Оборудование:
- Плакаты с высказыванием русского писателя “Обращаться с языком кое-как –
значит и мыслить кое-как”.
Л.Н. Толстой.
Чтоб диктанты, сочинения без ошибок написать, все про буквы, запятые школьник должен знать на “пять”. - Газеты, посвященные русскому языку (занимательная грамматика, происхождение слов и т.д.)
- Выставка словарей и книг о русском языке.
Цель: Показать, как интересен русский язык, как “с ним можно творить чудеса”, воспитывать гордость, что русский язык – наш родной язык, развивать желание узнать больше о нем, стремиться не засорять язык словами-паразитами, говорить на современном литературном языке.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя о русском языке.
– Насколько ценен наш язык? Ответ можно найти в проникновенных словах Н. В. Гоголя: “…сам необыкновенный наш язык есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно…,имея возможность в одной и той же речи восходить до высоты, недоступной никакому другому языку, и опускаться до простоты…язык, который сам по себе уже поэт”.
Писатель назвал такие свойства языка, как
– звучность
– способность к обогащению
– наличие высоких слов и метких выражений
– возможность сочетать возвышенные и разговорно-бытовые слова “ в одной и той же речи”
2. – Л.Н. Толстой, известный русский писатель, боролся за чистоту языка. Продолжите мысль Льва Николаевича: “Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: (Как?) неточно, приблизительно, неверно”.
– Как вы понимаете это высказывание?
(– Недопустимо употреблять такие повторяющиеся слова, как “ну, в общем, значит, э-э-э”, они портят нашу речь, обедняют ее.
– Человек, который разговаривает косноязычно, неинтересен собеседникам.
– Если кто-то в своей речи употребляет иностранные слова, не зная значений, то его речь неправильна, непонятна.
– Если не будешь знать правила по орфографии и пунктуации, то не сможешь правильно оформить письменный ответ, написать диктант на “5”.)
– Знать русский язык необходимо не только для того, чтобы диктанты и сочинения без ошибок писать. Русский язык – это путь к знаниям.
3. – Стихотворение “Выучи русский язык” узбекского поэта С. Абдулла звучит как призыв ко всем, кто хочет чего-то добиться в жизни.
Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре, –
Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
4. – Не всегда у человека получается все легко и просто. Надо научиться преодолевать препятствия. Как? Давайте вспомним, как добились успехов Демосфен, Эдисон и Репин.
В Древней Греции жил оратор Демосфен. Он был в детстве чахлым и болезненным ребенком, у него был неясный выговор и короткое дыхание. Но он поставил перед собой задачу – стать оратором. Требования были суровыми: он должен иметь величественный вид, громкий, чистый, но не крикливый голос, обладать мимикой, жестами. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление было осмеяно народом. Но он продолжал работать над собой. Он устроил себе в подземелье комнату для занятий, учился актерской игре, укреплял голос, неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи, запоминал речи, которые ему приходилось слышать, и затем восстанавливал ход мыслей, выражал их вслух. Труд Демосфена увенчался успехом: он завоевал славу лучшего оратора.
Зависимость таланта от количества труда давно замечена. Великий изобретатель Эдисон говорил, что гений – это 1% вдохновения, а 99% – потения. Эдисон до 50 лет работал ежедневно в среднем по 19,5 часов в сутки, а при создании аккумулятора провел 10 тыс. опытов.
И. Репин, замечательный художник, был очень мужественным. От постоянного напряжения заболел. У него начала сохнуть рука. Хотя это случилось с ним уже в преклонном возрасте, он продолжал работать. Приспособив палитру на шее при помощи особых ремней, рисовал левой рукой.
– Какое качество присутствовало у этих знаменитых на весь мир людей? (Трудолюбие.)
– Н. Заболоцкий в стихотворении “Не позволяй душе лениться” восклицает, что душа обязана трудиться и день и ночь.
Звучит стихотворение Н. Заболоцкого. “Не позволяй душе лениться.”
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай, с нее узды!Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.А ты хватай ее за плечи.
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
5. – Вы уже 8 лет учите русский язык, и многие добились больших успехов. Проявите себя в конкурсах.
А) Измените число имен существительных. Кто ошибется, выходит из игры. Участвуют обе команды.
Тропа – тропы Гора – горы Трава – травы Стена – стены |
Поля – поле Холмы – холм Голова – головы Цена – цены |
Б) Образуйте форму множественного числа от слов:
Кот – коты Плот – плоты Грот – … Беда – беды Рука – руки Еда – … День – дни |
Пень – пни Лень –… Дуга – дуги Река – реки Мука – … Слива – сливы Грива – гривы |
Диво – … Цыпленок – цыплята Козленок – козлята Бочонок – ..
|
В) Образуйте новое слово.
|
овод рот ежи глас ода вал очки елка марка он яр ода |
Ответы:
|
|
Г) Составьте слова.
Х а р а к т е р и с т и к а
Характер Рак Актер Риск |
Тик Река Ракета Иск |
Терка Атака Тир |
Катер Кета Арка Ар |
Д) Закончи пословицу.
Язык (до Киева) доведет.
Не спеши языком (торопись делом).
Язык языку (рознь).
Кто много читает (тот много знает).
Книгу читать (как на крыльях летать).
Поздно встанешь (мало сделаешь).
Мир освещается солнцем (а человек знанием).
Что одному не под силу (легко коллективу).
Е) Составьте слова.
1 ряд И И – л И – го И – кра И – згиб И – щейка И – скание И – нститут И – гривость И – нтермедия И – стребитель И – мпровизация И – спользование И – збавительница И – скусственность И – зобретательство |
2 ряд О О – м О – да О – рда О – кунь О – ружие О – брона О – бманщик О – дуванчик О – снователь О – боснование О – бозреватель О – бщественница О – прометчивость О – тносительность О – врагоукрепитель |
3 ряд А А – д А – кр А – ул А – рка А – ист А – кула А – рмеец А – нтракт А – рматура А – ссоциация А – строномия А – гротехника |
6. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Тот, кто трудится, конечно же, от ошибок не застрахован.
А) Смешные случаи на уроках языка. (Сценка “Беседа учителя с учеником”.)
Учитель. Составь предложение со словом “Эпитет”
Ученик. “Володя сел за стол и стал есть со зверским эпитетом”
Учитель. Просклоняй по падежам слово “книга”.
Ученик. Именительный – что? – книга, родительный – из чего? – из бумаги.
Учитель. Что обозначает словосочетание “глазастый человек”?
Ученик. Это у которого много глаз.
Учитель. Придумай сложное предложение, где были бы слова “хозяин” и “собака”.
Ученик. “Собака, увидев хозяина, завиляла хвостом, а он ответил ей тем же”.
Учитель. Почему слово “Бим” мы пишем с большой буквы?
Ученик. Потому что это – фамилия собаки.
Учитель. “Составь предложение со словом “сиял”.
Ученик. Он шел через поле, сиял от горя!
Учитель. Придумай однокоренное слово к слову “часы”.
Ученик. Будильник!
Б) Каждый ученик читает предложения из сочинений.
Собака – друг человека, кроме тех случаев, когда она кусается…
Некрасов сказал о русской женщине, что она коня на скаку остановит и с ним в горящую избу войдет…
Количество крокодилов стало резко уменьшаться из-за того, что из них стали добывать портфели
Летопись называется так потому, что ее обычно писали летом…
Конь и слон относятся к шахматным животным.
У моего друга громкий смех и сломанный велосипед.
Позади шел пожилой человек лет восемнадцати.
Костя ходил в красных ботинках, и только глаза у него были зеленые.
Сначала у него вспотел лоб, а потом только показалась шишка.
Я взял кота Ваську, когда был еще котенком.
Я быстро стоял на одном месте.
Мальчик увидел что-то вкусное и облизался до ушей.
Она была красивая и ходила на ушах с серьгами.
Его куртка была пришита к заплаткам.
Дверь была закрыта на распашку.
Сережа ударился о стенку углом головы.
У собаки встал мех дыбом
Он был высокий, с маленькими подстриженными ушами.
7. В заключении мы сыграем в игру “Ералаш”. (Учитель называет словосочетание, а ученики вытаскивают из конверта продолжение предложения. Тот ученик, у кого предложение составлено верно, можно условно поставить “5”, неверно – “2”.)
Злой кабан Пароход Соловей Дикобраз Кошка Маша Буратино Портной Еж Чиж Стол Рак Чайник Мальчик |
Точил клыки Давал гудки Сидел на ветке Томился в клетке Хвостик свой ловила Физику учила Все поел блины Шил себе штаны Гонялся за мышами Летал под облаками Накрыт к обеду был Усами шевелил Булькал на костре Прыгал во дворе |
8. Итог урока. Выступление учащихся “Мое отношение к русскому языку”