Урок русского языка во 2-м классе "Правописание приставок и предлогов"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • отрабатывать правописание предлогов и приставок;
  • развивать внимание и орфографическую зоркость;
  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: Приложение, проектор, экран, раздаточный материал.

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

II. Чистописание

Во, по, про, со, под, об

- Что интересное вы заметили?

- Как вы думаете, какой частью слова могут являться такие сочетания букв? Что позволило объединить эти сочетания букв в одну группу?

III. Словарь

Налетел ветерок, и опустились снежинки к нам в тетради словарными словами. Прочитайте про себя словарные слова. (Слайд 2)

Ветер, завтрак, мороз, восток, коньки, картофель, январь, апрель, декабрь, сентябрь, февраль, иней.

- Назовите и запишите в тетрадь слова только подходящие к зимней тематике. Вставьте пропущенные буквы (Слайд 3)

вет…р, м…роз, …нварь, д…кабрь, ф…враль, к…ньки, ин…й.

IV. Объявление темы урока

- Сегодня на уроке мы с вами повторим то, что изучали на последних уроках, а именно: состав слова и орфограммы, которые встречаются в разных частях слова.

- Какие части слова вы знаете? (Слайд 4)

- С помощью каких частей слова образуются новые слова?

- Для чего нужно окончание?

- Выберите верное утверждение:

1. Корень – это часть речи.

2. Корень – это часть слова.

- Может ли слово быть без корня? (Суффикса, приставки)

- Какие орфограммы корня вы знаете?

- Что такое приставка?

- Что такое суффикс?

- Зачем они нужны?

V. Орфографический тренинг

1) - Выпишите слова с выделенными орфограммами, выделите ту часть слова, где находится орфограмма и объясните её. (Слайд 5)

В лес примчался первый снег.
Попросился на ночлег.
Перепуганный не в шутку,
Примерять стал зайчик шубку!
Без иголки, без портного
Шубка новая готова.

- Вспомните, как пишутся приставки?.

Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.

2) - А у нас февральская метель перепутала все приставки. Подумайте и исправьте ошибки. (Слайд 6)

вырывной календарь

нашейник

переменять

докоснулся

от-, о-, по-, при-

3) Различение приставок и предлогов

- Мы с вами говорили о приставках. Но есть одна часть речи, которую вы часто путаете с приставками. Какая? Как отличить предлог от приставки? Спишите текст и откройте скобки. (Слайд 7, 8)

(За) метает пурга белый путь,
Хочет (в) мягких снегах
(По) тонуть.
Ветер резвый уснул
(На) пути.
Не проехать (в) лесу,
Не пройти.

Долго мы ждали в этом году приход снежной зимы. Она пришла неожиданно. Засыпала город снегом, завалила сугробами. И хозяйничает по-царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек-снежинок.

VI. Физминутка для глаз “Поймай снежинку”

(Слайд 9, 10)

VII. Поэтическая минутка

- Всем известно, что у природы нет плохой погоды. И зима с ее суровым характером все же волнует нас, а у людей с особым поэтическим даром вызывает не просто слова восхищения, а чудесные стихотворные строки.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение В. Фетисова “Зима пришла”. В тексте нам встретятся незнакомые слова. Прочитайте их (папаха, нахлобучила, хлыст). Значение какого слова вы можете объяснить?

Папаха – высокая меховая шапка.

Нахлобучила – надвинуть головной убор низко на лоб.

Холст – льняная ткань из толстой пряжи.

Я читаю, а вы попробуйте представить то, о чем говорится в стихотворении.

Зима пришла

Ночью ветер волком выл
И по крышам палкой бил.
Утром глянули в окно,
Там – волшебное кино:
Раскатала белый холст,
Набросала светлых звезд.
И папахи на дома
Нахлобучила зима.
В.Фетисов

- Назовите слова с предлогами, с приставками.

VIII. Подбор родственных слов с помощью суффиксов

.- Какие слова называются родственными или однокоренными?

- С помощью чего можно образовать новые слова? Чем отличаются однокоренные слова от форм одного и того же слова?

- Выпишите только родственные слова к словам снег, мороз (по вариантам), выделите ту часть слова, с помощью которой они были образованы. (Слайд 11, 12)

Снег, морозный, морозище,

снежный, по снегу, морозная

изморозь, снежок, снеговик,

заморозки, мороз, подснежник.

IX. Работа с деформированным предложением

Составьте из слов каждой строчки предложения. Приставки и предлоги выделите.

(Слайд 13)

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.

Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.

Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

- Почему птицам зимой нужно помогать?

X. Домашнее задание

- Дома вам предстоит написать небольшой рассказ. Я даю опорные слова (на снеговике), а вы составляете предложения. В тексте приставки и предлоги выделите. (Слайд 14)

XI. Итог урока

- Что мы повторяли на уроке? Кому было трудно? Кому урок понравился?

Спасибо за работу! (Слайд 15)