Цели:
- отрабатывать правописание предлогов и приставок;
- развивать внимание и орфографическую зоркость;
- воспитывать любовь к природе.
Оборудование: Приложение, проектор, экран, раздаточный материал.
I. Организационный момент
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
II. Чистописание
Во, по, про, со, под, об
- Что интересное вы заметили?
- Как вы думаете, какой частью слова могут являться такие сочетания букв? Что позволило объединить эти сочетания букв в одну группу?
III. Словарь
Налетел ветерок, и опустились снежинки к нам в тетради словарными словами. Прочитайте про себя словарные слова. (Слайд 2)
Ветер, завтрак, мороз, восток, коньки, картофель, январь, апрель, декабрь, сентябрь, февраль, иней.
- Назовите и запишите в тетрадь слова только подходящие к зимней тематике. Вставьте пропущенные буквы (Слайд 3)
вет…р, м…роз, …нварь, д…кабрь, ф…враль, к…ньки, ин…й.
IV. Объявление темы урока
- Сегодня на уроке мы с вами повторим то, что изучали на последних уроках, а именно: состав слова и орфограммы, которые встречаются в разных частях слова.
- Какие части слова вы знаете? (Слайд 4)
- С помощью каких частей слова образуются новые слова?
- Для чего нужно окончание?
- Выберите верное утверждение:
1. Корень – это часть речи.
2. Корень – это часть слова.
- Может ли слово быть без корня? (Суффикса, приставки)
- Какие орфограммы корня вы знаете?
- Что такое приставка?
- Что такое суффикс?
- Зачем они нужны?
V. Орфографический тренинг
1) - Выпишите слова с выделенными орфограммами, выделите ту часть слова, где находится орфограмма и объясните её. (Слайд 5)
В лес примчался первый снег.
Попросился на ночлег.
Перепуганный не в шутку,
Примерять стал зайчик шубку!
Без иголки, без портного
Шубка новая готова.
- Вспомните, как пишутся приставки?.
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
2) - А у нас февральская метель перепутала все приставки. Подумайте и исправьте ошибки. (Слайд 6)
вырывной календарь
нашейник
переменять
докоснулся
от-, о-, по-, при-
3) Различение приставок и предлогов
- Мы с вами говорили о приставках. Но есть одна часть речи, которую вы часто путаете с приставками. Какая? Как отличить предлог от приставки? Спишите текст и откройте скобки. (Слайд 7, 8)
(За) метает пурга белый путь,
Хочет (в) мягких снегах
(По) тонуть.
Ветер резвый уснул
(На) пути.
Не проехать (в) лесу,
Не пройти.
Долго мы ждали в этом году приход снежной зимы. Она пришла неожиданно. Засыпала город снегом, завалила сугробами. И хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок.
VI. Физминутка для глаз “Поймай снежинку”
(Слайд 9, 10)
VII. Поэтическая минутка
- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с ее суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки.
Сейчас я вам прочитаю стихотворение В. Фетисова “Зима пришла”. В тексте нам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их (папаха, нахлобучила, хлыст). Значение какого слова вы можете объяснить?
Папаха – высокая меховая шапка.
Нахлобучила – надвинуть головной убор низко на лоб.
Холст – льняная ткань из толстой пряжи.
Я читаю, а вы попробуйте представить то, о чем говорится в стихотворении.
Зима пришла
Ночью ветер волком выл
И по крышам палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В.Фетисов
- Назовите слова с предлогами, с приставками.
VIII. Подбор родственных слов с помощью суффиксов
.- Какие слова называются родственными или однокоренными?
- С помощью чего можно образовать новые слова? Чем отличаются однокоренные слова от форм одного и того же слова?
- Выпишите только родственные слова к словам снег, мороз (по вариантам), выделите ту часть слова, с помощью которой они были образованы. (Слайд 11, 12)
Снег, морозный, морозище,
снежный, по снегу, морозная
изморозь, снежок, снеговик,
заморозки, мороз, подснежник.
IX. Работа с деформированным предложением
Составьте из слов каждой строчки предложения. Приставки и предлоги выделите.
(Слайд 13)
Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.
- Почему птицам зимой нужно помогать?
X. Домашнее задание
- Дома вам предстоит написать небольшой рассказ. Я даю опорные слова (на снеговике), а вы составляете предложения. В тексте приставки и предлоги выделите. (Слайд 14)
XI. Итог урока
- Что мы повторяли на уроке? Кому было трудно? Кому урок понравился?
Спасибо за работу! (Слайд 15)