«А метели-зимы как хорошо изображены!»
Л. Толстой
Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя прилагательное;
- развивать навыки критического мышления, способности реализовать свои чувства, настроения, ассоциации через систему творческих заданий;
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Оборудование: презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Мы все любим зиму с её чудесным мягким морозцем и снегом, который лежит кругом и сверкает на солнце. Ни одно время года не может нас порадовать такими великолепными пейзажами.
(Слайды с изображением зимы).
Искусник-мороз «убирает в алмазы, жемчуг, серебро» леса, поля и степи, украшает ослепительным белым одеянием улицы, крыши домов, радуя взрослых и детвору.
– Запись темы урока.
– Что, по вашему мнению, значит «хорошо изображены»? (Прекрасно изображается зима в произведениях известных авторов. «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Зимняя дорога», повесть «Метель» Пушкин.)
– Приведите примеры.
– Зачитать тексты.
Ученик 1:
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа,
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
А.С. Пушкин
– Приведите примеры олицетворений и эпитетов, выделите карандашом в тексте.
II. Текст Чехова
Ученик 2:
Недавно шёл первый снег, и всё в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег, земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах – всё было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера ..., и в душу вместе со свежим, лёгким морозным воздухом просилось чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег.
Учитель:
– Что описывает автор?
– В чём вы видите особенность «хорошего изображения снега»?
– Какие чувства вызывает у вас эта картина зимней природы?
– Найдите слова, обозначающие цвет. Какой частью речи они являются? Как вы определили?
– Дайте определение прилагательного.
– Подберите эпитеты к слову снег (мягкий, лёгкий, пушистый, пышный, серебристый...).
Чехов не один раз повторяет слово «снег», которое даже без эпитетов может многое сказать. Вместе с автором мы не только видим первый, «молодой снег, но и чувствуем его запах, слышим его мягкий хруст под ногами и даже ощущаем у себя на ладони холодок тающей снежинки.
Чеховский текст представляет собой блестящую иллюстрацию использования в художественной речи прилагательных.
Задание 1. Выпишите из текста 3 словосочетания прилагательное + существительное. И объясните, пользуясь памяткой, какие особенности этой части речи отражены в самом термине «прилагательное».
Текст проецируется на экран.
- Прилагательное – это ... часть речи.
- Прилагательное в речи связано с ... , как бы «прилагается» к нему, потому что обозначает ... предмета, названного этим существительным.
- Имя прилагательное связано с существительным, к которому «прилагается», не только по значению, но и по форме: согласуется с ним в роде, числе, падеже.
- Отличительные особенности морфологических признаков имён прилагательных:
они изменяются не только по... и ..., но и по...;
во множественном числе род прилагательных не определяется, так как форма прилагательного при существительных разного рода одинакова. - В предложении прилагательные чаще всего бывают ... или ....
– Вспомните, какой постоянный признак имеет прилагательное? (Разряд)
– На какие разряды делятся прилагательные?
– Как определить разряд?
Задание 2. Вам предстоит заполнить таблицу в соответствии с разрядами прилагательных по значению.
Качественные |
Относительные |
Притяжательные |
На доске.
Подули холодные ветры. Голые стояли в лесу деревья – ждали зимней одежды. Ели и сосны стали ещё зеленее.
По первой пороше охотники пошли на охоту. Весь день слышался по лесу заливистый собачий лай.
Учитель:
– Вернёмся к заданию! (к чеховскому тексту)
– Какому прилагательному Чехов отдал предпочтение, описывая первый снег? (белый)
– Что может быть белым всегда, постоянно?
– Во втором предложении найдите прилагательные и подчеркните их как члены предложения.
– Какими членами предложения являются прилагательные белый, молодой, пушистый?
– А какова синтаксическая роль кратких прилагательных?
– Имеет ли краткую форму прилагательное белый?
– А всегда ли снег одинаков. От чего зависит его состояние, вид? (от времени суток, погоды, каких-то других обстоятельств).
Снег глазами художников. (Звучит пьеса П.И. Чайковского «Февраль» из «Времён года»).
Учитель:
Задание 3. Рассмотрите репродукции известных художников и подберите цветовую лексику (эпитеты) к слову СНЕГ.
На доске
молочный жемчужный опаловый |
БЕЛЫЙ | |
Светло- Тёмно- Ярко- Нежно- |
небесный лазурный бирюзовый |
ГОЛУБОЙ |
пепельный серебристый |
СЕРЫЙ | |
зеленый синий |
||
фиолетовый лиловый сиреневый розовый багровый |
Объяснить значение непонятных слов.
III. Работа по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»
– Обратите внимание на эту чудесную репродукцию.
Её автор – замечательный художник Игорь Эммануилович Грабарь, его пейзажные картины «Сентябрьский снег», «Белая зима», «Февральская лазурь» и др. проникнуты радостным, светлым чувством.
Ученик 3:
Чтение текста.
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
– Почему картина названа именно «Февральская лазурь»? (своё название картина получила потому, что на ней изображён прекрасный солнечный февральский день).
– Какова основная мысль художника? (он увидел небывалый праздник лазоревого неба ... )
Словарная работа: лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый. Записать в тетрадь. Лазоревое небо, жемчужные берёзы, коралловые ветви, сапфировые тени.
Определить разряд, разобрать прилагательные по составу.
IV. Практические задания.
1. Запишите словосочетания, подобрав к существительным прилагательные.
Определите род, выделите окончания.
В ... лесу, ... воздух, по ... дороге, ... утро, ... днём.
– Как определить окончание прилагательного?
Опорная схема
Прилагательное
Какой? (-ый, -ий, -ой) Какое? (-ое,-ее) Какая? (-ая, яя).
2. Списать словосочетания, обозначив графически окончания прилагательных.
Зимн… леса, мягк... снегом, син... отблеском, удивительн... тишиной, ледян… узорами.
– Произведите морфологический разбор одного прилагательного.
V. А какой же была зима у нас? Фото-слайды. (Под музыку).
Чтение поэтических текстов
Ученик 4:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет.
И ель сквозь иней зеленеет.
И речка подо льдом блестит.
А.С. Пушкин.
Ученик 5:
Неба чистейшая просинь сквозила в вершинах берёз,
Чистейшего снега,
Белейшего снега
Зима отряхнула
На рощу с разбега.
М. Дудин.
Ученик 6:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев.
VI. Игра. Замени словосочетания одним словом, близким по смыслу.
– Очень сильный мороз (трескучий).
– Очень холодная вода (студёная).
– Очень густой лес (дремучий).
– Очень маленькая снежинка (крохотная).
– Очень большое дерево (огромное).
VII. Самостоятельная работа по вариантам с взаимопроверкой.
Синтаксический разбор предложений, определить части речи.
1 вариант. Белый снег пушистый в воздухе кружится.
2 вариант. В поле чистом серебрится снег волнистый и рябой.
VIII. Роль прилагательных в речи.
– Как вы думаете, для чего нужны прилагательные в речи? (Без них наша речь не могла бы быть точной, меткой и выразительной).
И это действительно так. Учёные установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов В художественном описании невозможно обойтись без прилагательных. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, придать описанию образность, яркость, точнее передать настроение. А под пером мастера они приобретают волшебную силу.
– Представьте себе на миг, что в языке не оказалось ни одного прилагательного. Докажите, что без этого вечного спутника существительного невозможно передать красоту, особое очарование зимнего пейзажа.
IX. Интерактивная доска.
– Вставьте в текст подходящие по смыслу прилагательные.
Великолепен вид леса! Все полянки и тропинки покрыты... снегом. В нём синеют следы. Здесь пробежал заяц. ...воздух тонок и жгуч. Снег опушил деревья и кусты. По ним скользят ... лучи и обсыпают их ... блеском.
(белым, морозный, солнечные, хрустальным, серебряным).
X. Подведение итогов.
– Так за что же мы любим зиму?
XI. Домашнее задание. Творческая работа.
За что я люблю зиму.