Воображение – начало творчества.
Б. Шоу.В каждом человеке солнце.
Только дайте ему светить.
Сократ
Сегодня к школе приковано особое внимание. Стране нужны инициативные, думающие, подготовленные к жизни, труду люди – таких должна выпускать школа.
Главная ответственность за это лежит на плечах учителей, многое зависит от их работы.
Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие творчества, самостоятельности учащихся, широкое вовлечение каждого из них в живой процесс сотрудничества учителя с классом, с каждым учеником. Многие учителя прилагают немало усилий для того, чтобы процесс обучения был радостным, интересным для всех учеников и при этом обеспечивал бы глубокое усвоение учебного материала.
Кому из учителей не известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Каждый урок русского языка начинаю со словарной работы. У каждого ученика есть индивидуальный словарик, куда записываем новые и непонятные слова. При знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием проводится в такой последовательности: чтение слова, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением, проговаривание слова вслух, письмо слова в словариках, разбор по составу, подбор родственных слов, составляем с этим словом предложения.
Как и другие учителя использую словарные диктанты, запись цепочкой, кодированные диктанты, использую словарные слова из словаря в ребусах.
Знакомство детей с омонимами, синонимами, антонимами. Например омонимы-загадки
- Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (Нос)
- В тетради я бываю косая и прямая. В другом своём значении я планка для черчения. И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (Линейка)
- Я в дверях, я в замке, я и в нотной строке, я и гайку отвинчу и могу, если захочу, телеграмму передать и загадку разгадать. (Ключ)
Знакомство с антонимами.
- Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой
И в бутылках лимонада,
А зовут меня (прохлада)
- Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я (зима).
Использую стихотворные упражнения для запоминания различных правил.
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи,
Шиповник, шины, камыши,
Машины и карандаши,
Кружить, служить, дружить и жить,
Спешить, смешить, шипеть и шить.
Все сочетания жи и ши
Ты только с буквой И пиши!
Есть стихи с ча-ща, чу-щу, чк, чн
Разделительный мягкий знак
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, жильё, семья
(листья, крылья, стулья)
Перед я, ю, и, е, ё, есть и но твёрдый знак.
Безударные гласные
Безударный хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Парные звонкие и глухие согласные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным мой друг,
Парный сразу проверяй,
Слово смело изменяй
«зуб – на зубы», «лёд – на льды»
Будешь грамотным и ты.
Буквы заблудились.
На виду у детворы
Крысу красят маляры. (крышу)Летит лентяй на раскладушке,
Грызёт, похрустывая, пушки. (сушки)
Кроме стихотворных упражнений использую кроссворды, ребусы. Над ответами можно провести любую работу.
Так как времени у нас на уроке не хватает, приходится экономить его на всём, особенно на повторении. Я использую перфокарты по теме «Парные звонкие и глухие согласные», «Разбор слова по составу», «Проверка слов из словаря».
При повторении изученного материала использую индивидуальные карточки с заданиями. Их я использую для работы со слабыми учащимися.
Использую плакаты.
- Образуйте слова с разделительным твёрдым знаком использую приставки.
- Кто больше придумает слов с разделительным твёрдым знаком.
- Разбор придуманных слов по составу.
- Образовать имена существительные, прилагательные, глаголы.
Игры в слова
Приводится слово гастроном
Вышел важный астроном
Вышел маг, и вышел гном.
Игра «Составьте слово»
Предлагаются слоги. Последний слог слова является первым следующего. Например: мо-ло-ко, ко-ро-ва, ва-лен-ки и т.д.
Система развивающего обучения нацелена на высокую результативность образования, воспитания и развития младших школьников, сориентирована на то, чтобы обучение развивало ученика, вооружало его практическими действиями.