Цели:
1) обучающая: формировать у учащихся представление о дробных числительных, их составных частях и склонении; учить применять дробные числительные в речи;
2) развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов, например, памяти, внимания, смекалки; развивать умение анализировать предложенный учебный материал, приводить примеры;
3) воспитательная: : воспитывать внимательное отношение к слову.
Ход урока
1. Слово учителя.
Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Мир вокруг нас постоянно развивается, и мы должны поспешить за ним, никак нельзя отставать! Поэтому сегодня на уроке нам поможет компьютер. Что ж… Вперёд!
2. По следам домашних заданий.
1) Фронтальная работа. Синтаксическая минутка.
Я собрал на улицах города (не) больш..й отряд из трёх сорванц…в.
- Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы.
- Выполнить синтаксический разбор предложения.
- Описать использованное числительное.
2) Фронтальная работа. “Целое и части”.
Около менее примерно свыше более почти |
двести сорок пятьсот девяносто семьдесят семнадцать |
- Соединить слова из двух столбиков, определить падеж числительных.
- Почему записанные сочетания слов не являются словосочетаниями? Дополните их так, чтобы получились словосочетания.
- Какое количество обозначают эти словосочетания: точное или приблизительное?
3) Индивидуальная работа.
555 роз.
- Изменить по падежам сочетание слов, указать все особенности числительного при склонении.
4) “Адресные” карточки.
2. Интрига.
1) Беседа.
- Какими ещё способами в русском языке можно обозначить приблизительное количество? Возможно, вам помогут иллюстрации, подобранные к уроку!
Вывод: тема сегодняшнего урока “Дробные числительные”.
- Какой корень в этом слове? О чём он “рассказывает”?
2) “Опросик”.
- Когда встречались с дробями?
- Из каких частей состоят дроби?
Вывод: дробные числительные так же, как и дроби, состоят из числителя и знаменателя.
- Приведите примеры дробных числительных, укажите их составные части.
3. Движение темы.
1) Анализ примеров.
Пять/шестых дома
- Что представляет собой числитель дробного числительного? (Количественное числительное, которое изменяется как числительное, обозначающее целое число).
- А знаменатель дробного числительного? (Порядковое числительное, которое изменяется как прилагательное во множественном числе).
2) “Я знаю это!”.
3/5, 7/8, 4/9, 48/63
0,5 ; 2,99
- Заменить дроби дробными числительными, подобрав к ним существительные. В каком падеже употребляются существительные при дробных числительных?
3) Работа с учебником.
- стр. 154;
- Каким материалом можно дополнить сегодняшний урок?
4) “Это интересно!”
1 вариант “Великие математики”.
9 3/4+ 1=
0, 66+ 0,04=
60,7+ 40,8=
- Решить примеры. Записать их, заменив дроби дробными числительными. Определить падеж дробных числительных.
- Самопроверка.
2 вариант “Объяснительный диктант”.
Самый маленький зверёк – карликовая белозубка. Она не превышает в длину 4,5 сантиметра и весит 1 ? грамма. Зверёк уничтожает вредных насекомых. За сутки съедает в 3-4 раза больше своего веса и засыпает до 70 раз!
- Записать текст под диктовку учителя.
- Заменить цифры числительными, указать их падеж.
4. Итог. Д/з.
1) Итог.
- Какими способами в русском языке можно обозначить приблизительное количество?
2) Д/з: - стр. 154;
- упр. 367.
См. презентацию.