Урок русского языка в 6-м классе "А метели – зимы как хорошо изображены!" (обобщение по теме "Имя прилагательное")

Разделы: Русский язык


«А метели-зимы как хорошо изображены!»
Л. Толстой

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное;
  • развивать навыки критического мышления, способности реализовать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий;
  • воспитывать у учащихся чувство прекрасного.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно время года не может нас порадовать такими великолепными пейзажами.

(Слайды с изображением зимы).

Искусник-мороз «убирает в алмазы, жемчуг, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным белым одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору.

– Запись темы урока.

– Что, по вашему мнению, значит «хорошо изображены»? (Прекрасно изображается зима в произведениях известных авторов. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», повесть «Метель» Пушкин.)

– Приведите примеры.

– Зачитать тексты.

Ученик 1:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
А.С. Пушкин

– Приведите примеры олицетворений и эпитетов, выделите карандашом в тексте.

II. Текст Чехова

Ученик 2:

Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера ..., и в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег.

Учитель:

– Что описывает автор?

– В чём вы видите особенность «хорошего изображения снега»?

– Какие чувства вызывает у вас эта картина зимней природы?

– Найдите слова, обозначающие цвет. Какой частью речи они являются? Как вы определили?

– Дайте определение прилагательного.

– Подберите эпитеты к слову снег (мягкий, лёгкий, пушистый, пышный, серебристый...).

Чехов не один раз повторяет слово «снег», которое даже без эпитетов может многое сказать. Вместе с автором мы не только видим первый, «молодой снег, но и чувствуем его запах, слышим его мягкий хруст под ногами и даже ощущаем у себя на ладони холодок тающей снежинки.

Чеховский текст представляет собой блестящую иллюстрацию использования в художественной речи прилагательных.

Задание 1. Выпишите из текста 3 словосочетания прилагательное + существительное. И объясните, пользуясь памяткой, какие особенности этой части речи отражены в самом термине «прилагательное».

Текст проецируется на экран.

  • Прилагательное – это ... часть речи.
  • Прилагательное в речи связано с ... , как бы «прилагается» к нему, потому что обозначает ... предмета, названного этим существительным.
  • Имя прилагательное связано с существительным, к которому «прилагается», не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в роде, числе, падеже.
  • Отличительные особенности морфологических признаков имён прилагательных:
    они изменяются не только по... и ..., но и по...;
    во множественном числе род прилагательных не определяется, так как форма прилагательного при существительных разного рода одинакова.
  • В предложении прилагательные чаще всего бывают ... или ....

– Вспомните, какой постоянный признак имеет прилагательное? (Разряд)

– На какие разряды делятся прилагательные?

– Как определить разряд?

Задание 2. Вам предстоит заполнить таблицу в соответствии с разрядами прилагательных по значению.

Качественные

Относительные

Притяжательные

На доске.

Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее.
По первой пороше охотники пошли на охоту. Весь день слышался по лесу заливистый собачий лай.

Учитель:

– Вернёмся к заданию! (к чеховскому тексту)

– Какому прилагательному Чехов отдал предпочтение, описывая первый снег? (белый)

– Что может быть белым всегда, постоянно?

– Во втором предложении найдите прилагательные и подчеркните их как члены предложения.

– Какими членами предложения являются прилагательные белый, молодой, пушистый?

– А какова синтаксическая роль кратких прилагательных?

– Имеет ли краткую форму прилагательное белый?

– А всегда ли снег одинаков. От чего зависит его состояние, вид? (от времени суток, погоды, каких-то других обстоятельств).

Снег глазами художников. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Февраль» из «Времён года»).

Учитель:

Задание 3. Рассмотрите репродукции известных художников и подберите цветовую лексику (эпитеты) к слову СНЕГ.

На доске

  молочный
жемчужный
опаловый
БЕЛЫЙ
Светло-
Тёмно-
Ярко-
Нежно-
небесный
лазурный
бирюзовый
ГОЛУБОЙ
  пепельный
серебристый
СЕРЫЙ
  зеленый
синий
 
  фиолетовый
лиловый
сиреневый
розовый
багровый
 

Объяснить значение непонятных слов.

III. Работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

– Обратите внимание на эту чудесную репродукцию.

Её автор – замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь, его пейзажные картины «Сентябрьский снег», «Белая зима», «Февральская лазурь» и др. проникнуты радостным, светлым чувством.

Ученик 3:

Чтение текста.

Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

– Почему картина названа именно «Февральская лазурь»? (своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день).

– Какова основная мысль художника? (он увидел небывалый праздник лазоревого неба ... )

Словарная работа: лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый. Записать в тетрадь. Лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветви, сапфировые тени.

Определить разряд, разобрать прилагательные по составу.

IV. Практические задания.

1. Запишите словосочетания, подобрав к существительным прилагательные.

Определите род, выделите окончания.

В ... лесу, ... воздух, по ... дороге, ... утро, ... днём.

– Как определить окончание прилагательного?

Опорная схема
Прилагательное

Какой? (-ый, -ий, -ой) Какое? (-ое,-ее) Какая? (-ая, яя).

2. Списать словосочетания, обозначив графически окончания прилагательных.

Зимн… леса, мягк... снегом, син... отблеском, удивительн... тишиной, ледян… узорами.

– Произведите морфологический разбор одного прилагательного.

V. А какой же была зима у нас? Фото-слайды. (Под музыку).

Чтение поэтических текстов

Ученик 4:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет.
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин.

Ученик 5:

Неба чистейшая просинь сквозила в вершинах берёз,
Чистейшего снега,
Белейшего снега
Зима отряхнула
На рощу с разбега.
М. Дудин.

Ученик 6:

Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.

VI. Игра. Замени словосочетания одним словом, близким по смыслу.

– Очень сильный мороз (трескучий).

– Очень холодная вода (студёная).

– Очень густой лес (дремучий).

– Очень маленькая снежинка (крохотная).

– Очень большое дерево (огромное).

VII. Самостоятельная работа по вариантам с взаимопроверкой.

Синтаксический разбор предложений, определить части речи.

1 вариант. Белый снег пушистый в воздухе кружится.

2 вариант. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.

VIII. Роль прилагательных в речи.

– Как вы думаете, для чего нужны прилагательные в речи? (Без них наша речь не могла бы быть точной, меткой и выразительной).

И это действительно так. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов В художественном описании невозможно обойтись без прилагательных. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, точнее передать настроение. А под пером мастера они приобретают волшебную силу.

– Представьте себе на миг, что в языке не оказалось ни одного прилагательного. Докажите, что без этого вечного спутника существительного невозможно передать красоту, особое очарование зимнего пейзажа.

IX. Интерактивная доска.

– Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.

Великолепен вид леса! Все полянки и тропинки покрыты... снегом. В нём синеют следы. Здесь пробежал заяц. ...воздух тонок и жгуч. Снег опушил деревья и кусты. По ним скользят ... лучи и обсыпают их ... блеском.

(белым, морозный, солнечные, хрустальным, серебряным).

X. Подведение итогов.

– Так за что же мы любим зиму?

XI. Домашнее задание. Творческая работа.

За что я люблю зиму.