Цели урока:
- Подготовить учащихся к сочинению-описанию явления природы;
- Познакомить с понятием «цитата»;
- Научить собирать материал к сочинению;
- Повторить сведения о научном и художественном описании;
- Активизировать лексику на тему «зима»;
- Научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными средствами языка в собственной речи;
- Активизировать работу со словарём;
- Подготовить учащихся к самостоятельному (аналогичному теме) сочинению на основе жизненного опыта.
Оборудование: портреты А.С.Пушкина, С.Т.Аксакова; аудиозапись цикла «Времена года» А.Вивальди; карточки – словарные статьи; раздаточный материал, представляющий собой отрывки из произведений русских писателей.
ХОД УРОКА
I. Сообщение целей урока. Введение в тему
– Ребята! Все вы знаете, что в природе
существует четыре времени года: зима, весна, лето
и осень. «Времена года любят капризничать, но, по
существу, вернее их ничего нет на свете: весна,
лето, осень, зима». Так сказал писатель, который
беззаветно любил природу и воспел её в своих
лучших произведениях, Михаил Пришвин. Время
года – это определённый отрезок в году, когда
происходят различные изменения в окружающей нас
природе. Какое время года вы больше всего любите?
Почему?
– Сегодня на уроке мы подготовимся к
сочинению-описанию явления природы. Что же
станет предметом нашего описания? Прослушайте
музыкальный фрагмент из цикла «Времена года»
итальянского композитора Антонио Вивальди и
попытайтесь определить тему нашего урока.
Звучит фрагмент «Зима» из цикла «Времена года» А.Вивальди.
– Вы правильно определили, мы будем описывать метель. Звучание музыки напомнило нам вихри метели. (Тема урока записывается в тетради.)
II. Работа над новым материалом
– Давайте послушаем стихотворение Афанасия Фета и подумаем, какие чувства вызывает метель у поэта.
Какая грусть! Конец аллеи
Опять с утра исчез в пыли,
Опять серебряные змеи
Через сугробы поползли.
На небе ни клочка лазури,
В степи всё гладко, всё бело,
Один лишь ворон против бури
Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает,
В неё тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над умирающим трудом.
– Какие чувства испытывает к зиме герой
стихотворения? (У него тоскливо на душе, ему
очень грустно.)
– Вы правы, ребята. Какие же слова
способствуют атмосфере тоски? Обратимся,
например, к первому четверостишию. (Здесь автор
второю и третью строчки начинает с одного и того
же слова «опять».)
– Как называется этот приём в литературе?
(Анафора – единоначатие строк.)
– Вспомните, в каких художественных
произведениях нам встречались описания
метели? (А.С.Пушкин «Метель», стихотворение
«Зимнее утро»; С.Т.Аксаков «Буран»).
– Пушкинские тексты будут для нас образцами при
подготовке к сочинению. Многие профессиональные
писатели учились сочинять, подражая мастерам
слова, и мы пойдём по этому пути.
– Обратимся к пушкинским текстам. (Раздаточный
материал на каждой парте.)
– Прочитайте выразительно. Что объединяет эти
фрагменты? (Ответы учащихся.)
А)
Вечор, ты помнишь вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела…
Б) «Едва Владимир выехал за станицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего не взвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю.»
– Итак, описания метели, поэтическое и
прозаическое, созвучны! Докажите это! (Пушкин
рисует сильную метель.)
– Какие средства художественной
выразительности использует поэт, рисуя вьюгу?
Словарная работа
Мгла* – непрозрачный воздух (от тумана, пыли,
сумерек).
Околица* – изгородь вокруг всего селения или
только при выезде из него.
– А как вы представляете: «мгла носилась» или
«вьюга злилась»?
(учащиеся описывают свои представления)
– Используя приём олицетворения, А.С.Пушкин
двумя словами нарисовал необычную картину. Это
заставило работать нашу фантазию! Это ещё раз
позволило нам убедиться в мастерстве А.С.Пушкина!
– В прозаическом отрывке обращают на себя
внимание непривычно звучащие слова: СДЕЛАЛАСЬ (метель),
ничего НЕ ВЗВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЯ. В
начале XIX века так говорили. А сейчас мы скажем: НАЧАЛАСЬ
(поднялась) метель, ничего НЕ УВИДЕЛ, небо СЛИЛОСЬ
(-СЯ после гласной не употребляется).
– Какое настроение создаёт у нас пушкинское
описание метели? (Страх, волнение,
невозможность противостоять снежной стихии.)
III. Введение нового понятия
– Какие слова или словосочетания могут быть
использованы в сочинении на тему «Метель»?
Назовите.
– Как быть, если нужно взять целое предложение из
пушкинского текста? Точно, буквально записанное
предложение из какого-нибудь текста становится
ЦИТАТОЙ.
ЦИТАТА* – точная, буквальная выдержка
из какого-нибудь текста.
(Определение записано на доске. Ребята делают
записи в тетрадях.)
– Мы будем в этом случае ЦИТИРОВАТЬ –
приводить цитату (откуда-нибудь).
– Способов цитирования несколько. Один из них –
оформление цитаты как предложения с прямой
речью.
– Вспомните правило оформления на письме
предложения с прямой речью. (формулируется
правило).
– Приведу пример, как будет выглядеть
предложение с цитатой. Когда начинается метель,
невольно вспоминаются пушкинские строки: «Вечор,
ты помнишь, вьюга злилась».
– Итак, вы должны уяснить, что такое цитата, как
она оформляется на письме. В сочинении вы должны
обязательно использовать хотя бы одну цитату из
произведения А.С.Пушкина. Я буду обращать
внимание на это при проверке работ.
IV. Работа над составлением плана
– Как же мы будем описывать метель? Ваши суждения по поводу плана будущего сочинения? (обсуждается план сочинения, записывается на доске).
1. Начало метели.
2. В вихрях метели:
А) что вид..тся;
Б) что слыш..тся.
3. Мои мысли и чувства во время метели.
– Какие замечания у вас есть по записанному на
доске плану? (повторяется слово метель).
– Давайте обратимся к «Словарю синонимов». (заранее
подготовленный ученик называет синонимический
ряд к слову метель).
– Теперь можем записать план, используя
синонимы. (план записывается в тетради).
V. Собирание материалов к сочинению
– Обговорим содержание сочинения в
соответствии с пунктами плана.
– В 1-ой части нужно нарисовать начало метели. (Ребята
предлагают свои варианты.)
– По народным приметам, метели могут
предшествовать большие снеговые облака или
красная вечерняя заря, кольцо вокруг луны ночью
или нечёткие звёзды в Млечном пути. Для нас,
современных людей, не всегда обращающих внимание
на народные приметы, метель часто является
полной неожиданностью. Поэтому начало может быть
и таким: «Огромные снеговые облака закрыли небо,
вдруг поднялась метель». Дальше можно ввести
цитату. Попытайтесь! Пусть это будет
своеобразный переход ко второй части.
(Ребята предлагают свои варианты)
– Обговорим содержание второй части. Что же
происходит вокруг нас во время метели? Мы
отмечали пушкинские выражения: «мгла носилась»,
«окрестность исчезает», «небо сливается с
землёй». Каковы ваши впечатления? (Ребята
высказываются)
– А теперь обратимся ещё к одному фрагменту. Это
отрывок из очерка «Буран» Сергея Тимофеевича
Аксакова, известного русского писателя XIX века.
– Чем интересно это описание метели? (Аксакову
вьюга представляется «пучиной кипящего снежного
праха»).
– Давайте поясним лексическое значение слов
«прах» и «пучина».
Работа с толковым словарём
Прах* – пыль.
Пучина* – 1. Водоворот. 2. Морская бездна. 3. Перен.:
средоточие чего-нибудь неприятного, угрожающего.
– В каком значении употребляется слово
ПУЧИНА? (в переносном значении.)
– Какие выразительные средства отметим? Какова
их роль?
(Комментарии учеников.)
– И вновь яркое, необычное описание заставляет
работать наше воображение!
– Обратите внимание на глаголы! Что делает
снег? (Ученики записывают: «Снег слепит
глаза, занимает дыхание».)
– Какими звуками наполняется пространство во
время метели? (Учащиеся записывают глаголы,
вспоминают правило о правописании личных
окончаний глаголов.)
– Случайно ли употребляются однородные члены
предложения? (Предложения с однородными
членами ярче рисуют происходящее.)
– Я вам , ребята, советую использовать подобные
конструкции в сочинениях!
– Что же чувствует человек во время метели? 3
часть? (Высказывания ребят.)
– Итак, мы определили содержание будущего
сочинения. Вам остаётся его написать.
VI. Итоги урока. Рефлексия
Вновь звучит фрагмент из цикла «Времена года» А.Вивальди.
– Открыли ли вы для себя сегодня на уроке что-то
новое?
– Что из всего сказанного, прочитанного особенно
запомнилось? Может быть, что-то удивило? (Высказывания
ребят.)
– Надеюсь, что проделанная нами работа поможет
вам легко справиться с поставленной задачей –
написать сочинение на тему «Метель»! (Написание
сочинения.)