Цель урока: закрепить, расширить представления учащихся об употреблении союзов в простых и сложных предложениях. Выяснить в ходе исследования языкового материала через анализ, какова роль союзов в простых и сложных предложениях. Отрабатывать умение различать сложносочиненные предложения и сложноподчиненные, правильно расставлять знаки препинания. Увидеть, какую роль играют союзы в произведениях русских писателей и поэтов. Воспитывать в учащихся любовь к природе и Родине.
Ход урока
1) Оргмомент
2) Слово учителя
Мы продолжаем работу по теме «Употребление союзов в простых и сложных предложениях».
Наша задача сегодня – выяснить, какую роль выполняли союзы в произведениях известных русских писателей, поэтов, как помогали им рисовать картины русской природы, чудные пейзажи, увидеть красоту русской природы и русского слова.
Запишите в тетради число, тему урока.
Давайте повторим, для чего употребляются союзы в простых и сложных предложениях?
Приведите примеры.
3) Работа с текстом
Учитель. За окном зима, снег, мороз, поэтому давайте обратимся к тексту замечательного русского писателя И.А. Бунина о зимней природе и посмотрим, как он использовал союзы в своей пейзажной зарисовке.
Вспомним, что такое пейзаж.
Читаем текст.
(1) Тонко пахло свежим снегом и хвоей. (2) Славно было чувствовать себя близким этому снегу, лесу, зайцам, которые любят объедать молодые побеги елочек. (3) Небо мягко затуманилось чем – то белым и обещало долгую тихую погоду. (4) Зимний день в лесах короток, и вот уже синеют за окнами сумерки. (5)… Отдаленный, чуть слышный гул сосен сдержанно и немолчно говорил о какой – то вечной, величавой жизни.
Вопросы:
1. Какое впечатление произвел на вас текст? Какие картины природы предстали перед вашими глазами?
2. Какие цвета преобладают в зимнем лесу?
3. Какие звуки можно услышать зимой?
4. Определите основную мысль текста.
5. Озаглавьте текст.
6. Определите тип речи. (описание с элементами размышления)
7. Стиль. (художественный)
8. Приведите примеры изобразительно – выразительных средств языка. (эпитеты)
9. Какую роль они играют?
10. Какие союзы использованы в тексте? Какова их функция?
11. Запишите текст в тетради, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Не забудьте озаглавить текст.
А представить картину зимнего леса вам поможет музыкальный фрагмент великого русского композитора П.И. Чайковского «Зима» из цикла «Времена года».
(Записывают текст, звучит музыка).
12. Объясните орфограммы и знаки препинания. Составьте схемы 1 и 4 предложений. (у доски)
13. Подберите к прилагательному близким антоним (далеким), к глаголу затуманилось - антоним (прояснилось), синоним к прилагательному тихую (погоду) – (ясную, безоблачную).
14. Сделайте морфологический разбор союза и из 1 предложения (письменно).
4) Проверка домашнего задания
Учитель. А теперь давайте посмотрим, как союзы использовали в своих произведениях другие поэты и писатели.
Обратимся к стенду « Наше творчество». Вы заранее подготовили иллюстрации к стихам и прозе. Прочтите, пожалуйста, подборки стихов, прозы, определите роль союзов.
5) Работа с репродукциями картин
Учитель. К теме зимы, зимнего пейзажа обращались в своих работах не только поэты, писатели, но и художники, великие живописцы. Посмотрите на репродукции картин
К.Ф. Юона «Волшебница зима» и «Конец зимы. Полдень», А.А. Пластова «Первый снег». Сколько в них зимней поэзии, радости, жизни.
1. Какие краски здесь преобладают?
2. Каково настроение картины?
3. Есть что–то общее в этих зимних зарисовках и пейзаже И.А. Бунина?
4. Выберите любую понравившуюся репродукцию, создайте небольшой текст о красках, звуках, настроении зимы, используя различные конструкции предложений и союзы. Вслушивайтесь в музыку П.И. Чайковского. Она поможет в вашей работе.
(Вновь звучит произведение П.И. Чайковского «Зима».)
Проверяем, читаем тексты.
1. Какие союзы использовали? С какой целью?
2. Какой союз наиболее употребим в речи?
6) Итог урока
1. Для чего служат союзы в простых и сложных предложениях?
2. Как часто используют союзы в произведениях русские поэты,писатели?
3. Что мы должны помнить о постановке запятой в сложных предложениях, в предложениях с однородными членами?
Учитель Закончить наш урок мне хочется словами замечательного писателя
К.Г. Паустовского:
«Природу надо любить, и эта любовь… найдет верные пути, чтобы выразить себя с наибольшей силой».
7) Оценки
8) Задание на дом
Создать текст о зиме, зимней природе, используя различные конструкции предложений и союзы. Союзы выделить (текст по личным впечатлениям).