Цели урока:
- Закреплять знания о словах-предметах и словах-признаках.
- Развивать умения находить слова-признаки в предложениях.
- Закреплять умения выделять из предложения словосочетания, главное слово в словосочетании.
- Воспитывать потребность в совершенствовании устной речи.
- Зазвивать коммуникативную компетенцию, навыки работы в группе.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня на уроке вам необходимо вспомнить и применить свои знания о словах-признаках.
Работать будем в группах (дети выбирают 1 кружок любого цвета и распределяются на 4 группы). Не забывайте о правилах работы в группе.
2. Экспресс опрос.
- На какие вопросы отвечают слова-признаки?
- Какая часть речи обозначает признак предмета?
- Для чего нужны слова-признаки?
3. Словарная работа.
Каждая группа получает карточку со словарными словами.
- Ребята, внимательно прочитайте словарные слова, правильно вставьте пропущенные буквы. Подумайте, что между словами общего, найдите лишнее слово, докажите.
В_робей | н_родный | ч_ловек | весел_ | |||
Ов_щи | к_пустный | р_бята | т_гда | |||
Д_рога | р_бочий | дев_чка | _днажды | |||
П_года | р_ссказ | т_атр | Р_ссия | |||
Каждая группа выбирает отвечающего. Карточка прикрепляется на доске и каждый отвечающий представляет решение своей команды. Ребята из других команд могут вносить свои дополнения.
- Молодцы! Вы показали свои знания словарных слов. А в какой группе встретились слова-признаки? Как вы это поняли? А в каких группах встретились слова-предметы? Докажите?
4. Работа с новым словарным словом.
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте загадку:
Деревянный Ивашка в пёстрой рубашке,
Где пробегает, носом след оставляет.
(Карандаш)
- Правильно, это карандаш. Посмотрите, как пишется это слово (учитель прикрепляет карточку с написанием слова на доске). Что вы заметили?
- А знаете ли вы, что значит слово карандаш? Найдите значение слова в толковом словаре.
- Назовите, какие слова-признаки встретились в тексте загадки?
- А теперь каждая команда выбирает в своей команде 1 человека, кто будет записывать на листке ваши ответы. Подберите к слову карандаш как можно больше слов-признаков.
- Молодцы! Итак, на какой вопрос отвечают слова-признаки? Для чего нужны слова-признаки в речи?
5. Работа с учебником.
- Ребята, мы с вами знаем, что слова-предметы и слова-признаки могут объединяться в словосочетания. А что такое словосочетание? Какое слово является главным в словосочетании?
- Закрепим наши умения находить словосочетания в предложении, задавать вопросы к словам, выделять главное слово. Откройте учебники на странице 50 упражнение 79.
Совместная устная работа. Учитель читает 1-й абзац, затем дети помогают составить словосочетания:
(Что?) лист (какой?) чистый, главное слово лист.
(Что?) карандаши (какие?) цветные, главное слово карандаши.
- Продолжите работу по 2 абзацу в своих тетрадях. Каждая группа работает с заданным предложением:
- 1-я группа – 1-е предложение: карандаш (какой?) зелёный, деревья (какие?) зелёные, луг (какой?) зелёный.
- 2-я группа – 2-е предложение: карандаш (какой?) коричневый, стволы (какие?) коричневые.
- 3-я группа – 3-е предложение: карандаш (какой?) жёлтый, головки (какие?) желтые.
- 4-я группа – последнее предложение: настроение (какое?) чудное. Добавьте свои слова-признаки.
Выполнив работу, каждая группа, выбирает отвечающего, который представляет найденные группой словосочетания, выделяя главное слово.
6. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. Какое настроение он у вас оставил? Что вам больше всего понравилось?
7. Итог урока.
- Ребята, вы сегодня выполнили большой объем работы. Чему мы сегодня учились? Все ли вам было понятно? А какие задания вызвали трудности?
Дополнительно: Игра «Узнай слово по описанию».
Каждая команда получает слово-предмет и подбирает к нему как можно больше слов-признаков, по которым можно догадаться, о чем идет речь:
- 1-я группа – заяц
- 2-я группа – яблоко
- 3-я группа – крокодил
- 4-я группа – медведь.