Обобщение по теме "Сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных предложений"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Обобщить знания по теме “Сложноподчиненные предложения”; повторить тему “Тире в простом предложении”.
  2. Формировать умения:
    – составлять схемы сложноподчиненных предложений;
    – делать синтаксический разбор;
    – определять тип придаточного предложения;
    – пользоваться синонимическими синтаксическими конструкциями;
    – развивать орфографический навык правописания словарных слов;
    – пользоваться правилом постановки тире в простом предложении; развивать общеучебные умения:
    – находить информацию в словарях;
    – защищать проекты;
    – публично выступать;
    – составлять схемы;
    – выполнять самопроверку;
    – работать в команде.
  3. Формировать нравственные качества личности.

Оборудование: плакаты с текстами, мультимедийный проектор, компьютер, микросхемы, словари, таблицы со словарными словами.

Ход урока

I. Повторение.

1) Целеполагание.

На прошлом уроке мы изучили... (дополните, пожалуйста, мою мысль).

(Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными присоединительными.)

Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроках русского языка?

(Повторим все виды придаточных в сложноподчиненных предложениях.)

Наши мыслительные операции чаще всего сводятся к анализу и синтезу. Как вы думаете, какой операции мы отдадим сегодня предпочтение?

(Несомненно, синтезу, то есть соединению добытых знаний по теме в одно целое.)

Ваши предложения, как должна звучать сегодняшняя тема урока?

(Сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных.)

Запись темы в тетрадь.

2) Перед большим делом необходимо размяться, приобрести тонус.

Предлагаю некоторым ребятам сделать это индивидуально (5 учащихся получают задания для индивидуальной работы), а остальным поработать в режиме соревнования “умников и умниц” по теме “Повторение – мать учения”.

II. Разминка

1. Горе, твоего, беда.

* В каких словах буква “Е” обозначает два звука? Какие это звуки?

2. Равнодушный, превосходство, милосердный.

* “Третий лишний”. По какому основанию лишний?

3. Испытывал.

* Каков морфемный состав этого слова?

4. Донос_шь
чувству_шь
вид_шь
принос_шь.

* В каком слове пропущена буква “е”?

5. Этика наука о нравственности. Она говорит о том, как жить, какие поступки совершать, как относиться к людям.

* Какие знаки препинания пропущены в предложениях? Объясните их.

Сделайте вывод: правила каких разделов русского языка мы повторили?

(Фонетики, словообразования, орфографии, морфологии, синтаксиса.)

Запишите последние предложения в тетрадь.

В это время 1 сильный ученик проверяет работу одного учащегося, работавшего индивидуально. 3 ученика, работавших индивидуально, занимаются самопроверкой по карточкам.

3) Физминутка (гимнастика для глаз).

4) Вывешивается плакат “Тире в простом предложении”.

Коллективная проверка индивидуальной работы 5-го ученика (через мультимедийный проектор).

Лень знак дремоты ума (Л.Вовенарг).

Всякая злоба есть результат слабости (Ж.-Ж. Руссо).

Высшая мудрость различать добро и зло (Сократ).

Добро не наука, оно действие (Р.Роллан).

Доброта это искусство (Г.Гауптман).

Сильные всегда добрые (М.Горький).

(Ученик, используя карточку-алгоритм, объясняет постановку знаков препинания в предложениях.)

Если бы ... (имя отвечающего ученика) предложил вам на аукционе приобрести эти предложения как вещи, то какие бы из них вы приобрели? Наверное, те, что написаны грамотно, и те, что, может быть, удивили вас или, наоборот, совпали с вашим жизненным опытом.

(За каждое названное учеником с места предложение индивидуально работавший ученик задает свой вопрос по любой теме и требует правильного ответа от “покупателя”. Отвечают 3–4 ученика.)

Запишите понравившиеся 2–3 высказывания в тетрадь.

Постарайтесь ответить на вопрос: “Кого из названных великих людей я знаю?”, “Как называются по-другому мудрые мысли или крылатые выражения?”

(1. Учитель или специально подготовленный дома ученик в нескольких словах знакомит ребят с неизвестными писателями, показывая через мультимедийный проектор портреты. Например, Жан-Жак Руссо – известный французско-швейцарский писатель, философ XVIII века. Прославился романами “Эмиль, или О воспитании”, “Пигмалион”.
2. Афоризмы. Показываются словари “Энциклопедия афоризмов”, “Крылатые слова”, “Энциклопедия мудрости”.)

4) Итоги части урока “Повторение”:

(Учитель объявляет отметки или набранные баллы за эту часть урока (за каждый правильный ответ на уроках – 1 балл. За 10 баллов – отметка).)

5) Физминутка (на дыхание)

III. Обобщение и закрепление изученного по теме: “Сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных”.

1) Вы, конечно же, помните строчки из стихотворения Владимира Маяковского:

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
Что такое
хорошо
и что такое
плохо?

Как бы вы объяснили это мальчику? Каждый человек должен знать, что в мире есть вещи гнусные, мерзкие, и испытывать к ним отвращение, негодование.

Запишите свой вариант объяснения мальчику, продолжив предложение “Поступать плохо это значит...”.

(Кто-то из учеников говорит, что в предложении есть ошибка: не поставлено тире. Учитель отмечает зоркость ученика.)

Ребята выполняют задание и зачитывают свои варианты объяснения мальчику (5–6 человек).

Ребята, я тоже вчера, готовясь к уроку, попыталась выполнить это задание. У меня получилось вот что:

“Поступать плохо – это значит лениться и бездельничать; быть жадным и корыстолюбивым; требовать у отца и матери то, что не заслужил трудом; лицемерить, говорить не то, что думаешь и чувствуешь; заискивать перед тем, кто сильнее тебя; нарушать слово; наушничать, доносить на товарища; малодушничать, уходить от ответственности за свой поступок; не любить и обижать животных; не заботиться о родителях”.

Почти то же, что вы назвали сейчас. Испытывать негодование к этим вещам, не поступать так – это хорошо, это нравственная доблесть. Хорошее считать обязательным – этому учит этика.

Давайте постараемся наполнить наш урок нравственным содержанием, не забывая о главной цели урока. Повторите ее.

(Обобщение и закрепление по теме “Сложноподчиненные предложения с разными типами придаточных”.)

2) Работаем сегодня в командах, как и обычно при обобщении по теме.

Напоминаю, что на работу дается 15 минут. В нее входит:

(Вывешивается плакат “Работа в команде” или материал дается через мультимедийный поектор.)

  • распределение заданий членам группы;
  • выполнение задания;
  • заслушивание группой ответов отдельных ребят, сомневающихся в правильности выполнения задания, и оказание им помощи;
  • самооценивание группой работы каждого члена команды.

4-е команды по 5–7 человек собираются по желанию, но учитель старается убедить ребят, чтобы в группе оказались и сильные, и слабые ученики.

3) Самостоятельная работа команд по заданиям.

Задания для команд

Задания для команды № 1.

1. Составьте схему для устного ответа “Сложноподчиненные предложения с разными придаточными”. Схема должна быть четкой, удобной, краткой, как шпаргалка.

2. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями. Во всех ли предложениях это удалось сделать? Почему?

И при зарождении и на закате любви люди всегда испытывают замешательство, оставаясь наедине друг с другом (Ж.Лабрюйер).
Люди не могли бы жить в обществе, не водя друг друга за нос (Ф.Ларошфуко).
И насекомых рой кусает, защищая свои права на жизнь (Д.Байрон).
Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем (Л.Вовенарг).

3. Дайте определение словам “трусливый”, “бесшабашный”, “злобный”, используя местоименно-определительные придаточные. Можно пользоваться толковым словарем.

4. Определите тип придаточных предложений. Расставьте знаки препинания (карточка самопроверки).

Кто слишком много думает о том, чтобы делать добро, тому нет времени быть добрым (Р.Тагор).
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А.Чехов).
Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние (Саади).

5. Составьте предложения по схемам:

1) [ ], ( которого ). 2) [ ], ( чему ). 3) (когда ), [ ]. 4) [ ,(если ), ].

6. Составьте схемы к предложениям. Определите тип придаточных, к чему они относятся и чем прикрепляются к главному предложению (карточка самопроверки).

Если у вас есть возможность явить милосердие, не пропускайте вперед даже учителя (Конфуций).
Тот, кто делает зло, ненавидит людей (А.Фергюсон).
Хотите, чтобы люди поверили в ваши добродетели? Не хвалитесь ими ( Б.Паскаль).

7. Вставьте пропущенные буквы и запятые. Определите тип придаточного предложения (карточка самопроверки).

Чтобы получить пятерку за диктант по изучаемой теме надо хорошо выучить написание следующих слов:

-птимист, пе(с,сс)имист, ф-рфор, че?ствовать р-ф-рендум, пр-з-нтация, э(ф,фф)ект тр-диция, к-нонада, эк-логия, буд-щее газ-фикация, электр-фикация пр-зидент р-сурсы.

Задания для команды № 2.

1. Составьте схему для устного ответа “Сложноподчиненные предложения с разными придаточными”. Схема должна быть четкой, удобной, краткой, как шпаргалка.

2. Превратите простые предложения в сложные, заменяя выделенные слова придаточными предложениями, и вы получите высказывания мудрых людей. Определите тип придаточных предложений (карточка самопроверки).

Люди делают добро часто для обретения возможности безнаказанно творить зло (Ф.Ларошфуко?).
Искренна скорбь плачущего втайне (Д.Байрон).
Оскорбивший никогда не простит (?Г.Гейне).
Очень трудно хвалить заслуживающего похвалы (? К.Гельвеции).

3. Выпишите сложноподчиненное предложение из текста. Сделайте его синтаксический разбор. Какого стиля данный текст? (Карточка самопроверки.)

Мы живем среди людей. Присмотритесь внимательнее к тому, что происходит вокруг. Люди трудятся, идут с работы, на работу, отдыхают, ходят в гости, переносят горести и лишения, достигают поставленной цели и снова ставят перед собой цель. Иные живут и не понимают своего предназначения. Иные умеют сделать свою жизнь горением во имя благородной цели.

4. Используя определительные придаточные предложения, дайте понятие окончания слова, сложного предложения, деепричастия.

Образец: Значимая часть слова, которая находится за корнем и служит для образования новых слов, называется суффиксом.

5. Замените придаточные предложения причастными оборотами и получите известные высказывания. Определите тип придаточных предложений.

Любая страсть, которая владеет человеком, как бы открывает прямой доступ к нему (? Л.Вовенарг).
Характер – это определенная форма воли и интереса, которая делает себя значимой (? Ф.Гегель).
Как ни ужасна война, все же она обнаруживает духовное величие человека, что бросает вызов своему сильнейшему врагу наследственному – смерти (? Г.Гейне).

6. Определите тип придаточых предложений. Составьте схемы предложений (карточка самопроверки).

Где конец добру, там начало злу, а там, где конец злу, там начало добру (Ф.Ларошфуко).
Кто не карает зла, тот способствует его совершению (Леонардо да Винчи).
Доброта и скромность – вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека (Стивенсон).

7. Превратите предложения с прямой речью в сложноподчиненные предложения. Определите тип придаточных предложений (карточка самопроверки).

Мудрый Будда когда-то изрек: “Побеждай ярость любовью, отвечай добром на зло, скупость побеждай щедростью”.

Французский писатель Роллан сказал: “Прекраснейшая музыка души – это доброта”.

Ювенал утверждал: “Ни один злой человек не бывает счастлив”. Какое предложение было сложнее всего превратить в сложноподчиненное? Почему?

Задания для команды № 3

1. Составьте алгоритм определения придаточных обстоятельственных. Приведите по одному примеру на каждый тип.

2. Выпишите из словаря “Энциклопедия афоризмов” (Э.Ворохов. Изд. “АСТ”. М., 2000) из статьи “Лесть” три сложноподчиненных предложения. Определите тип придаточных. Как можно быстро находить в тексте сложноподчиненные предложения?

3. Замените предложения со сравнительными оборотами на сложноподчиненные предложения. Что для этого вы сделали? Во всех ли случаях возможна замена? Почему?

Все добродетели теряются в расчете, как реки в море (Ф.Ларошфуко).
Истина, подобно золоту, не бывает хуже от того, что ее недавно вынесли из рудника (Д.Локк).
В колчане дьявола нет лучшей стрелы для сердца, чем мягкий голос (Д.Байрон).
Никто не бывает так склонен к зависти, как люди самоуниженные (Б.Спиноза).

4. Определите тип придаточных предложений. Составьте схемы предложений (карточка самопроверки).

Кто слишком усерден в малом, тот обычно становится неспособным к великому (Ф.Ларошфуко).
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В.Ключевский).
Чтобы поверить в добро, надо начать делать его (Л.Толстой).
Доносчики изобилуют там, где доносы награждаются (У.Гудвин).

5. Напишите сочинение-миниатюру из 4–5 предложений, размышляя по поводу высказывания немецкого философа и поэта Гете “Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой облик”, используя придаточные предложения.

Задания для команды № 4

1. Составьте алгоритм определения придаточных изъяснительных и определительных. Приведите 2 примера.

2. Выберите три понравившихся афоризма французского моралиста Вовенарга из книги “Энциклопедия мудрости” (Изд. “Буколика”, 2007), являющихся сложноподчиненными предложениями. Определите тип придаточных предложений.

3. Определите, чем присоединяются придаточные предложения к главному. Определите тип придаточных (карточка самопроверки).

Не говори дурно об отсутствующих, ибо это бесчестно (Д.Вашингтон).
Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью (Д.Вашингтон).
Кого Юпитер хочет наказать, того он делает поэтом (Г.Гейне).

4. Замените причастные обороты придаточными предложениями. Определите тип придаточных. Чем они присоединяются к главным предложениям?

Дух, приученный быть доблестным всегда,
Принесть повинную не может без стыда (П.Корнель).
Зависть есть беспокойство (неудовольствие) души, вытекающее из того, что желательным нам благом обладает другой человек, которого мы не считаем более нас достойным владеть им (Г.Лейбниц).
Скромные люди, будучи только свидетелями неприличного поступка, испытывают ощущения, похожие на стыд (Г.Лейбниц).

5. Определите тип придаточных предложений. Составьте схемы сложноподчиненных предложений (карточка самопроверки).

Когда глупец занимает должность, с ним обращаются как с гением (К.Гельвеции).
И ошибка бывает полезна, пока мы молоды, лишь бы не таскать ее с собой до старости (И.В. Гете).
Глупец тот, кто пытается прикрыть собственное ничтожество заслугами своих предков (Г.Гейне).
Исполнять обязанности дружбы несколько потрудней, чем восхищаться ею (Г.Лессинг).

6. Найдите отличия сложноподчиненных предложений.

Люди не всегда бывают тем, чем кажутся (Г.Лессинг).
Чем крупнее человек, тем легче попадают в него стрелы насмешек. В карликов попасть труднее (Г.Гейне).
Тот, кто видит своего бога страдающим, тот легче переносит собственные страдания (Г.Гейне).
Идея – единственное, что никогда не умирает (А.Гумбольдт).

4) Защита проектов (первые задания каждой команды):

– выступления учеников из каждой команды;

– вопросы и ответы по заданию;

– голосование за лучший проект.

5) Представление самых интересных заданий команд (какое задание, решает сама команда).

IV. Итоги урока.

Спасибо, ребята, за работу на уроках. Было очень интересно и познавательно.

  1. Выставление отметок выступавшим учащимся и проверявшим свое задание по карточке самостоятельно (остальные работы учитель берет на проверку).
  2. Выявление проблем при работе в командах (каждой команде персонально) и пожелания в дальнейшей работе.
  3. Ребята сдают отчеты о роли каждого члена команды при выполнении заданий (на листочках при обсуждении выставляются баллы каждому члену команды). Ребята, какую цель мы ставили в начале наших уроков? Выполнили мы ее? Насколько?

V. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение (на выбор):

1. Разработайте нравственный кодекс для:

– жителей необитаемого острова, на который вы попали при кораблекрушении;
– жителей незнакомой далекой планеты, на которую вы прилетели на космическом корабле;
– для своих будущих детей.