Урок русского языка в 6-м классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию явления природы. Метель"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели урока:

  • Подготовить учащихся к сочинению-описанию явления природы;
  • Познакомить с понятием «цитата»;
  • Научить собирать материал к сочинению;
  • Повторить сведения о научном и художественном описании;
  • Активизировать лексику на тему «зима»;
  • Научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;
  • Активизировать работу со словарём;
  • Подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме) сочинению на основе жизненного опыта.

Оборудование: портреты А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова; аудиозапись цикла «Времена года» А.Вивальди; карточки – словарные статьи; раздаточный материал, представляющий собой отрывки из произведений русских писателей.

ХОД УРОКА

I. Сообщение целей урока.  Введение в тему

– Ребята! Все вы знаете, что в природе существует четыре времени года: зима, весна, лето и осень. «Времена года любят капризничать, но, по существу, вернее их ничего нет на свете: весна, лето, осень, зима». Так сказал писатель, который беззаветно любил природу и воспел её в своих лучших произведениях,  Михаил Пришвин. Время года – это определённый отрезок в году, когда происходят различные изменения в окружающей нас природе. Какое время года вы больше всего любите? Почему?
– Сегодня на уроке мы подготовимся к сочинению-описанию явления природы. Что же станет предметом нашего описания? Прослушайте музыкальный фрагмент из цикла «Времена года» итальянского композитора Антонио Вивальди и попытайтесь определить тему нашего урока.

Звучит фрагмент «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди.

– Вы правильно определили, мы будем описывать метель. Звучание музыки напомнило нам вихри метели. (Тема урока записывается в тетради.)

II. Работа над новым материалом

– Давайте послушаем стихотворение Афанасия Фета и подумаем, какие чувства вызывает метель у поэта.

Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В неё тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.

– Какие чувства испытывает к зиме герой стихотворения?  (У него тоскливо на душе, ему очень грустно.)
  Вы правы, ребята. Какие же слова способствуют атмосфере тоски? Обратимся, например, к первому четверостишию. (Здесь автор второю и третью строчки начинает с одного и того же слова «опять».)
– Как называется этот приём в литературе? (Анафора – единоначатие строк.)
– Вспомните, в каких художественных произведениях нам встречались описания метели?  (А.С.Пушкин «Метель», стихотворение «Зимнее утро»; С.Т.Аксаков «Буран»).
– Пушкинские тексты будут для нас образцами при подготовке к сочинению. Многие профессиональные писатели учились сочинять, подражая мастерам слова, и мы пойдём по этому пути.
– Обратимся к пушкинским текстам.  (Раздаточный материал на каждой парте.)
– Прочитайте выразительно. Что объединяет эти фрагменты? (Ответы учащихся.)

А)

Вечор, ты помнишь вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…

Б) «Едва Владимир выехал за станицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю.»

– Итак, описания метели, поэтическое и прозаическое, созвучны! Докажите это!  (Пушкин рисует сильную метель.)
– Какие средства художественной выразительности использует поэт, рисуя вьюгу?

Словарная работа

Мгла* – непрозрачный воздух (от тумана, пыли, сумерек).
Околица* – изгородь вокруг всего селения или только при выезде из него.
– А как вы представляете: «мгла носилась» или «вьюга злилась»?
(учащиеся описывают свои представления)
Используя приём олицетворения, А.С.Пушкин двумя словами нарисовал необычную картину. Это заставило работать нашу фантазию! Это ещё раз позволило нам убедиться в мастерстве А.С.Пушкина!
– В прозаическом отрывке обращают на себя внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель), ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ (поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ (-СЯ после гласной не употребляется).
– Какое настроение создаёт у нас пушкинское описание метели?  (Страх, волнение, невозможность противостоять снежной стихии.)

III. Введение нового понятия

– Какие слова или словосочетания могут быть использованы в сочинении на тему «Метель»? Назовите.
– Как быть, если нужно взять целое предложение из пушкинского текста? Точно, буквально записанное предложение из какого-нибудь текста становится ЦИТАТОЙ.
ЦИТАТА* – точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста.
(Определение записано на доске. Ребята делают записи в тетрадях.)
– Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ – приводить цитату (откуда-нибудь).
– Способов цитирования несколько. Один из них – оформление цитаты как предложения с прямой речью.
– Вспомните правило оформления на письме предложения с прямой речью. (формулируется правило).
– Приведу пример, как будет выглядеть предложение с цитатой. Когда начинается метель, невольно вспоминаются пушкинские строки: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась».
– Итак, вы должны уяснить, что такое цитата, как она оформляется на письме. В сочинении вы должны обязательно использовать хотя бы одну цитату из произведения А.С.Пушкина. Я буду обращать внимание на это при проверке работ.

IV. Работа над составлением плана

– Как же мы будем описывать метель? Ваши суждения по поводу плана будущего сочинения? (обсуждается план сочинения, записывается на доске).

1. Начало метели.
2. В вихрях метели:

А) что вид..тся;
Б) что слыш..тся.

3. Мои мысли и чувства во время метели.

– Какие замечания у вас есть по записанному на доске плану? (повторяется слово метель).
Давайте обратимся к «Словарю синонимов». (заранее подготовленный ученик называет синонимический ряд к слову метель).
– Теперь можем записать план, используя синонимы. (план записывается в тетради).

V. Собирание материалов к сочинению

– Обговорим содержание сочинения в соответствии с пунктами плана.
– В 1-ой части нужно нарисовать начало метели. (Ребята предлагают свои варианты.)
По народным приметам, метели могут предшествовать большие снеговые облака или красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью или нечёткие звёзды в Млечном пути. Для нас, современных людей, не всегда обращающих внимание на народные приметы, метель часто является полной неожиданностью. Поэтому начало может быть и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо, вдруг поднялась метель».  Дальше можно ввести цитату. Попытайтесь! Пусть это будет своеобразный переход ко второй части.

(Ребята предлагают свои варианты)

– Обговорим содержание второй части. Что же происходит вокруг нас во время метели? Мы отмечали пушкинские выражения: «мгла носилась», «окрестность исчезает», «небо сливается с землёй». Каковы ваши впечатления?  (Ребята высказываются)
– А теперь обратимся ещё к одному фрагменту. Это отрывок из очерка «Буран» Сергея Тимофеевича Аксакова, известного русского писателя XIX века.
– Чем интересно это описание метели?   (Аксакову вьюга представляется «пучиной кипящего снежного праха»).
– Давайте поясним лексическое значение слов «прах» и «пучина».

Работа с толковым словарём

Прах* – пыль.
Пучина* – 1. Водоворот. 2. Морская бездна. 3. Перен.: средоточие чего-нибудь неприятного, угрожающего.
– В каком значении употребляется слово ПУЧИНА?   (в переносном значении.)
– Какие выразительные средства отметим? Какова их роль?

(Комментарии учеников.)

– И вновь яркое, необычное описание заставляет работать наше воображение!
– Обратите внимание на глаголы! Что делает снег?  (Ученики записывают: «Снег слепит глаза, занимает дыхание».)
– Какими звуками наполняется пространство во время метели?  (Учащиеся записывают глаголы, вспоминают правило о правописании личных окончаний глаголов.)
– Случайно ли употребляются однородные члены предложения?  (Предложения с однородными членами ярче рисуют происходящее.)
– Я вам , ребята, советую использовать подобные конструкции в сочинениях!
– Что же чувствует человек во время метели? 3 часть? (Высказывания ребят.)
– Итак, мы определили содержание будущего сочинения. Вам остаётся его написать.

VI. Итоги урока. Рефлексия

Вновь звучит фрагмент из цикла «Времена года» А.Вивальди.

– Открыли ли вы для себя сегодня на уроке что-то новое?
– Что из всего сказанного, прочитанного особенно запомнилось? Может быть, что-то удивило?   (Высказывания ребят.)
– Надеюсь, что проделанная нами работа поможет вам легко справиться с поставленной задачей – написать сочинение на тему «Метель»!  (Написание сочинения.)