают слоговую таблицу все вместе, потом индивидуально)
- Прочитайте слоги в 3-м столбике и придумайте с
ними слова.
(На магнитной доске выставляется 4-я часть ключа. Приложение
2)
5-е задание
Игра “Найди слово”. (Игра проводится за столами)
твсокпан
ботсушки
исашапык
дунмашас
вкусныеу
- В каждой строчке среди букв, спрятаны слова, внимательно посмотрите, найдите и прочитайте эти слова.
(После чтения слов, выставляется 5-я часть ключа. Приложение 2)
- Скажите, что мы сейчас искали среди букв? (Cлова)
- Из слов, что мы можем составить? (Предложение)
- Давайте составим из прочитанных слов предложения. (Дети составляют предложения)
Варианты предложений:
У Саши вкусные сушки. У Маши вкусный сок. У Саши и Маши вкусные сушки и т.д.
- А сейчас выполним схему предложения и запишем её в своих тетрадях, но для начала, давайте вспомним все правила работы с предложением. (Один ребёнок работает у доски, остальные в тетрадях)
- Сколько слов в предложении?
- С какой буквы пишутся все предложения?
- Как пишутся слова в предложении?
-В конце предложения, что всегда ставится?
(Выставляется 6-я часть ключа. Приложение 2)
Пальчиковая гимнастика “Шарик”.
Пальцы обеих рук плотно прижаты. Нужно округлить пальцы (надуть шарик) и произнести звук [с], затем сжать пальцы (сдуть шарик) и произнести звук [ш]. Повторить несколько раз.
Динамическая пауза.
6-е задание
- Ребята, посмотрите, нам не хватает всего лишь одной части ключа! Скоро мы сможем освободить Чебурашку! Но сначала скажите, что мы сможем сделать этим ключом, когда соберём его полностью? – открыть замок.
- Слово ключ имеет несколько значений, а каким ещё может быть ключ? - ключ-родник, скрипичный ключ. (Приложение 4)
Много разных есть ключей:
Ключ - родник среди камней,
Ключ скрипичный, завитой
И обычный ключ, дверной.
- Вот, какое многозначительное слово - ключ.
Игра “шифровальщики”. (Работа в тетрадях)
- Предлагаю вам поиграть в игру “Шифровальщики”, согласны? Тогда проходите за столы и начнём. Посмотрите, на доске перед вами написаны слова. Нужно прочитать их:
снег
папа
сова
мост
аист
бант
окно
Откройте тетради. Вы готовы? Слушайте внимательно.
- В 1-ю клеточку запишите букву, которая в слове снег на 1-м месте;
- Во 2-ю клеточку запишите букву, которая в слове папа на 3-ем месте;
- В 3-ю клеточку запишите букву, которая в слове сова на последнем месте;
- В 4-ю клеточку запишите букву, которая в слове мост на 3-ем месте;
- В 5-ю клеточку запишите букву, которая в слове аист на 2-м месте;
- В 6-ю клеточку запишите букву, которая в слове бант на 1-м месте;
- В 7-ю клеточку запишите букву, которая в слове окно на последнем месте.
- Какое у вас получилось слово? Спасибо.
(Выставляется последняя часть ключа. Приложение 2)
Итог.
- Правильно, это Чебурашка говорит вам спасибо, за то, что вы такие умненькие, отзывчивые, добрые. Ой, посмотрите, а вот и Чебурашка, мы смогли собрать целый ключ и освободить его. А что помогло нам это сделать? Помогли наши знания. Я думаю, что старуха Шапокляк всё слышала и поняла, что знания – это действительно сила! Ребята, кто из вас помнит, где впервые нашли Чебурашку? - (в ящике с мандаринами). А сейчас Чебурашка хочет вас отблагодарить и угостить вкусными, сладкими мандаринами.
До свидания!