Самостоятельные и служебные части речи

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Образовательная: дать представление о самостоятельных и служебных частях речи, сформировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.
  • Развивающая: развитие у учащихся познавательного интереса к русскому языку, аналитических способностей, навыков правильной речи.
  • Воспитательная: формирование у учащихся любви к родному языку.

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация урока.

ХОД УРОКА

1. Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Вы уже подготовились к уроку, поэтому запишите сегодняшнее число и тему урока.

(Слайд 1)

- Сейчас, как обычно синтаксическая минутка. Выпишите основу предложения и начертите его схему. По схеме расскажите о предложении.

(Слайд 2)

Еще земли печален вид, а воздух уж весною дышит.

- Ребята, найдите метафору в этом предложении.

- Обозначьте части речи у выписанных вами главных членов предложения.

(Слайд 3)

2. Объяснение нового материала.

- Ребята, сегодня мы вступаем в обширные владения княжества Морфологии. С давних пор живут в нем части речи. Одни из них нам хорошо известны, а другие – нет. Поближе познакомиться с ними нам помогут жители этого княжества и мои ассистенты.

1-й ученик:

- Я самая главная часть речи, так как называю все предметы, которые вас окружают, одушевленные и неодушевленные. Я имею постоянные признаки, но могу изменяться по падежам и числам. Да и в предложении я играю одну из главных ролей, хотя второстепенные тоже приходится. Угадали, кто я?

Учащиеся: имя существительное (на слайде добавляется «имя существительное»).

Учитель:

- Дети, давайте подберем 5 существительных на тему «Весна», ведь зима почти закончилась и «воздух уж весною дышит».

Существительные записывает ученик-участник в столбик, объясняя орфограммы.

Солнце, капель, трава, подснежник, ручьи.

2-й ученик:

- А я дружу с существительным, обозначаю его признак, т.е. помогаю ему сделать речь более живой, яркой и точной, соглашаюсь с существительным во всем: как изменяется существительное, так изменяюсь и я. В предложении моя роль второстепенная.

Учитель:

- Ребята, кто же это?

Все:

- Имя прилагательное.

Учитель:

- Дети, поскольку прилагательное делает речь яркой и точной, как оно само нам сказало, то подберите к данным существительным прилагательные, т.е. составьте словосочетания:

Например: теплое, звонкая, первая, нежные, весенние

3-й учащийся:

- Я тоже дружу с существительным, обозначаю его действие в настоящем, прошлом и будущем времени, изменяюсь вместе с ним по числам. Я главный член предложения, как и существительное. А я кто?

Все:

- Глагол.

Учитель:

- Подбираем глаголы к словам на доске.

Например: светит, поет, пробивается, появляются, бегут.

- Обратите внимание, что у нас получились предложения, но чего-то в них не хватает. Чего?

4-й учащийся:

- Наверное, меня. Я иногда завидую этой дружбе, мне тоже нравятся глагол и прилагательное, поэтому я с готовностью помогаю им, если нужно что-либо уточнить. Что я за часть речи и придумайте мои слова в этих предложениях.

Учитель:

- Кто догадался? Правильно, это наречие. Так какие наречия подберем в предложения?

Например: ярко, весело, дружно, робко, быстро.

- Наречие – особая часть речи. В чем же ее особенность?

Учащийся:

- Наречие не изменяется, и поэтому у него нет окончания.

- Ребята, выделите о у наречий и запомните, наречие – слово без окончания.

5-й учащийся:

- А я очень занятая часть речи, всегда что-нибудь считаю-пересчитываю: очень люблю порядок. Поэтому и зовут меня имя числительное. Вспомните пословицы, где есть я.

Учащиеся: называют пословицы.

Учитель:

- Давайте запишем пословицу, и разберем ее по членам предложения.

Двое пашут, а семеро руками машут.

- Чем выражено в предложении подлежащее?

Учащийся:

- Именем числительным.

Учитель:

- Сделайте вывод.

Учащийся:

- Подлежащее может быть выражено не только существительным и местоимением, но и числительным.

6 учащийся:

- Кто это тут меня вспоминает? Я – особая часть речи! Я предмет не называю, а только указываю на него. Но и без меня не обойтись, ведь я могу заменять повторяющиеся слова.

Учитель:

- Дети, что же это за единоличник такой? Все «я» да «я»!

Учащиеся:

- Местоимение.

Учитель:

- Итак, ребята, как же мы назовем все представившиеся нам части речи? Давайте проверим себя по учебнику – с. 186. (читаем материал). А сейчас я узнаю, кто внимательно слушал моих помощников. Сколько в русском языке самостоятельных частей речи? Перечислите их. Молодцы, хорошо запомнили.

Но в этом княжестве живут не только самостоятельные, но и служебные части речи (указывая на тему). Давайте познакомимся и с ними.

(Выходит сразу 3 учащихся)

7-й учащийся:

- Мы соединяем всех в дружную компанию. Связываем однородные предложения и простые предложения в составе сложного. И зовут нас – союзы.

8-й учащийся:

- мы служим для связи слов в словосочетаниях: существительных с прилагательными, глаголов с существительными и местоимениями. Значит, мы предлоги.

9-й учащийся:

- А мы вносим в предложение различные оттенки значения: отрицание, сомнение, указание. Называемся мы – частицы.

Учитель:

- Так как называются эти части речи? Почему? (Читаем учебник с 186.) Сколько служебных частей речи в русском языке?

- А кто же это у нас остался в одиночестве?

10-й учащийся:

- Меня зовут междометие. Я особая часть речи, т.к. не отношусь ни к самостоятельным, ни к служебным. Выражаю, но не называю различные чувства и побуждения. Ваши «ах», «эй», «ой», «ура» - это я.

Учитель:

- Так сколько же всего в русском языке частей речи? Каких больше? А как называется раздел науки о языке, который изучает части речи?

(Слайд 4)

- Теперь поблагодарим наших помощников и как говорится «делу время…» Перейдем к закреплению того, что мы узнали на уроке.

3. Закрепление материала.

Объяснительный диктант.

Записать текст, объясняя графически орфограммы, знаки препинания.

Зима на исходе. Сонно хмурится солнце в лесу, сонно ресницами игл щурится лес. Снег на дорогах чернеет, и в полдень на них маслянисто блещут лужи. Пахнет снегом и березовыми почками.

(Слайд 5)

Задание к тексту:

  1. Найдите метафоры (солнце хмурится, лес щурится, ресницы игл).
  2. Вспомните, что такое антонимы? Подберите антонимы к словам чернеет (белеет), полдень (полночь). Укажите части речи этих слов.
  3. Найдите в тексте слова с нулевым окончанием. На что оно указывает? Что это за часть речи?
  4. Укажите слова без окончания. К какой части речи они относятся?
  5. Выделите окончания прилагательного. На что оно указывает? К какому слову относится?
  6. Найдите местоимение. Укажите его лицо и начальную форму.
  7. Для чего служат предлоги? Обозначьте их и укажите падежи имен существительных.
  8. Что связывают союзы в 3 и 4 предложениях? Объясните графически.
  9. Установите, слов каких частей речи нет в данном отрывке. (Числительное, частицы, междометие).

4. Итог урока

- Дети, давайте вспомним замечательное стихотворение О. Высоцкой о частях речи:

Существительное – школа,
Просыпается – глагол,
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.
Встали мы – местоименье.
Бьет числительное семь,
За ученье, без сомненья,
Приниматься нужно всем.
Мы наречием «отлично»
На уроках дорожим,
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни у нас частицы,
Нам их надо повторять,
И при этом не лениться
И ни часу не терять.
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах.
А потом у теплой печи
Повторяем части речи.

(Слайд 6)

5. Домашнее задание.

§ 74, упражнение № 446.