Русский язык
-
Интегрированный урок русского языка и МХК "Русский офицер и художник Павел Андреевич Федотов" 2010
Интегрированный урок развития речи – совместный проект учителей русского языка, МХК и истории, разработанный прежде всего для учащихся кадетских классов. Кроме реализации учебных задач, авторский коллектив представил художника как образованнейшего кадета, дисциплинированного офицера и разносторонне развитого человека своего времени.
-
Элективный курс "Практическая стилистика. Лексика" 2010
В данном курсе коротко рассматривается особенности функциональных стилей русского языка, даётся общее представление об основных видах практической стилистики, а также расширенное – об особенностях лексической стилистики.
-
Эпистолярное наследие творческой интеллигенции конца XIX века ("Из писем А.П. Чехова" в отрывках) 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы. На основе писем А.П. Чехова учащиеся знакомятся с понятием «эпистолярный жанр». В результате учащиеся обобщают наблюдения и пишут сочинение в виде письма к другу, учителю «Каким я представляю Чехова по его письмам».
-
Виды предложений по цели высказывания 2010
В ходе урока дети знакомятся с видами предложений по цели высказывания, отрабатывают умения определять цель предложения, развивают мыслительную деятельность: умения сравнивать, наблюдать, анализировать, делать выводы.
-
Подготовка к сочинению – описанию действий в жанре лирической миниатюры 2010
Особое место в произведениях многих классиков (А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и др.) занимают так называемые пиршественные сцены (и довольно поэтические!), в которых описываются различные блюда, подаваемые на стол. Увидеть необычное в банальном, красивое в обыденном – особый дар. Учащимся предлагается по примеру маститых писателей описать блюдо (пирожки) в жанре лирической миниатюры.
-
Приставки. План урока по русскому языку с элементами валеологии 2010
Урок русского языка с элементами валеологии, посвящен году спорта и здорового образа жизни. В проведении урока помогает показ слайдов компьютерной презентации.
-
Конспект урока русского языка по теме "Описание помещения. Подготовка к домашнему сочинению по картине Т.Н. Яблонской "Утро". Самоанализ урока 2010
Данный урок является вторым в теме «Описание помещения» (на первом занятии обучающиеся рассматривали особенности описания помещения). На этом уроке совершенствуются ЗУН учащихся по сбору и систематизации материала к сочинению, закрепляются навыки создания связного текста, отрабатываются умения по созданию сочинения по типу речи «описание».
-
Урок-практикум "Синонимы" 2010
На уроке учащиеся закрепляют знания о синонимах, расширяют перечень синонимических рядов, учатся использовать синонимы в речи, составлять предложения, текст, используя синонимы.
-
Формирование коммуникативной компетентности учащихся при подготовке к ГИА и ЕГЭ по русскому языку 2010
Итоговые работы учащихся по русскому языку (ГИА и ЕГЭ) имеют типичные ошибки. Это некоторая примитивность в письменных высказываниях, недостаточное умение оперировать лексикой предмета, неумение вычленить и сформулировать позицию автора текста и др. В работе представлены упражнения и игры, каждое из которых направлено на формирование различных умений и навыков. Предлагаются психологические игры, адаптированные к работе с русским языком, и личные наработки автора.
-
Материалы к уроку при подготовке к экзамену по русскому языку 2010
На уроке в 9-м классе учащиеся работают с текстом, тестом и заданиями к нему.
-
Преподавание русского языка "Односоставные предложения в художественном тексте" 2010
Одной из форм организации учебного процесса, предполагающей творческую деятельность учащихся по построению собственных знаний в рамках той или иной учебной темы, является педагогическая мастерская. Данная технология позволяет учащимся в коллективном поиске приходить к открытию знаний.
-
Интернет-игра как одна из форм познавательной деятельности школьников. Организация и технология проведения интернет-игр 2010
Статья знакомит читателей с опытом организации дистанционных игр, а также предлагает оригинальные подборки вопросов с ответами по математике и русскому языку, позволяющие не только разнообразить уроки, но и подготовить школьников к итоговой аттестации.
-
Урок-экскурсия "Имя существительное - хлеб языка" 2010
Материал урока тесно связан с особенностями национально-регионального компонента. На уроке использованы картины местного художника и скульптора А.Ф. Пряхина, стихотворение поэтессы из села Сивинь В.Гаврюшиной, материал из газеты «Русский язык. Первое сентября».
-
Урок русского языка в 5-м классе. Фонетика. Фонетический разбор слова. Обобщение и систематизация знаний 2010
На уроке дети узнают, как записывается звуковой состав слова, порядок фонетического разбора слова, о звуковых повторах (звукописи) как средстве выразительности русской речи, как записывать и анализировать звуки слова, различать буквы и звуки, находить в тексте примеры звукописи.
-
Урок в 6-м классе с мультимедийной презентацией "Причастие?! Нет ничего проще!" 2010
Отличительной особенностью данного урока является то, что он даётся по опережающей программе - в 6-м классе (по данному УМК изучение причастия предполагается лишь в 7-м классе). Изучение причастия по авторской программе в 6-м классе позволяет в 7-м вариативно повторять материал, постепенно углубляя его и выходя за рамки учебника.
-
Однородные члены предложения, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них 2010
Урок способствует запоминанию определений, расширяет представления о средствах и способах соединения однородных членов. Также способствует обучению школьников правильно ставить знаки препинания при однородных членах связанных союзами; различать простые предложения с однородными сказуемыми, связанные союзом «и», и сложные с этим же союзом.
-
Урок русского языка в 9-м классе. Тема "Деловая речь" 2010
На уроке развития речи учащиеся изучают лингвистические статьи об особенностях деловых бумаг, вторая половина урока – практикум, посвященный отработке теоретических знаний на практике, т.е. написанию заявления, доверенности, расписки по образцам.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Буквы О и А на конце наречий с приставки из-, до-, с-" 2010
Данный урок является уроком усвоения новых знаний.
-
Адаптационные уроки русского языка для учащихся-инвалидов 2010
Система адаптационных уроков решает не только социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями, но и, безусловно, образовательную, методическую задачи. Учащимся 11-х классов такие уроки помогают глубже подготовиться к сдаче ЕГЭ, являются необходимыми дополнительным занятиями помимо самостоятельной подготовки.
-
Урок-повторение в 8-м классе по теме "Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них" 2010
Урок проводится по учебнику для 8-х классов общеобразовательных учреждений. Авторы учебника: Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Мишина К.И., Николина Н.А., Федорова В.А., Чешко Л.А.
-
Урок-игра "Имя прилагательное" 2010
Урок проводится в виде игры-соревнования, что позволяет заинтересовать учащихся и в непринуждённой обстановке добиться поставленной цели. Формой урока взята именно игра-соревнование, так как учащиеся только перешли из начальной школы, где одним из способов обучения является игра.
-
Литературная игра "Счастливый случай" 2010
Литературная игра для 9-го класса в форме телеигры «Счастливый случай» с целью показать преемственность развития русской литературы; актуализировать знания, ранее полученные при изучении творчества А.С. Пушкина; развивать устную и письменную речь учащихся; формировать эстетический вкус учащихся.
-
Урок русского языка "Комплексный анализ текста" 2010
Урок русского языка посвящен Забайкалью, нашей малой родине. Задача не только посмотреть, каким видится Забайкалье нашим землякам, но в очередной раз творчески поработать над текстом, произвести различные наблюдения.
-
Урок русского языка в 7-м классе "Одна и две НН в суффиксах причастий" 2010
Урок русского языка в 7-м классе проведён накануне Дня матери и носит творческое название «Мне милее и дороже человека нигде не сыскать». В его содержание вошли стихи, песни о женщине: любимой подруге, матери, жене, которые подготовили детей к созданию собственной творческой работы — синквейну.
-
Мы учимся писать письма (3–5-е классы) 2010
Автор урока развития речи ставит целью научить учащихся правильно подписывать конверт и оформлять текст письма. На уроке учащиеся знакомятся с образцами написания писем в художественной и публицистической литературе, выявляют лексические средства, позволяющие отнести текст к жанру письма, тренируются в умении правильно оформлять конверт и текст письма в соответствии с личностью адресата.
-
Разработка урока русского языка в 5-м классе по теме "Определение" 2010
Конспект урока, на котором учащиеся знакомятся с новым понятием. Использование интерактивной доски и презентации повышает интерес к изучаемому материалу. В ходе урока учащиеся развивают творческие способности.
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10–11-х классах. Часть А (А-1). Тренировочные тестовые задания по орфоэпии 2010
При подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 10–11-х классах часто не хватает материалов для отработки той или иной темы. Данный пробел отчасти поможет закрыть этот материал, который содержит 40 вопросов по теме орфоэпия. Эти вопросы собраны из различных сборников, отчасти составлены автором.
-
Урок русского языка в 7-м классе по теме "Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов" 2010
На данном уроке учащиеся повторяют особенности написания НЕ с причастиями и постановки запятых при причастном обороте, совершенствуют навыки написания НН в причастиях и Н в прилагательных, образованных от глаголов. Эффективно используются на уроке компьютер и мультимедиа-презентации.
-
Внеклассное мероприятие по теме «Как слово наше отзовётся» 2010
Данный материал поможет учителю провести работу по предупреждению сквернословия среди учащихся, показать пагубное влияние грубой речи на здоровье человека, воспитать любовь к родному языку.
-
Урок русского языка по теме "Причастие. Причастный оборот" 2010
На уроке повторяются основные теоретические сведения о морфологических признаках причастия, что способствует формированию знаний о причастном обороте; развивается умение находить в предложении причастия и причастные обороты, правильно ставить запятые в предложениях с обособленными определениями, составлять связные тексты на лингвистическую тему.