Сочинение – описание пейзажа в художественном стиле. Пейзажные зарисовки

Разделы: Русский язык


Цели: дать понятие пейзажной зарисовки; закрепить и углубить представление о пейзаже в художественном стиле речи; учить писать сочинение-описание пейзажа.

ХОД УРОКА

1. Речевая разминка

Зима, зима! Мороз трещит;
Луна в кольце на тверди синей;
Звездится снег; лазурный иней
На чёрных деревах блестит…

(А.Н. Майков)

– Прочитайте строки из стихотворения А.Н. Майкова про себя. Подумайте, какие слова, выражения передают отношение поэта к зимнему пейзажу? Постарайтесь определить, какое оно? (Поэт восхищается зимней ночью – восклицание «Зима, зима!»; олицетворяет природу – «мороз трещит»; передаёт её красоту – «звездится снег», «лазурный иней… блестит».)
– Как вы понимаете выражение «звездится снег»?  (Снег жёсткий, сухой, искрится звёздочками.)
– Понятно ли вам, почему у слова ИНЕЙ эпитет «лазурный»? (От света луны на синем небе иней приобретает лазурный оттенок.)
– Какая  картина предстаёт перед вашим воображением, когда вы читаете эти строки? Попытайтесь нарисовать её словами.
– Какие слова, выражения помогают вам устно нарисовать картину? (Луна в кольце, чёрные дерева, снег, иней, синяя твердь (небо) и т.д.)

2. Работа по теме

– Обратимся к репродукции картины С. В. Герасимова «Лёд прошёл». Что изображено на картине?
– Какое время года запечатлел художник? Поясните ответ. (Конец зимы – начало весны, так как само название говорит о том, что лёд прошёл, река разливается, остатки снега говорят о прошедшей зиме.)
– Какое настроение, какие чувства вызывает у вас это живописное полотно?
– Как достигает художник такого восприятия? Какими средствами художник пользуется для передачи своих чувств, своего отношения к такому явлению природы, как ранняя весна? (Художник использует определённые краски: прозрачные, неяркие, холодные тона. Вся картин пронизана ощущением  свежести, мягкости.)
– Итак, мы обратились к изображению природы в разных видах искусства: в литературе, живописи, музыке, определили, каким настроением каждое изображение проникнуто, какие чувства вызывает у вас. Такое изображение называется пейзажной зарисовкой. Более ясное толкование этого понятия даёт Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова: зарисовка – то же, что рисунок; рисунок – нарисованное изображение, воспроизведение чего-нибудь. Следовательно, пейзажная зарисовка – изображённая природа (в живописи – красками, в музыке – звуками, в литературе – словами).
– Обратимся к словам К.Г. Паустовского, который взят в качестве эпиграфа к уроку. Прочитайте их.  «Если писатель, работая не видит за словами того, о чём он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними. Но если писатель хорошо видит то, о чём он пишет, то самые простые и порой даже стёртые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».
– Что писатель считает главным в пейзажных зарисовках? 
– Что, по мнению Паустовского, необходимо для того, чтобы по-настоящему описывать природу? 
– Что же видели за словами русские писатели? У кого из известных вам по урокам литературы художников слова вы встречались с пейзажными зарисовками?  В каких произведениях? (В повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», в стихах Ф. Тютчева, А.Фета, И.Никитина и др.)  
– Прочитайте внимательно про себя отрывок из повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
«Всё светилось. Метели как и не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звёздами. Мороз как бы потеплел».
– Что привлекло внимание писателя в рождественской ночи? (Внимание писателя привлёк снег.)
– Как и в чём этот отрывок перекликается с отрывом из стихотворения Майкова? (Н.В.Гоголь и А.Н. Майков любуются зимним пейзажем. Снег – предмет наблюдения обоих авторов, оба описывают его похоже – «звездится снег» и «снег… обсыпался хрустальными звёздами».)
– Отметьте, какие изобразительные средства языка использует Н. В. Гоголь, чтобы показать очарование, красоту рождественской ночи? (Н.В.Гоголь использует эпитеты «серебряным полем», «хрустальные звёзды»; метафоры «снег загорелся», сравнения «снег загорелся… серебряным полем».)
– Мы  проанализировали несколько зарисовок природы, пейзажных зарисовок. На основе анализа попытаемся определить порядок работы над сочинением:
– Подумайте, что вы хотите «нарисовать» словом?
– Какова будет главная мысль вашей зарисовки? Какие чувства вы хотите вызвать ею у читателя?
– Какие выразительные средства языка вы используете в своей работе?
– Попробуйте устно составить пейзажную зарисовку на тему «А за окном зима…».

3. Задание на дом

– Следуя инструкции, составленной на уроке, напишите сочинение-описание зимнего пейзажа.  Тему определите сами.

Приложение 1