Цель урока:
- дать понятие “языковая норма языка”
- формировать навыки использования нормированной речи
- разобрать задания ЕГЭ, связанные с морфологическими нормами и культурой речи
- повторить навыки по выполнению грамматических заданий ЕГЭ
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Мотивационный этап | Сообщение целей и плана урока. План урока. Лекция учителя. Морфологические нормы. Тестовая работа (закрепление морфологических норм: заданий типа А3) Самостоятельная работа (повторение грамматических норм: заданий типа А6) Работа с учебником. Домашнее задание. |
Записывают число, тему и план урока. |
2. Содержательно-операционный этап | 1. Лекция. (Основные положения
лекции оформлены в презентации) Неотъемлемой часть общей культуры человека является культура речи человека, т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием правильно и выразительно. Поэтому понятие “языковая норма” - одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка – это социально ободряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, их форм, морфологических и синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках и рекомендованное ими. Основными признаками нормы литературного языка является их относительная устойчивость, общеупотребительность и обязательность. Существуют нормы лексические, фразеологические, грамматические (морфологические и синтаксические), орфографические, пунктуационные, стилистические и орфоэпические. Ряд заданий ЕГЭ как раз и проверяет уровень владения данными нормами. Мы сегодня рассмотрим с вами морфологические нормы. Морфологические нормы, т.е. нормы образования различных частей речи, позволяют проверить задание А4. В различных вариантах тестовых заданий для опознавания представлены неверно образованные формы р.п. числительных (несколько грамм), и.п. и р.п. множественного числа существительных (немного апельсин); сравнительная и превосходная степени прилагательных (наиболее решительнее, более глубочайший). Определённые затруднения вызывает образование и склонение порядковых и количественных числительных (больше шестьдесят рублей); образование различных глагольных форм (повелительного наклонения, прошедшего времени): едь быстрее, разожгёт костёр, началися каникулы. Чтобы справиться с этим заданием, следует вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. Итак, прежде всего имя числительное. По значению и грамматическим признакам числительные делятся на количественные (обозначают количество или чирло и отвечают на вопрос с к о л ь к о?) и порядковые (обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос к а к о й?) Числительные изменяются по падежам. Нужно помнить, что у составных и сложных количественных числительных склоняются все составляющие их части: больше шестидесяти рублей. У порядковых числительных склоняется только последняя цифра: двадцать второго. Ещё одна особенность числительных в том, что собирательные числительные (двое, трое) могут употребляться в сочетании только с существительными мужского и общего рода (двое друзей) или с существительными, имеющими только форму множественного числа (двое ножниц). Следовательно, сочетание двое девушек является ошибочным, нужно говорить две девушки. Также ошибочным является четвёртый пример из демонстрационной версии 2005 года: около пятиста километров. Верный вариант — около пятисот километров. Образование сравнительной и превосходной степени прилагательных: степени сравнения имён прилагательных могут образовываться двумя способами:
Именительный падеж множественного числа существительных мужского и женского рода образуется с помощью окончаний -ы(-и). Такая форма носит нейтральный или книжный характер. Форма же с окончаниями -а(-я) присуща в основном разговорной речи: опытные аптекари (не аптекаря); клапаны (не клапана). Хотя у некоторых существительных мужского и среднего рода нормой является именно окончания -а(-я) в и.п.: города, дома, профессора. Трудности появляются и при образовании родительного падежа множественного числа от некоторых существительных. С помощью окончаний -ов(-ев) родительный падеж множественного числа образуется у существительных 2 склонения (пять домов, много помидоров); окончание -ей появляется у некоторых существительных всех трёх склонений (морей, степей). С помощью нулевого окончания образуют р.п. большинство существительных 1 склонения и некоторые существительные 2 склонения: корзин, дорог, сапог, солдат, грузин, чулок, партизан, простынь, просьб, солдат. Следовательно, ошибочными следует считать выражения несколько помидор, несколько грамм, немного апельсин, встречающиеся в экзаменационных вариантах. Нормой для этих слов является окончание -ов(-ев), ибо формы с нулевым окончанием характерны для разговорной (устной) речи. Основные трудности в образовании глагольных форм. Глагол от других частей речи отличается богатством образуемых им форм. Но не все формы могут быть образованы от каждого глагола. Недостаточные глаголы. Они обозначают действия, не относящиеся к конкретному говорящему лицу (колоситься, ржаветь, горчить, выздороветь, отняться). Недостаточные глаголы не имеют некоторых личных форм, и прежде всего формы 1 лица. Эта же форма по фонетическим причинам не может быть образована от глаголов затмить, победить, ощутить, убедить, чудить. Чтобы употребить эти глаголы в форме 1 лица, используется описательная форма: сумею победить, могу ощутить. Другую группу составляют изобилующие глаголы, т.е. имеющие двоякие личные формы: полоскаю (разговори.) — полощу (книжн.). К таким глаголам относятся глаголы колыхать, махать, плескать, рыскать, глохнуть. Нормой считается форма колышет, машет, плещет, рыщет, глохнет. Среди глаголов есть так называемые безличные глаголы, т.е. глаголы, обозначающие действие или состояние (брезжить, смеркаться), совершающееся само по себе. Такие глаголы не образуют форму повелительного наклонения. Нужно помнить, что форма повелительного наклонения образуется с помощью суффикса -и и нулевого окончания (в единственном числе), -те во множественном числе. От глаголов несовершенного вида (что делать?) образуется будущее сложное время (буду ехать), а от глаголов совершенного вида (что сделать?) — будущее простое (поеду). Помните! Глагол чтить имеет две формы 3 лица множественного числа: чтят, чтут; У некоторых непродуктивных глаголах при образовании различных форм происходит чередование в корне: лечь — ляг (не ляжь!); стереть — сотрём (не стерём!). Различные формы, образующиеся от глаголов жечь, имеют жж: жжёшь, разожжёт. Глаголы бывают переходными, т. е. могут иметь при себе дополнение в в.п. без предлога, и непереходными. Предложенное в одном из вариантов словосочетание описывать о происшествии построено ошибочно, т.к. глагол в нём переходный, следовательно, и дополнение должно стоять в в. п. без предлога: описывать происшествие, но рассказывать о происшествии. |
По ходу лекции учителя ученики делают записи в тетради для подготовки к ЕГЭ (мы ведем их с 10 класса) |
3. Рефлексивно-прогностический этап | 2.Тестовая работа (закрепление
морфологических норм: заданий типа А3) Найдите ошибку в образовании слов и исправить ее. 1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) прекрасный человек 2) едва успев 3) без двух пятых 4)лежать на береге 2. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) к две тысячи двадцать второму году 2)несколько помидоров 3) совсем озяб 4) самый важнейший 3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) килограмм яблок 2) будущие выборы 3) до двух тысяч второго года 4) ошиблась 4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) более нужнее 2) несколько гектаров 3) с четырьмястами рублями 4)поезжай домой 5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) в две тысячи первом году 2) не машите руками 3) у грузинов 4) небольшие транзисторы 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) с двадцатью пятью рублями 2) нет претензий 3) хужее всего 4) не кладите сюда тетради 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1) в обеих сумках 2) беги 3) без комментариев 4) положь Проверка задания. 1. 4. правильно: на берегу 2. 4.правильно: важнейший или самый важный 3. 3. правильно: до две тысячи второго года (в составном порядковом числительном изменяется только последняя часть) 4. 1. правильно: нужнее или более нужный 5. 3. у грузин 6. 3. хуже всего 7. 4. положи |
Ученики выполняют задания.
Ученики проверят задания |
3.Самостоятельная работа
(повторение грамматических норм: заданий типа А6) 1 вариант. 1. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Литературоведение изучает и опирается на законы развития литературы. Закрыв книгу, постарайтесь представить её героев. Автор повести — молодой украинский писатель. Река совсем обмелела и стала несудоходной. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Переводя незнакомый текст, следует пользоваться словарём. В своих пьесах драматург ставит ряд вопросов, волнующих зрителей. Песня посвящается памяти героев-воинов. Все, кто работает на местной фабрике, живут в соседнем посёлке. 2 вариант. 1. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Гринёв был честным, правдивым, но иногда доверчивый. Вокруг нас зелёные деревья, на них поют свои весенние песни птицы. Мой отец хорошо знает повадки диких зверей и голоса птиц. В мэрии состоялось обсуждение плана реконструкции центра Москвы. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой. Поэзия и проза естественно соединяются в творчестве Бунина. Разведчик поджёг не только вражеский штаб, но и спас раненого командира. Утомлённые путники увидели дуб, обожжённый ударом молнии. Чистый и нежный звук колокола доносился до нас. Проверка задания |
Ученики выполняют задания по вариантам (задания проецируется на экране) | |
4. Работа с учебником Упражнения № 273, 274.(устно) Что нового о языковой норме и культуре речи вы узнали из текста этих упражнений? 5. Домашнее задание 1.Упражнение №276. 2. Подготовить реферат по теме (на выбор) стр. 143. |
Ученики проверят задания Ученики устно работают с упражнениями. |