Цели урока:
- Обучение составлению небольшого текста-описания по открытке.
- Обогащать словарный запас речи учащихся.
- Развивать выдумку, фантазию, воображение.
- Развивать умение выражать свои чувства и настроение.
- Воспитание внимательного отношения к природе.
- Воспитание любви и бережного отношения к родному языку.
Оборудование: Презентация (Приложение), фотографии разных цветов; в индивидуальных конвертах (для каждого ученика): карточки с текстами, открытка, по 2 цветка из бумаги разных цветов.
Ход урока
І. Организационный момент.
Физминутка | Движения |
Прекрасно всё на небе. | (Руки вверх, потянулись) |
Прекрасно на земле. | (Присели, пригнули головки) |
Прекрасно всё вокруг. | (Поворот влево, вправо) |
Прекрасно всё во мне! | (Глубокий вдох, выдох) |
ІІ. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться составлять текст-описание, а помогать в этом нам будут цветы. (Слайд 1)
– Тему нашего урока можно определить словами русского поэта:
Быть может, вся природа –
Мозаика цветов?
(К. Бальмонт) (Слайд 2)
– Что такое «мозаика»? Проверим себя, как это слово объясняется в словаре иностранных слов. (Слайд 3)
ІІІ. Музыкальная пауза.
– Кто узнал эту музыку? («Вальс цветов» из балета П. Чайковского «Щелкунчик»)
– Где могут танцевать цветы? (Конечно, в сказке!)
– Как вы думаете, какие цветы могли бы танцевать вальс?
ІV. Словарная работа.
– Узнать слова по описаниям-загадкам и записать их в тетради:
(Слайд 4)
То фиолетовый. То голубой.
Он на опушке встречался с тобой.
Звонким названьем он наделён,
Посмотришь – подходит название это,
Но никогда нам не слышался звон
Из голубого лесного букета.
(Колокольчик)
(Слайд 5)
На лугу и в поле мы его встречаем,
Лепесточки белые мы на нём считаем.
Сердцевинка жёлтая у цветка того,
Будто крошка-солнышко забралось в него.
(Ромашка)
(Слайд 6)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдёшь,
Хоть не красный он, а синий,
Всё ж на звёздочку похож!
(Василёк)
(Слайд 7)
Был тугим он кулачком,
А разжался – стал цветком.
(Тюльпан)
(Слайд 8)
На зелёном шнурочке белые звоночки.
(Ландыши)
(При записи слов уточняется, какие средства использованы в загадках для описания цветов)
– Объяснить орфограммы в словах.
V. Работа по развитию речи.
1) Составление предложения из слов-лепестков (записать в тетради).
Нежно светится под кустом серебристый ландыш.
– Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
– Какой эпитет использован для описания ландыша?
2) Записать предложение под диктовку.
Ландыш – это подарок весны.
– Почему ландыш назван подарком?
3) Повторение признаков текста.
– Сколько предложений записали?
– Что получилось? (Текст)
– Назовите признаки текста. (Тема текста, главная мысль, заглавие, части текста)
– Как можно озаглавить этот текст?
Физминутка «Цветы».
Физминутка «Цветы» | Движения |
Наши нежные цветки Распускают лепестки. |
Руки плавно поднимают вверх перед собой, немного разводя в стороны. |
Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. |
Движения рук вправо-влево. |
Наши алые цветки Закрывают лепестки |
Руки наверху плавно смыкаются и опускаются |
Тихо засыпают, | Дети приседают. |
Головой качают. | Дети качают головой. |
4) Анализ и редактирование текстов.
а) Прочитайте предложения. (Слайд 9)
У корней деревьев густо растут ландыши. Мы очень любим ландыши. Их белые, чистые цветы похожи на крошечные колокольчики. Они так хорошо пахнут!
(По И. Соколову-Микитову)
– Докажите, что это текст.
– Что в этом тексте не так? (Нет названия, нарушена последовательность)
– Что нужно изменить?
– Как правильно расставить части текста?
– Объяснить выделенные орфограммы.
– Записать текст в тетради правильно.
б) – Возьмите из конверта голубую карточку (у каждого ребёнка текст записан на карточке). Прочитайте другой текст:
Колокольчик.
Голубые, лиловые, фиолетовые цветочки, низко опустив головки, чуть-чуть покачиваются на ветру. Кажется, вот-вот раздастся тоненький серебристый звон. Колокольчики получили своё название за форму своих цветков. Колокольчики, конечно, не звенят, но как приятно смотреть на них!
(По Ю. Дмитриеву)
– Это текст?
– Чего не хватает в этом тексте? (Нет вступления)
– Придумайте начало этому тексту и допишите его на карточке.
– Прочитайте своё начало.
в) – Очень часто на балах выбирают королеву бала! Как вы думаете, какой цветок смог бы оказаться самым прекрасным на этом балу?
– Действительно, розы!
– Возьмите из конверта розовую карточку и прочитайте про себя текст (у каждого ребёнка текст записан на карточке):
Розы.
Каких только роз не бывает!
Белая, красная, жёлтая, розовая, чайная, чёрная роза. Чудесный цветок радует наш взор. У него нежный, тонкий аромат. Вместе с тем роза и лечебное растение. Розовое масло в прямом смысле дороже золота.
– О чём рассказывается в этом тексте?
– Что лишнее в этом тексте?
– А чего не хватает? (Заключение)
– Зачеркните лишнее и впишите на карточке заключение.
VІ. Творческая работа.
– Используя инструкционную карту (план, опорные слова), попробуем написать сочинение-миниатюру по открытке. (Слайд 10)
«Напишите-ка словами маленькие портреты цветов». (А.М. Горький)
План.
- Какие цветы изображены на открытке?
- Описание цветка.
а) Какие лепестки (цвет, форма)?
б) Какие стебли и листья?
в) На что похож цветок? - Нравятся ли тебе эти цветы? Почему?
Опорные слова: словно, будто, как будто, чудесные, чудный, аромат.
VІІ. Итог урока.
– Чему мы учились сегодня на уроке?
– Давайте послушаем, какие вы составили описания (выборочное чтение работ).
VІІІ. Домашнее задание на выбор (творческое).
(Слайд 11)
1. Сочинить стихотворение, используя слова:
... цветы
... глядят
... красоты
... висят
2. Сочинить небольшую сказку или небольшой рассказ о цветке, используя слова: жил-был, как-то раз, вдруг, однажды.
ІХ. Оценка работы учащихся.
– Наш урок подходит к концу. Я благодарю всех, кто сегодня прекрасно работал на уроке. Сейчас каждый из вас оценит свою работу на уроке. Если вы считаете, что вы очень хорошо работали на уроке – приготовьте красный цветок, хорошо – жёлтый; подойдите к доске и прикрепите свои цветы к букету!
– Вы хорошо работали! Букет получился очень красивый!
Литература и материалы:
- А.И.Тикунова, В.Л.Канакина. Сборник диктантов и творческих работ. Москва. Просвещение, 1992.
- Н.В.Матвеева. Контрольные работы в начальной школе по русскому языку. Москва. Изд. Дом «Дрофа», 1997.
- Журналы «Начальная школа» разных лет.
- Материалы Интернет.