Урок русского языка в 10-м классе на тему "Комплексный анализ текста"

Разделы: Русский язык, Литература


Цели:

  • продолжить формирование и закрепление у обучающихся навыков работы с текстом;
  • повторить основные речеведческие понятия, умение определять стиль, тип речи, средства связи предложений;
  • формировать речевые навыки и умения обучающихся (создание на основе проанализированного текста собственное связное высказывание);
  • развивать чувство прекрасного, любви к книге.

Форма: урок русского языка с использованием ИКТ.

Место поведения: кабинет русского языка.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, дистанционное оборудование (пульты).

Оформление красной доски: тема урока, эпиграф к уроку.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель читает наизусть фрагменты из художественных произведений:
А. П. Чехов рассказ «Крыжовник» «…Надо, чтобы за дверью каждого довольного человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал бы стуком, что есть несчастные. Что жизнь рано или поздно покажет свои когти, случится беда…»
Л. Н. Толстой роман «Война и мир»
«…Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны… Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром темной сочной зелени, млел чуть колыхаясь в лучах вечернего неба. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия -ничего не было видно сквозь столетнюю жесткую кору…» )

Текст. Велико и неоспоримо значения текста, который способствует выражению мыслей, чувств, состоянию человека, природы. Так как же воспринимается и понимается текст?

3. Работа с текстом (Приложение)

Слайд 1. Звучит тест. (Читает обучающийся).

Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. Обратите внимание, что в некоторых вопросах может быть 1, 2 и более правильных ответов.

Текст

(1) Как же воспринимается и понимается текст? (2) Текст для читающего – это определенная последовательность знаков, т.е. букв, составляющих слова и предложения. (3) Эти внешние знаки ассоциируются с их психическими образами – внутренними знаками, которые тесно связаны с соответствующими значениями. (4)Благодаря этому становятся понятны слова, составляющие текст. <…>
(5) Для правильного и полного понимания текста нужно иметь некоторый запас знаний, живых представлений и впечатлений, которые как бы проецируются читающим на текст, как на экран. (6) По словам Е. А. Рубакина, «слово представляет собой крайне своеобразный сосуд, хотя и наполненный содержанием, но так им наполненный, что никто никоим образом не может получить его и выпить: его приходится самим творить, стараясь вникнуть в него, но творить из собственных элементов и по своему собственному образу и подобию».
(7) Таким образом, восприятие художественного текста не «извлечение» готовой информации, а творческий акт, сложный процесс художественного воссоздания действительности. (8) Поэтическое слово побуждает нас к сотворчеству с писателем. (9) Это альфа и омега искусства слова.

Л.А. Новиков

Слайд 2 Автор текста Л.А.Новиков (краткая информация)

Далее проецируется слайд за слайдом по работе с текстом.

Слайд 3 Какой из следующих афоризмов наиболее полно выражает основную мысль текста и мог бы служить эпиграфом к нему?

  • «Чтение для ума – то же, что физическое упражнение для тела». Д. Аддисон
  • «Когда я читаю книгу, умную или глупую, мне кажется, что она жива и беседует со мной». Дж. Свифт.
  • «Автор пишет только половину книги, другую половину пишет читатель». Дж. Конрад.
  • «Читать – значит думать чужой головой вместо своей собственной». Арт. Шопенгауэр.

Слайд 4 Определите стилистическую окраску текста (на данном слайде содержится ответ на вопрос (книжная и разговорная) и даются подсказки ( стили речи) ).

Слайд 5 К какому стилю и типу речи относится текст?

1) научно-популярный стиль, сочетание разных типов речи (рассуждение, повествование, описание)
2) публицистический стиль, повествование с элементами рассуждения
3) художественный стиль, повествование
4) разговорный стиль, рассуждение

Слайд 6 Каковы смысловые отношения межу первым и вторым предложениями абзаца 2?

  1. уступительные
  2. тезиса – разъяснения
  3. параллелизма
  4. перечисления
  5. сравнения

Слайд 7 Укажите средства связи между двумя последними предложениями абзаца 1.

  1. союз или вводное слово в начале последнего предложения
  2. повторяющиеся слова
  3. знаки препинания
  4. существительные и заменяющие их местоимения
  5. причастный оборот

Слайд 8 Синонимом слова прямолинейное («извлечение» информации) в данном тексте является слово

  1. бесспорное
  2. поверхностное
  3. уверенное
  4. примитивное
  5. намеренное

Слайд 9 Синонимами в данном тексте являются слова

1) содержание- информация
2) творить – создавать
3) внешний – внутренний
4) своеобразный – собственный
5) вникнуть – понять

Слайд 10 Какое слово употреблено в тексте в переносном значении?

  1. запас (знаний)
  2. живое (представление)
  3. последовательность (знаков)
  4. пересаживание
  5. сотворчество

Слайд 11 Укажите, какие средства выразительности использованы в абзаце 2.

  1. эпитет
  2. перифраза
  3. сравнение
  4. оксюморон
  5. метафора

Слайд 12 Укажите, какие средства выразительности использованы в последнем абзаце текста.

  • эллипсис
  • антитеза
  • ирония
  • риторическое восклицание
  • многосоюзие

Слайд 13 Выпишите из двух последних предложений текста слово (слова), в котором (ых) букв больше, чем звуков.

Слайд 14 Определите стилистическую окраску употребленных в тексте слов и словосочетаний никоим; творческий акт; сотворчество; по образу и подобию.

Слайд 15 Выпишите из последнего абзаца устойчивое выражение (фразеологизм).

Слайд 16 Каков способ образования слова НАПОЛНЕННЫЙ?

  • бессуффиксный
  • приставочный
  • сложение основ
  • приставочно-суффиксальный

Слайд 17 Укажите, к какой части речи относятся слова из первого абзаца текста:

1) эти
2) внешние
3) для
4) нужно
5) составляющие
А. существительное
Б прилагательное
В глагол
Г местоимение
Д наречие
Е предлог
Ж причастие

Слайд 18 Укажите тип сказуемого во втором предложении абзаца1.(на данном слайде есть подсказка -типы сказуемых).

Слайд 19 Укажите тип односоставного предложения, выделенного жирным шрифтом ( на слайде содержится подсказка – перечислены типы односоставных предложений).

Слайд 20 Практическая работа

На парте у каждого обучающегося и на экране интерактивной доски текст.

Исходный текст:

Подлинная наука всегда связана с жизнью, из нее, собственно, и рождается, а не из голых мозговых акций. Всякая отвлеченная, лишенная связей с природой, жизнью, мысль обескровливает себя, закупоривается, лишается жизненных соков, подлинно человеческого прозрения. Ведь творческая мысль – не одно только интеллектуальное усилие. Это проявление всей полноты личности ученого (или художника), соединение его духовно-умственных, волевых, эмоционально-душевных, нравственных усилий. Без «человеческих чувств» ученого, без его качеств гражданина и патриота обедняет и сама творческая мысль. (М.Лобанов)

Задание:

  1. Сформулировать проблему исходного текста
  2. Прокомментировать данную проблему
  3. Определить позицию автора
  4. Выразить собственную позицию
  5. Подобрать аргументы

Слайд 21 Тест дистанционный

Осуществляется индивидуальная проверка обучающихся: у учителя пульт управления, а у ребят с определенным номером. На экране интерактивной доски высвечиваются номера с ответами.

1) Считаете ли вы важным выбор формы? (да, нет)
2) Всегда ли мы выделяем основную проблему? (да, нет)
3) Как вы думаете, необходимо ли в комментарии проблемы текста соотносить авторское отношение с тем, что думаете о ней вы? (да, нет)
4) Важно ли учитывать при определении позиции автора позитивное, негативное, двоякое отношение к рассматриваемой проблеме? (да, нет)
5) Надо ли помнить, что аргументация основана на логических и психологических доводах? (да, нет)

Вывод по уроку:

– Так как же воспринимается и понимается текст?
– Что необходимо для правильного и полного понимания текста?
– Таким образом, восприятие текста – это…?

4. Домашние задание

– Написать сочинение-рассуждение по данному тексту.