Цели урока:
- Образовательная: дать представление о самостоятельных и служебных частях речи, сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
- Развивающая: развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, аналитических способностей, навыков правильной речи.
- Воспитательная: формирование у учащихся любви к родному языку.
Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация урока.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы уже подготовились к уроку, поэтому запишите сегодняшнее число и тему урока.
(Слайд 1)
- Сейчас, как обычно синтаксическая минутка. Выпишите основу предложения и начертите его схему. По схеме расскажите о предложении.
(Слайд 2)
Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.
- Ребята, найдите метафору в этом предложении.
- Обозначьте части речи у выписанных вами главных членов предложения.
(Слайд 3)
2. Объяснение нового материала.
- Ребята, сегодня мы вступаем в обширные владения княжества Морфологии. С давних пор живут в нем части речи. Одни из них нам хорошо известны, а другие – нет. Поближе познакомиться с ними нам помогут жители этого княжества и мои ассистенты.
1-й ученик:
- Я самая главная часть речи, так как называю все предметы, которые вас окружают, одушевленные и неодушевленные. Я имею постоянные признаки, но могу изменяться по падежам и числам. Да и в предложении я играю одну из главных ролей, хотя второстепенные тоже приходится. Угадали, кто я?
Учащиеся: имя существительное (на слайде добавляется «имя существительное»).
Учитель:
- Дети, давайте подберем 5 существительных на тему «Весна», ведь зима почти закончилась и «воздух уж весною дышит».
Существительные записывает ученик-участник в столбик, объясняя орфограммы.
Солнце, капель, трава, подснежник, ручьи.
2-й ученик:
- А я дружу с существительным, обозначаю его признак, т.е. помогаю ему сделать речь более живой, яркой и точной, соглашаюсь с существительным во всем: как изменяется существительное, так изменяюсь и я. В предложении моя роль второстепенная.
Учитель:
- Ребята, кто же это?
Все:
- Имя прилагательное.
Учитель:
- Дети, поскольку прилагательное делает речь яркой и точной, как оно само нам сказало, то подберите к данным существительным прилагательные, т.е. составьте словосочетания:
Например: теплое, звонкая, первая, нежные, весенние
3-й учащийся:
- Я тоже дружу с существительным, обозначаю его действие в настоящем, прошлом и будущем времени, изменяюсь вместе с ним по числам. Я главный член предложения, как и существительное. А я кто?
Все:
- Глагол.
Учитель:
- Подбираем глаголы к словам на доске.
Например: светит, поет, пробивается, появляются, бегут.
- Обратите внимание, что у нас получились предложения, но чего-то в них не хватает. Чего?
4-й учащийся:
- Наверное, меня. Я иногда завидую этой дружбе, мне тоже нравятся глагол и прилагательное, поэтому я с готовностью помогаю им, если нужно что-либо уточнить. Что я за часть речи и придумайте мои слова в этих предложениях.
Учитель:
- Кто догадался? Правильно, это наречие. Так какие наречия подберем в предложения?
Например: ярко, весело, дружно, робко, быстро.
- Наречие – особая часть речи. В чем же ее особенность?
Учащийся:
- Наречие не изменяется, и поэтому у него нет окончания.
- Ребята, выделите о у наречий и запомните, наречие – слово без окончания.
5-й учащийся:
- А я очень занятая часть речи, всегда что-нибудь считаю-пересчитываю: очень люблю порядок. Поэтому и зовут меня имя числительное. Вспомните пословицы, где есть я.
Учащиеся: называют пословицы.
Учитель:
- Давайте запишем пословицу, и разберем ее по членам предложения.
Двое пашут, а семеро руками машут.
- Чем выражено в предложении подлежащее?
Учащийся:
- Именем числительным.
Учитель:
- Сделайте вывод.
Учащийся:
- Подлежащее может быть выражено не только существительным и местоимением, но и числительным.
6 учащийся:
- Кто это тут меня вспоминает? Я – особая часть речи! Я предмет не называю, а только указываю на него. Но и без меня не обойтись, ведь я могу заменять повторяющиеся слова.
Учитель:
- Дети, что же это за единоличник такой? Все «я» да «я»!
Учащиеся:
- Местоимение.
Учитель:
- Итак, ребята, как же мы назовем все представившиеся нам части речи? Давайте проверим себя по учебнику – с. 186. (читаем материал). А сейчас я узнаю, кто внимательно слушал моих помощников. Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? Перечислите их. Молодцы, хорошо запомнили.
Но в этом княжестве живут не только самостоятельные, но и служебные части речи (указывая на тему). Давайте познакомимся и с ними.
(Выходит сразу 3 учащихся)
7-й учащийся:
- Мы соединяем всех в дружную компанию. Связываем однородные предложения и простые предложения в составе сложного. И зовут нас – союзы.
8-й учащийся:
- мы служим для связи слов в словосочетаниях: существительных с прилагательными, глаголов с существительными и местоимениями. Значит, мы предлоги.
9-й учащийся:
- А мы вносим в предложение различные оттенки значения: отрицание, сомнение, указание. Называемся мы – частицы.
Учитель:
- Так как называются эти части речи? Почему? (Читаем учебник с 186.) Сколько служебных частей речи в русском языке?
- А кто же это у нас остался в одиночестве?
10-й учащийся:
- Меня зовут междометие. Я особая часть речи, т.к. не отношусь ни к самостоятельным, ни к служебным. Выражаю, но не называю различные чувства и побуждения. Ваши «ах», «эй», «ой», «ура» - это я.
Учитель:
- Так сколько же всего в русском языке частей речи? Каких больше? А как называется раздел науки о языке, который изучает части речи?
(Слайд 4)
- Теперь поблагодарим наших помощников и как говорится «делу время…» Перейдем к закреплению того, что мы узнали на уроке.
3. Закрепление материала.
Объяснительный диктант.
Записать текст, объясняя графически орфограммы, знаки препинания.
Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.
(Слайд 5)
Задание к тексту:
- Найдите метафоры (солнце хмурится, лес щурится, ресницы игл).
- Вспомните, что такое антонимы? Подберите антонимы к словам чернеет (белеет), полдень (полночь). Укажите части речи этих слов.
- Найдите в тексте слова с нулевым окончанием. На что оно указывает? Что это за часть речи?
- Укажите слова без окончания. К какой части речи они относятся?
- Выделите окончания прилагательного. На что оно указывает? К какому слову относится?
- Найдите местоимение. Укажите его лицо и начальную форму.
- Для чего служат предлоги? Обозначьте их и укажите падежи имен существительных.
- Что связывают союзы в 3 и 4 предложениях? Объясните графически.
- Установите, слов каких частей речи нет в данном отрывке. (Числительное, частицы, междометие).
4. Итог урока
- Дети, давайте вспомним замечательное стихотворение О. Высоцкой о частях речи:
Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье.
Бьет числительное семь,
За ученье, без сомненья,
Приниматься нужно всем.
Мы наречием «отлично»
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.
(Слайд 6)
5. Домашнее задание.
§ 74, упражнение № 446.