Цели:
I. Образовательная:
- Уточнение и расширение знаний об обращении, как особой структурной части предложения.
- Усовершенствование навыков конструирования предложений с обращениями.
- Акцентировать внимание на интонации, на место обращений в предложениях и на постановку знаков препинания при них.
II. Воспитательная:
- Воспитывать уважение к говорящему и самостоятельности суждений об обращении как к этикетному знаку, воспитывать культуре речи.
III. Развивающая:
- Развивать память, мышление.
IV. Содержание урока:
- Объявление темы и цели урока.
- Мыслительная разминка. Записать угаданные слова по их лексическим значениям:
- Женская одежда от талии и ниже (юбка).
- Страна света противоположная северу (юг).
- Очень молодой возраст, период ранней молодости (юность).
- Хорошая, широкая дорога для автомобилей (шоссе).
- Боковая часть лица от носа до уха (щека).
- Очень тихая речь (шепот).
- Все люди (человечество).
- Специальная жидкость, которой пишут (чернила).
- Спортивная игра на коньках (хоккей).
- Растение, из плодов которого делают ситец и некоторые другие ткани (хлопок).
Назовите орфограммы в словах; найдите сложное слово; найдите слово, в котором перестановка ударения изменит его лексическое значение; найдите иностранные слова; выполните разбор по составу сложного слова.
V. Повторение.
а) Ответьте на вопросы:
Что такое обращение?
Чем может выражаться обращение?
Как выделяется обращение на письме?
Какие могут быть обращения?
Является ли обращение каким-либо членом предложения?
б) Чтение стихотворения
Ты, Россия моя .
Мать – Россия моя,
С чем тебя мне сравнить?
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить.
Ты, Россия моя,
Золотые края,
Ты, Россия моя,
заветная!
За твою широту,
За твою красоту
Я люблю тебя,
Родина светлая!
Все, что в сердце моем,
Все, чем в жизни живу,
Все, что было и есть,
Я Россией зову…
(С. Островой.)
Назовите все обращения в стихотворении и скажите, какое место занимает обращение в предложениях?
(Презентация. Слайд1)
Найдите обращения в предложениях, записанных на доске .
Москва, всех столиц чудесней ты. (В. Винников) Дай руку, товарищ далекий, мы рядом с тобою стоим. Здравствуйте, легкие звезды пушистого, первого снега.
(А.Сафонов) Цветите, юные! И здоровейте телом. (С. Есенин) Где сейчас ты, девушка Наташа ,синеглазка с черною косой? Услышь меня , хорошая, услышь меня , красивая, заря моя, вечерняя, любовь неугасимая. Степанушка, родной, не выдай, милый!
Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
Новая тема.
а ) Работа по таблице
“ Обращение”
(Слайд 2)
б ) Словарная работа.
(Слайд 3)
Этикет – французкое слово. Означало “ этикетка”, “ ярлык”.
в ) Слово учителя:
Называя собеседника, мы как бы выбираем для него подходящий к случаю ярлык. Это речевое действие, состоящее из призыва и называния одновременно. Основная функция обращения– привлечение внимания, призыва собеседника. Это явление звательности. В нем происходит в разговорном стиле значительные изменения:
- Усечение суффикса или окончания (в собственном имени или наименовании родства).
- Устная речь допускает стяжение даже в имени – отчестве. Стяженность – настолько яркий признак русского обращения.
Например: Петь! Тань! Мам!
Все это норма литературного употребления.
Запишите несколько имен и отчества при помощи стяженности.
Наталья Ивановна– Наталь Иванна.
Зинаида Павловна– Зинаида Пална.
Василий Юрьевич– Василь Юрьич.
Приведите примеры стяженности имен по нашей школе.
г ) Работа по карточке.
К-1: Галя хотела позвать Котьку умываться, но он сам пришел в ванную:
– Теть Галь, мне нужна коробка из-под обуви. (Н. Соротокина)
К-2: – Шурк! – позвала бабка
– А?
– Павла-то, наверное, в Кремль пускают? (В. Шукшин) .
Найдите стяжения в данных примерах и поставьте в исходное положение.
д ) Ситуации для учащихся.
Простое действие – назвать собеседника – не всегда удается.
С-1: На улице стоит парень.
Спросите как пройти к улице Московская. Адресат вам незнаком.
(Сценка на улице. )
– Эй, парень!
– Какой я вам парень
– Простите, гражданин.
(Фамильярно – грубое Эй! бытует разве что в среде подростков.)
Беседа по ситуации.
С-2: Как милиционер может обратиться к прохожему?
(– Гражданин! – чувствуется официальность, строгость.)
Как милиционер обращается к человеку осужденному или уже на подозрении?
(– Гражданин! Пройдемте.)
Как можно обратиться к человеку в транспорте?
– Гражданин! Передайте, пожалуйста, билет.
В этом случае ситуация общения иная: не страж порядка и закона, а такой же пассажир применил обращение, которое уже не имеет не официальный, а обиходно – бытовой оттенок.
Итак, слово гражданин имеет следующие значения:
- Лицо принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными законами данного государства и исполняющее все установленные законами обязанности;
- Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему;
- Человек, подчиняющий свои личные интересы общественным, служащий родине, народу.
Послушайте случай из жизни. Прочитать.
В Польше во время командировки, каждое утро можно было услышать:
Доброе утро, пани!
Попробуйте вставить наши обращения в эту фразу:
Доброе утро,… (товарищ, женщина, гражданочка и т.п.)
Нет, не подходит. В нашей стране это неприемлемо, как в других странах это придает вежливости обращению.
Закрепление.
Запишите 2, 3 предложения, употребив правильно обращения, о которых мы говорили выше, соблюдая, знаки препинания и место употребления обращений в предложениях.
И в заключение:
Сейчас, в настоящее время, все чаще можно услышать с экрана телевидения когда– то утраченные обращения. Вспомните и запишите их.
Дамы и господа! Господин Петров! Господа!
Пример из жизни:
В автобусе от пожилого гражданина услышала:
– Сударыня, садитесь, пожалуйста!
Непривычно еще, но ведь уместно. И уважительно, и неофициально, и доверительно и тепло.
Вывод:
(слайд 4)
Будем надеяться, что и господин + фамилия, и господа, и сударь, сударыня войдут в употребление, останутся и гражданин с гражданкой и товарищ. Чем больше возможностей для выбора дает язык, тем лучше говорящим людям.
Итог урока.
Домашнее задание:
Напишите письмо, употребляя различные виды обращений.
Звучит песня С. Ротару “ Родина моя”.
К-1:
Галя хотела позвать Котьку умываться, но он сам пришел в ванную:
– Теть Галь, мне нужна коробка из-под обуви.
(Н. Соротокина).
Найдите стяжения в данных примерах и поставьте в исходное положение.
К-2:
– Шурк!– позвала бабка.
– А?
– Павла-то, наверное, в Кремль пускают?
(В. Шукшин).
Найдите стяжения в данных примерах и поставьте в исходное положение.