Изучать и изучить русский язык – нелегкое дело, все темы курса V-IX классов интересны и трудны, развитие речи – особенно, потому что без каждодневной, кропотливой работы на уроках не получится настоящий урок развития речи. Развивать языковое чутье, расширять словарный запас, растить человека, способного понять и воспринять поэзию слова – вот главная задача урока русского языка. Мне хочется показать, как можно решать эту задачу.
Обучающая цель:
- Обобщить и систематизировать материалы для наблюдений, собранные к сочинению.
- Закрепить знания учащихся по теме: «Стили речи. Типы текста».
- Научить точно, ярко, образно описывать предмет.
- Формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.
Развивающая цель:
- Развивать индивидуальные творческие способности учащихся, языковое чутье.
- Создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее.
- Учить сознательно использовать выразительные средства языка в собственных высказываниях.
Воспитательная цель:
- Воспитывать у учащихся способность понимать и воспринимать поэзию слова, воспитывать чувство красоты, интерес к живописи, музыке.
- Содействовать развитию умения общаться между собой.
- Формировать навыки коллективного творчества.
Здоровьесохраняющая цель: Создавать на уроке атмосферу доброты, увлеченности, способствующую сохранению психического здоровья.
Оборудование: иллюстрации учащихся, репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний день», музыка Вивальди «Времена года»., Г.Свиридова «Тройка».
Ход урока
Орг. момент.
– Начнем с небольшого словарного диктанта.
Природа, пейзаж, репродукция, картина, иллюстрация, повествование, описание, рассуждение, сочинение, устное рисование.
– Объясните орфограммы в выделенных словах.
– Какие слова можно назвать одним термином?
– Какой тип речи называется повествованием?
– Какой - рассуждением?
– Что такое описание?
– Что может быть объектом описания? (Природа, человек, животное, помещение, предмет).
– Какие стили речи вы знаете?
– В каком стиле речи используют описание?
– Описание природы.…Вот об этом мы сегодня и поговорим. Тема нашего урока - подготовка к сочинению-описанию по личным впечатлениям «Снег, снежище, снежик…».
– В этом году зима оказалась удивительно щедрой на мороз и снег. Проснешься утром, посмотришь в окно и вспомнишь знакомые строки:
Мороз и солнце – день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
(А.С. Пушкин)
– Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному, великолепному, пышному царству. Возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника. Пусть будет с нами яркое образное слово писателя и поэта.
На фоне пьесы «Тройка» Свиридова учитель читает отрывок из «Разговора о снеге» Бориса Петрова:
…Вдруг земля становится белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега… Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях. Представятся вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик… снега во всю Россию.
– Прослушать и записать однокоренные слова к слову снег.
– Как охарактеризован снег в прослушанных произведениях?
– По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь своими наблюдениями.
- Каков же снег?
- Всегда ли он одинаков?
- Отчего зависит состояние, вид снега?
– А сейчас прослушайте фрагмент из цикла концертов итальянского композитора Вивальди «Времена года» (Звучит «Зима»).
– Так композитор с помощью звуков передал свое восприятие зимнего пейзажа.
– Какие чувства вызывает у вас музыка? Какую картину рисует ваше воображение?
– А теперь мы превращаемся в волшебников, писателей, поэтов. Нужно написать пейзажную зарисовку; темы: «Блестя на солнце, снег лежит…», «Снег да снег…», «Снежное покрывало».
– В каком стиле должно быть выдержано описание?
– Ребята, вы встречали книги, где были бы описания природы от первой страницы до последней?
– Правильно, описание природы, как целый завершенный текст, встречается нечасто, только лишь в некоторых жанрах (стихотворения в прозе, лирических этюдах). Чаще описания природы играют роль элементов, но служат они для раскрытия темы и главной мысли.
Для текста – описания природы характерно, хотя не обязательно, наличие 3 ЧАСТЕЙ:
- зачин;
- основная часть;
- концовка.
– Что называется в зачине? (тема, а может быть и главная мысль одновременно)
Главная мысль обычно выражается в форме оценки предмета или явления.
– В основной части? (перечисляются существенные признаки, детали, углубляющие представления о предмете).
– В концовке? (выражается авторское отношение к предмету речи (оценка)
РАБОТА В ГРУППАХ.
В данных текстах определить зачин, основную часть и концовку. (Учащимся раздаются тексты-описания зимы).
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА.
(в словах, которые можете использовать в сочинении, вставьте пропущенные орфограммы). Взаимопроверка.
1 гр. | 2 гр. | 3 гр. |
з..ма | кружится | с…р…бристый |
снеж…к | расст…лается | ж…мчужный |
кр…сота | л…жится | с…реневый |
м…роз | блещ…т | б…гровый |
со…нце | сияет | б…рюзовый |
cв…жо | п…р…ливается | фи…летовый |
б…ло | и…крится | л…ловый |
– А теперь посмотрите на снег глазами художника.
– Работа с репродукциями картин И. Грабаря «Февральская лазурь», «Зимний день».
– Какие ощущения, какое настроение создают у вас зимние пейзажи?
– Что поразило художника в зимнем пейзаже? Как это изображено?
– Мы проанализировали несколько пейзажных зарисовок. Очень хочется, чтобы и мы с вами научились так же красиво «рисовать» словами. Посмотрите эпитеты, которые вы можете использовать при описании снега.
– Значение каких слов вам непонятно?
РАБОТА С ТОЛКОВЫМИ СЛОВАРЯМИ.
– Сравните свои иллюстрации, оттенки каких цветов присутствуют в ваших рисунках?
– Какого цвета ваше настроение?
– Чтобы стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану. Вы можете пользоваться планом, предложенным вашему вниманию, а можете составить свой.
ПЛАН.
- Здравствуй, гостья – зима!
- Блестя на солнце, снег лежит …
а) снежное покрывало;
б) снег на деревьях и домах;
в) снежные забавы. - Зимняя радость.
Итог урока.
Что узнали, чему научились, что порадовало, чему удивились?
Д/з:
написать сочинение.